Цветовая гамма — это используемый в цветовой композиции ряд цветов, образующий гармоническое сочетание определенного типа.

При бесконечном разнообразии вариантов цветовые гаммы тоже делятся на типы и подтипы. Для уточнения характера гаммы используются названия цветовых тонов и конкретных цветов, а также другие характеристики цвета: гамма синих цветов, розовая, голубая или желто-голубая гамма и т.п.; бледная и насыщенная, светлая и темная гаммы, или еще более конкретно, например, насыщенная желто-голубая гамма и т.п. Также используются определения, обозначающие несобственные, ассоциативные качества цветов: холодная и теплая, мажорная и минорная гаммы и т.п. В процессе создания цветовой композиции или при анализе уже созданной композиции тип гармонизации и конкретная цветовая гамма определяются или одновременно, или последовательно — сначала определяется общий характер сочетания, а затем выбор конкретного ряда цветов.

Цветовая гамма определяет колорит данного произведения искусства или объекта дизайна. Колорит — важнейший аспект цветовой композиции.

В изобразительном искусстве, декоративном искусстве и дизайне колорит — закономерное сочетание (система) цветов, выражающее какую-либо идею, чувство, состояние природы или эмоциональное состояние человека. Понятие «колорит» используется и в гораздо более широком смысле. Во-первых, это обусловлено тем, что для нашего восприятия цвет как неотъемлемое свойство формы присутствует в любом явлении. Во-вторых, универсальность термина обусловлена ассоциативными свойствами цветов и цветосочетаний. Мы говорим о колорите определенного состояния природы, о «колорите местности», о «национальном колорите» в бытовом укладе, а также в литературе, языке, музыке и т.д.

Понятно, что, каким бы ни был колорит, в нем, как в любой системе, все цвета как элементы системы должны быть прочно взаимосвязаны и образовывать гармоничную целостность. В изобразительном искусстве выбор характера колорита определяется содержанием произведения, художественной идеей и творческой манерой мастера. В декоративном искусстве и дизайне колорит обусловлен также утилитарно- функциональной и культурно-социальной сущностью объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия, а также эстетическим отношением к объекту однородной группы или разных групп потребителей.

В изобразительном искусстве проблема колорита наиболее актуальна для живописи. Колорит в реалистическом живописном произведении обусловлен задачей верно передать характер изображаемой цветовой среды при определенных условиях освещения и наблюдения. О важнейшем значении освещения для восприятия цвета и о факторах, влияющих на характер освещения (источники света, состояние оптической среды, степень освещенности поверхности и т.д.), много говорилось выше (см. лекции 1—3). При различном освещении цвета всех предметов определенным образом изменяются. В реалистической живописи свет связывает, объединяет и гармонизирует цвета поверхностей всех предметов. Это может быть солнечный свет в определенное время суток, лунный свет, рассеянный свет пасмурного дня, свет любого искусственного источника или условное «театрализованное» освещение. В любом случае, если живописец-колорист найдет для каждого цвета в каждом участке поверхности изображаемых предметов верный оттенок, насыщенность и светлоту, композиция приобретет цельность и гармоничность. Надо заметить, что целью художника является не точное повторение натуры, что на самом деле и невозможно, так как самое иллюзорно правдоподобное реалистическое изображение всегда условно. Что бы ни изображал живописец, одна из его главных задач — выражение эстетических качеств натуры при помощи всех изобразительных средств, среди которых цветовая композиция является одним из важнейших. При этом выражается личное переживание, восхищение красотой натуры, которую художник тонко чувствует. Поверхность, например, которую неискушенный глаз увидит, а фотоаппарат зафиксирует просто белой, серой или красной, глаз живописца видит по отношению к окружению сложно цветной и имеющей большое количество оттенков, тонких цветовых и светотональных градаций. Все это богатство цветовых отношений художник показывает в своем живописном произведении, переводя многообразие цветов реальной натуры на язык красок, наложенных на плоскую поверхность. И каждый большой мастер имеет собственные приемы распределения света и тени, свое индивидуальное видение цветовой среды, как будто каждый мотив он освещает своим собственным, особенно окрашенным светом. Каждый цвет под воз- действием этого света приобретает определенный оттенок, и все цвета вместе образуют колористическое единство. По характерному колориту можно узнать произведения известных мастеров, например, холодный серебристый свет у Веласкеса и теплый золотистый у Рембрандта. Картины наших замечательных живописцев Репина, Сурикова, Нестерова, Врубеля и многих других также отличает не только индивидуальная манера живописи, но и особый колорит.

Во многом за счет колористического строя в живописном произведении решается главная творческая задача — создается художественный образ. Общая основа гармоничного художественного образа в реалистической живописи – взаимодействие и взаимосвязанность освещения, цвета и формы. В полноценном произведении эта взаимосвязь создает определенную тональность.

Тональностью называют соподчиненность всех цветов в композиции, которая характеризуется невозможностью изменения какого-либо цвета по оттенку, светлоте, насыщенности и площади пятна без разрушения гармонии и целостности живописного произведения. Поэтому в узко профессиональном

смысле колорит в живописи — это совокупность всех цветов произведения, тонально объединенных между собой.

Колорит в реалистической живописи — очень сложное понятие, отличающееся по своей специфике от колорита в других видах пластических искусств и в дизайне. Поэтому можно встретить суждение, распространенное среди живописцев и части искусствоведов, что это понятие вообще применимо только по отношению к реалистической живописи. Другие же искусствоведы более широко используют этот термин. Чтобы подчеркнуть особое качество и значение колорита в реалистической живописи, не «обделяя» в то же время другие виды пластических искусств, специально для живо- писи еще в ХIХ веке искусствоведы стали использовать термин «колоризм».

По сравнению с реалистической станковой живописью в декоративной живописи и графике колорит более условен. Колористическое решение произведений, которые можно отнести к этим видам изобразительного искусства, как правило, не создает иллюзию реальной светоцветовой среды. Однако, используя ассоциативные свойства отдельных цветов и различных цветовых сочетаний, художник через определенную цветовую гамму с не меньшей, а иногда и с большей силой выражения может передать любое эмоциональное настроение, любое состояние природы. На психофизиологическом воздействии цвета также основана выразительность колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

Колорит всегда выражен определенной цветовой гаммой, поэтому эти два термина часто используются в одинаковом значении при описании отдельного произведения или объекта, например: «теплый колорит» или «теплая гамма», «насыщенный колорит» или «насыщенная гамма», «светлый колорит» или «светлая гамма» и т.п. На самом деле, из сказанного выше следует, что эти понятия не тождественны, причем колорит — значительно более широкое и емкое понятие. Широта понятия осложняет задачу систематизации различных типов колорита. Л.Н. Миронова предлагает схему, в которой типы колорита определяются по признаку светлоты и насыщенности общего тонального решения цветовой композиции. Все многообразие цветовых композиций схематически сводится к пяти типам колорита. При этом указываются виды творчества, исторические периоды, цветовые предпочтения в искусстве разных регионов и разных социальных групп общества, для которых тот или иной тип колорита наиболее характерен.

Типы колорита (по Л.Н. Мироновой)

Насыщенный

Главный признак колорита этого типа — максимально возможная насыщенность


цвета. Композиция строится на небольшом количестве чистых основных цветов. Этот тип колорита характерен для искусства «примитивных» культур и народного искусства, для авангардных течений искусства ХХ века, искусства кича, городского фольклора и детского творчества. Он также уместен в агитационной, рекламной и промышленной графике, в молодежном и спортивном дизайне, в геральдике и карнавальном оформлении (рис. 10.7).








Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 31909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.