Типы цветовых контрастов
В предыдущих лекциях были подробно описаны модели различных цветовых систем, представляющие все цвета, воспринимаемые человеком, которые можно получить путем аддитивного или субтрактивного смешения основных цветов спектра (все оттенки цветов, различаемые глазом, которые можно получить, моделируя спектральные цвета по светлоте и насыщенности). Эти модели могут служить отправной точкой в поиске колористического решения проектируемого объекта. Однако ни одна модель не в состоянии показать, как именно то или иное сочетание цветов будет восприниматься зрителем. Прежде всего практически очень сложно обеспечить постоянно одинаковое освещение объекта. Из предыдущих лекций уже известно, что изменение освещения влечет за собой изменение восприятия цвета поверхностей, отражающих свет, и в большей или меньшей степени изменение соотношения цветов (представьте себе, например, постоянно меняющиеся краски храма Василия Блаженного, освещенного лучами вечернего солнца). Но это не самая сложная проблема, так как изменение цветов и их отношений при различном освещении все-таки можно более или менее точно смоделировать и спрогнозировать. Главное, чего не может показать ни одна цветовая модель, — это взаимное воздействие цветов друг на друга при их одновременном или последовательном восприятии человеческим глазом. Дело в том, что один и тот же цвет выглядит по-разному на различном по цвету фоне, например, на синем и на красном. Также цвет меняется в нашем восприятии, соседствуя с другими различными цветами. Это изменение цвета происходит под воздействием явления цветового контраста.
Соотношения цветов регулируются понятиями контраст, нюанс, тождество в пределах их свойств по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Все три варианта соотношения цветов используются художниками и дизайнерами, как изобразительные и выразительные средства цветовой композиции, помогающие создать определенные эффекты восприятия, определенное впечатление, достичь определенного эмоционального воздействия.
Наиболее мощным средством достижения выразительности цветовой композиции является контраст, который можно назвать одним из законов композиции, так как без визуально различимого контраста просто невозможно восприятие и различение какого-либо объекта или явления. В самом деле, можно сказать, что контраст — это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной или цветовой разницы между соседними участками поверхности предмета и между границами формы предмета и фоном позволяет увидеть форму предмета и в реальном пространстве, и на изобразительной поверхности. Понятие контраста универсально для всех искусств и наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста. Контраст как сопоставление каких-либо достаточно резко различных или противоположных элементов — одно из главных необходимых изобразительных и выразительных средств в искусстве, обязательное условие создания гармоничного произведения. Суть контраста как выразительного средства заключается в том, что под воздействием контраста в контрастирующих элементах выявляются определенные качества, при этом у зрителя возникают новые ощущения, чувства и эмоции, которые не могут быть вызваны при восприятии этих элементов по отдельности.
Цветовые контрасты делятся на ахроматический (светлотный) и хроматический типы. В каждом из этих типов с учетом различных условий восприятия выделяют одновременный, пограничный, последовательный контраст. Эффект одновременного контраста возникает, как правило, когда мы видим пятно какого-либо цвета на фоне другого цвета. При этом фон называется «индуктирующее поле», а пятно на фоне — «реагирующее поле».
При одновременном ахроматическом контрасте по светлоте реагирующее поле в нашем восприятии более значительно меняется в зависимости от характера индуктирующего поля. Как при слабом, так и при очень резком контрасте по светлоте эффект его воздействия снижается (рис. 9.1).
Эксперименты, проведенные российским ученым Б.М. Тепловым, показали, что эффект одновременного светового контраста зависит от следующих факторов:
– абсолютной яркости индуктирующего и реагирующего полей и разницы яркостей индуктирующего и реагирующего полей (при очень низких или, наоборот, высоких различиях эффект отсутствует или незначителен);
– величины площадей индуктирующего и реагирующего полей (чем меньше
светлое реагирующее поле, тем ярче оно кажется);
– расстояния между индуктирующим и реагирующим полями в реальном пространстве (сила контрастного действия убывает при увеличении расстояния);
– освещенности индуктирующего поля (очень низкая и очень высокая освещенность снижают эффект контраста).
К этому можно добавить, что сила эффекта контраста зависит также от формы реагирующего поля: при более сложной конфигурации пятна эффект, как правило, ниже.
Эффект одновременного цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цвета. Это более сложное явление, чем цветовой контраст, так как различие по цветовому тону и насыщенности, как правило, сопровождается различием по светлоте. Поэтому здесь нужно заметить, что для эффективного действия цветового контраста следует задать умеренное различие контрастирующих цветов по светлоте.
Иоханнес Иттен в книге «Искусство цвета» выделяет семь типов одновременного цветового контраста.
Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 3754;