Совесть и честь в критической работе
Совершенно ясно, что подобные нормы человеческого поведения, как совесть и честь, не могут быть каким-либо образом регламентированы. Эти качества во многом определяются врождённым набором душевных качеств, отчасти на них можно воздействовать посредством воспитания, образования, соответствующих жизненных примеров и эмпирического опыта, но вменить их «сверху» вряд ли возможно. Мы можем рассчитывать и надеяться только на то, что в том или ином профессионале в момент принципиального выбора воспреобладают порядочность и достоинство, а не принцип ролевого поведения, соображения практической выгоды и биологические рефлексы (такие, как малодушие, чувство самосохранения, личный интерес и т. п.).
Более того, довольно регулярно в критических выступлениях мы обнаруживаем либо следование привычным лекалам, либо стремление к поиску компромисса, либо половинчатость или недоговорённость; вот почему случаи, когда критик поражает нас своей прямотой, мужеством и высокопрофессиональным подходом к делу, не так уж и часты. Но тем ценнее встречаться с его бескомпромиссным, самозабвенным, творческим служением своей профессии.
Как уже не раз упоминалось, говорить полную правду, выходить с открытым забралом, идти в своих оценках и выводах до конца – часто требует настоящего мужества и сродни подвигу. И в этом отношении принятие решения оставаться самим собой в острой проблемной ситуации сродни тем поступкам творческих людей, которые безбоязненно выступали за правду, добро и красоту даже там, где это было сопряжено со смертельной опасностью.
В 1910 году классик белорусской литературы Янка КУПАЛА (Иван Доминикович Луцевич, 1982–1942) написал поэму «Курган». Её сюжет достаточно прост, но имеет отношение к предмету нашего разговора. В давние времена в белорусском Полесье жил злой и высокомерный князь, который своей жестокостью тиранизировал подданных. Однажды, на свадебном пиру в честь своей дочери для увеселения гостей ему вздумалось пригласить известного в округе гусляра. Искусство старого сказителя обладало удивительной силой: соплеменники утверждали, что во время его вдохновенных песнопений стихала вся природа: замирали лесные звери, замолкали птицы, не шумели листвой деревья, а в дальней чаще леса расцветал волшебный цветок папоротника.
Доставленному в роскошный княжеский дворец гусляру было поставлено жёсткое условие: если его выступление понравится гостям, в награду его гусли будут наполнены золотыми или серебряными дукатами; если же его песня будет «не под мысль» (не по нраву) кому-то из присутствующих, то певец получит «конопляную заплату», что можно понимать как верёвку для виселицы.
Поставленный перед такой предельно чётко сформулированной дилеммой, после недолгих раздумий седой гусляр ударил по струнам. Однако вместо сладкоголосых гимнов и лирических рулад владетельный князь и его гости услышали из уст народного певца гневную отповедь:
«Гэй ты, князь! Гэй, праслаўны на цэлы бел свет,
Не такую задумаў ты думу, –
Не дае гуслярам сказу золата цвет,
Белых хорамаў п'яныя шумы.
Скурганіў бы душу чырванцом тваім я;
Гуслям, княжа, не пішуць законаў:
Небу справу здае сэрца, думка мая,
Сонцу, зорам, арлам толькі роўна…»[300]
Тот прямо обвинил его в беззакониях и преступлениях, казнях и пытках безвинных людей, выкрикнул слова обвинения в том, что «властный владар» наслажается богатством и роскошью за счёт ограбленных и униженных им простых поселян.
Песня оборвалась. Кажется, последний ход в этой роковой партии остаётся за князем:
Я па-князеўску ўсім і плачу, і люблю!
Ты не хочаш дукатаў – не трэба!..
Узяці старца і гуслі жыўцом у зямлю!
Знае хай, хто тут пан: я – ці неба![301]
Оскорблённый и взбешённый владыка приказывает своим приспешникам схватить старца и вместе с гуслями живьём зарыть в землю. Воля князя исполнена. На месте казни славного и отважного гусляра вырастает огромный холм – курган, который становится символом народной памяти о несправедливом суде над словом правды и преступлении, которому не может быть прощения.
Но на этой трагической ноте всё не кончается. Проходят годы и века, и в народе рождается легенда о том, что раз в год ночью из кургана выходит седой старик, строит струны своих гуслей и заводит таинственную, загадочную песню. Народная молва гласит: если кто-то сумеет внять словам бессмертного гусляра, тот навсегда обретёт покой и благодать. Заключительная строфа поэмы звучит так:
Кажуць, каб хто калі зразумеў голас той,
Не зазнаў бы ніколі ўжо гора...
Можна тут веру даць, толькі слухаць душой...
Курганы шмат чаго нам гавораць[302].
Очевидно, перевод тут не требуется. Легендарный сказитель проявил несгибаемость и железную волю, высказал всё, что было у него на сердце, не «скурганил» своей души и ценой жизни обрёл всенародное признание и бессмертие. Честь и совесть творца остались неприкосновенными.
Этот кажущийся простым сказочный образ есть возможность трактовать по-разному. Можно интерпретировать его как постановку остросоциальной проблемы: катастрофическое неравенство людей, несправедливость жизненного устройства и необходимость для творческого человека – быть на стороне людей, которые подвергаются жестокому прессингу со стороны сильных мира сего. Но это не единственное истолкование (заметим, что поэма была создана за семь лет до буржуазно-демократической и социалистической революций в России).
Имеет право и «пушкинская» интерпретация поэмы Я. Купалы: поэт, чьё вдохновение сродни солнцу, звёздам и орлам, сам избирает предмет для своих песнопений: ни толпа, ни власть не могут задавать направление его творческой интенции.
Но для предмета теории литературной критики наиболее существенным будет следующее понимание этого многозначного образа: за время существования литературы было создано море произведений, написаны и изданы целые горы, курганы книг. И критик, приступающий к литературным раскопкам, должен помнить о том, что в глубине этого кургана находится живой вдохновенный певец, а поэтому исследовательские работы необходимо проводить с максимальной осторожностью и бережностью. Этот подход и станет проявлением его профессиональной чести и совести.
Заключение
Размышляя о сути и назначении литературно-критической деятельности, необходимо сделать несколько достаточно уверенных выводов:
· Литературная критика является специфическим, но равноправным родом литературы, находящемся на стыке художественного и научного мировосприятия.
· Она возникла на самых ранних стадиях развития творчества, прошла ряд значимых этапов, видоизменялась, эволюционировала, и имманентно сопутствует культурному прогрессу.
· Эта форма общественного сознания находится в тесном контакте со многими другими гуманитарными областями знания, занимая в общей системе своё определённое место.
· Критика призвана выполнять широкий круг эстетических, общественных и идеологических функций: рассмотрение, анализ, оценка и интерпретация литературного произведения; просвещение и информация общества; организация литературного процесса; выстраивание культурных иерархий и участие в эстетических спорах; влияние на общественные настроения и нравственное состояние общества и др.
· Человек, становящийся литературным критиком, берёт на себя ряд существенных обязанностей, в том числе, и этических – например, быть независимым, объективным, осведомлённым, внимательным арбитром в эстетических спорах, знать и учитывать особенности человеческого восприятия и индивидуальной психики;
· С профессиональной точки зрения, критик обязан понимать психологию людей, обладать достаточным уровнем образования, квалификации, технической оснащённости, гибкостью и разнообразием в выборе средств – безусловно, при наличии соответствующих литературных способностей;
· На вооружении литературного критика есть множество методологий, способов и приёмов, которые можно использовать в рамках существующих и вновь возникающих жанров;
· Самореализация литературно-критической деятельности происходит посредством его сотрудничества с издательствами, печатными и иными средствами массовой информации, поэтому он должен знать особенности их функционирования;
· Будучи вовлечённой в систему государственного и общественного устройства, критика входит в соприкосновение с различными административными и социальными структурами, а следовательно, обязана учитывать их интересы, запросы и пожелания;
· Индивидуальное владение художественным словом и другими секретами профессионального мастерства – непременная обязанность и долг литературного критика; это качество делает его выступления справедливыми, убедительными и авторитетными, а сам он приобретает значение фигуры, занимающей существенное место в исторической ретроспекции и современном литературном ландшафте.
Исходя из всего этого, критик может и должен занять подобающее ему высокое положение в современной цивилизационной модели, которая, естественно, постоянно развивается, видоизменяется и эти изменения с необходимостью нужно правильно воспринимать, влиять на них, принимать и утверждать благотворные тенденции и отсеивать очевидно вредоносные. Если эта, отнюдь не кажущаяся невыполнимой программа будет успешно реализована, то свою магистральную задачу критик может считать решённой.
[1] Г о н ч а р о в И.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература. С. 24.
[2] Р о з а н о в В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний. М., С. .
[3] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220.
[4] Э й х е н б а у м Б.М. О литературе. М., Советский писатель, 1987. С. 109.
[5] Г р и г о р ь е в А.А. Искусство и нравственность. М., Современник, 1986. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 44.
[6] С о м е р с е т М о э м У. «Тайны ремесла» и магия слова / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 346.
[7] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 218.
[8] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220.
[9] Э л и о т Т.С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 284.
[10] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 410.
[11] К о ж и н о в В.В. Судьба России. М., Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С. 70.
[12] М е р е ж к о в с к и й Д.С.
[13] Д о р о ш е н к о Н.И. Выстроить иерархию имён. В сб. Новый реализм: за и против. Материалы и дискуссии последних лет. М., Издательство Литературного института им. А.М. Горького. М., 2007. С. 64.
[14] Г а д а м е р Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. . – (История эстетики в памятниках и документах). С. 304.
[15] Х о р у ж и й С.С. Вместо послесловия. В кн. Джойс Дж. Улисс. М., Республика, 1993. С. 650-652.
[16] Б р о д М. Узник абсолюта. М., Центрполиграф, 2003. – (Великие имена). С. 203.
[17] П е т р о в с к и й М.С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. – (Судьбы книг). С. 27-28.
[18] Соловьёв В.С. Литературная критика. М.., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 37.
[19] Б ё л л ь Г. Опыт о разуме поэзии. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. М., Художественная литература, 1996. С. 471.
* Содержание второго и третьего разделов даются в реферативном объёме, так как более подробно этот материал изучается в курсах «История русской литературной критики» и «История зарубежной критики».
[20] П л а т о н. Избранные диалоги. М., Художественная литература, 1965. – (Библиотека античной литературы). С. 261-262.
[21] Там же. С. 272.
[22] У ж а н к о в А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М., Академика, 2014. С. 82-83.
[23] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 262.
[24] Там же. С. 312.
[25] Там же. С. 330.
[26] Там же. С. 403.
[27] Там же. С. 350.
[28] Д а н т е Алигьери. Новая жизнь. М., С.
[29] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 383.
[30] Там же. С. 388-389.
[31] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 390.
[32] Там же.
[33] Д е р ж а в и н Г.Р. Евгению. Жизнь Званская.
[34] К а н т И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. – (Философское наследие). С. 8–9.
[35] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 101.
[36] Г ё т е И.В. «La Guzla». Poésies illiriques / Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 414.
[37] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М.: Художественная литература. 1980. С. 424-425.
[38] А н и к с т А. Комментарии / Гёте И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 443.
[39] Цит. по: В а к е н р о д е р В.-Г. Фантазии об искусстве. М., Искусство, 1977. С. 209.
[40] Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 383-384.
* Собств. «De origine, natura et fatis Poёseos, quae Romantica audit» (лат.).
[41] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193.
[42] Т ю т ч е в Ф.И. Последний катаклизм / Стихотворения. Письма М., Современник, 1978. – (Классическая библиотека «Современника»). С. 45.
[43] Б о р х е с Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 57.
[44] С е н т – Б ё в Ш.–О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. С. 109.
[45] С е н т – Б ё в Ш.-О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 117-119.
[46] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М., РИПОЛ классик, 2006. С. 23.
[47] Э л и о т Т. С. Границы критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М., ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 298.
[48] С е н т – Б ё в Ш.-О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 491-192.
[49] С е н т – Б ё в Ш.–О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 478.
[50] Б р ю н е т ь е р Ф. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Издательство Московского университета. Составитель Г.К. Косиков, 1987. – (Университетская библиотека). С. ???
[51] Г р и г о р ь е в А.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 90.
[52] Цит. по: Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., Современник, 1981. С. 38.
[53] Л е н и н В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. С. 462.
[54] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 83
[55] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 71.
[56] Там же. С. 310.
[57] Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1956. С. 502.
[58] Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 310-311.
[59] Ф р е й д З. О психоанализе / Психология бессознательного. М., Просвещение, 1990. С. 358.
[60] М ё р д о к А. Сон Бруно. Чёрный принц: Романы. М.: Радуга, 1991. С. 434-435.
[61] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268.
[62] Там же. С. 267.
[63] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 269.
[64] Там же. С. 270.
[65] Цит. по: Конст. Федин Собрание сочинений в двенадцати т омах. Т. 10. М.: Художественная литература, 1986. С. 82-83.
[66] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 277.
[67] С а р т р Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – М., Политиздат, 1992. С. 451.
[68] Б р о д с к и й И. А. Часть речи. М.: Художественная литература, 1990. С. 126.
[69] П о л я к о в Ю. М. Писатели и пипы // Литературная газета, 2005, № 52.
[70] Г у д и н г Д., Л е н н о к с Дж.Мировоззрение. Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004. С. 352.
[71] К а з н а ч е е в С. М. Новый реализм: вчера и сегодня. Основной доклад / Новый реализм: за и против. Материалы писательских конференций и дискуссии последних лет. М., 2007. С. 87.
[72] К а р а м з и н Н. М.. Избранные статьи и письма, М., Современник, 1982. С. 39.
[73] Л а р о ш ф у к о Ф. де. Максимы / Паскаль Б. Мысли, Лабрюйер Ж. Характеры. М., Художественная литература. – (Библиотека всемирной литературы). С.
[74] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература, 1977. С.
[75] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. С. 218.
[76] К и р е е в с к и й И. В. Критика и эстетика. М., Искусство, 1979. С. 334.
[77] М и х а й л о в А. В. «Приготовительная школа эстетики» Жан-Поля – теория и роман / Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 7.
[78] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 49.
[79] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 52.
[80] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 113; 122.
[81] К а р а м з и н Н.М. Речь, произнесённая на торжественном собрании Императорской Российской Академии / Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 143.
[82] Ч е с т е р т о н Г. К. О вкусах / Писатель в газете. М., Прогресс, 1984. – (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза). С. 237.
[83] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. (Библиотека «О времени и о себе») . С. 385-386.
[84] Там же. С. 386.
[85] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1978. Т. 3. С. 14-16; 27, 34.
[86] К а р а м з и н Н. М. Карамзин Н.М.: Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 143.
[87] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти тт. Т. 2, М.: Художественная литература, 1977. С. 241-242.
[88] Х о м я к о в А. С. Хомяков А.С. О старом и новом, М., Современник, 1988. С. 298.
[89] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. М., Государственное издательство художественной литературы. 1957. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 99.
[90] Михайловский Н.К. Сочинения, Т. 6. СПб, Издательство А.Я. Панафидина, 1984. С. 69-70.
[91] П ь е ц у х В. А. Вечная тема. О нашей жизни и литературе. М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2005. С. 7.
[92] Там же. С. 12.
[93] Там же. С. 44.
[94] Там же. С. 76.
[95] Там же. С. 79-80.
[96] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в томах. Т. 7. М.: Правда. – (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика). С. 58-59?
[97] Х е м и н г у э й Э. Праздник, который всегда с тобой / Собрание сочинений в томах Т. М.: С.
[98] Г у м и л ё в Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. С. 215.
[99] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 248.
[100] Т о л с т о й Л. Н. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 15. М.: Художественная литература, 1964. С. 290.
[101] Там же. С. 291.
[102] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 387-388.
[103] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 113.
[104] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. С. 416.
[105] Б и т о в А. Г. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986. С. 183.
[106] Ю н г К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268.
[107] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 286.
[108] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 8.
[109] С т а р ш и н о в Н. К. Что было, то было... М., Звонница–МГ, 1998. С. 423, 425.
[110] Д о с т о е в с к и й Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 31-32.
[111] Р о з а н о в В. В. Мимолётное. М.: Республика, 1994. С. 140.
[112] http://vikidalka.ru/1-134197.html / Перипетия и катарсис. Схема драматических перипетий "Шинели".
[113] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М.:РИПОЛ классик, 2006. С. 155.
[114] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 217-218.
[115] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 103-105.
[116] Х о д а с е в и ч В.Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 136. – (Серия литературных мемуаров).
[117] Там же. С. 129.
[118] Б о д л е р Ш.
[119] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1976. С. 8.
[120] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. – (Мастера современной прозы). С. 385.
[121] А н н е н с к и й И.Ф. Господин Прохарчин / Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 24-25. – (Литературные памятники).
[122] С о м е р с е т М о э м У. Упадок и разрушение детектива / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 104.
[123] Б р о й н д е Г. Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера. М., Прогресс, 1978. С. 19.
[124] С о м е р с е т М о э м У. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 109-110.
[125] Б р ю с о в В.Я. Ремесло поэта. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 32.
[126] К о ж и н о в В.В. О тютчевской плеяде поэтов / Поэты тютчевской плеяды. М., Советская Россия, 1982. С. 8.
[127] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 168.
[128] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература, 1975-1980. Т. 10. С. 427.
[129] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 122, 123.
[130] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература», 1977. С.
[131] Р о з а н о в В.В.
[132] В а л е р и П. Смесь / П. Валери. Об искусстве. М., Искусство, 1976. С. 183.
[133] Т у р г е н е в И. С. Статьи и воспоминания. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 122.
[134] Там же. С. 112-113.
[135] К о ж и н о в В. В. Стихи и поэзия / Страницы современной лирики. М.: Детская литература, 1980. С. 22.
[136] П е т р о в с к и й М. С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. С. 136. – (Судьбы книг).
[137] Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 тт., т. 8, М. Художественная литература. С. 148.
[138] Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. С. 461.
[139] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 212.
[140] Б о р х е с Х. Л. Проза разных лет. М., Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 280-281.
[141] С е н т – Б ё в Ш.-О. Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 215.
[142] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 1. С. 52.
[143] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Петер Хандке. Повести. М., Прогресс
[144] Г у м и л ё в Н. С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 75-76.
[145] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М., Советский писатель, 1987. С. 247.
[146] Ш е р ш е н е в и ч В. Г. Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910-1925гг. / Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., Московский рабочий, 1990. – (Голоса времён). С. 446-447.
[147] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 371-372.
[148] Там же. С. 373.
[149] Там же. С. 376.
[150] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. С. 379.
[151] Там же. С. 380.
[152] Там же. С. 401.
[153] Б е с т у ж е в А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Проза. Литературная критика. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 401-402.
[154] Там же. С. 411.
[155] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982.С. 217.
[156] Там же.
[157] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 191.
[158] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 344-345.
[159] В я з е м с к и й П. А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1982. С. 215-216.
[160] Там же. С. 216.
[161] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 44.
[162] Цит. по: Литературная критика 1800--1820-х годов. / Составитель, примеч. и подготовка текста Л. Г. Фризмана. – М., Художественная литература, 1980. С.
[163] Там же. С.
[164] Б а т ю ш к о в К. Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 19 . – (Литературные памятники). С.
[165] Там же. С.
[166] Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе; сост. Г.К. Косиков,
М., Издательство Московского Государственного университета, 1987. – (Университетская библиотека). С.
[167] Б р о д М. Узник абсолюта. М.: Центрполиграфиздат, 2003. – (Великие имена). С. 142-143.
[168] Х а р т в и г Ю. Аполлинер. М.: Прогресс, 1971. С. 211.
[169] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Хандке П. Повести. М.: Прогресс, 1980. С. 5.
[170] А р х и п о в Ю. И. / Томас Бернхард. Избранное: Рассказы и повести. М.: Радуга, 1983. С.
[171] М о э м У. С. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 341.
[172] Г у с е в В. И. Совесть и дни человека / Андрей Битов. Дни человека. М., Молодая гвардия, 1976. С. 347-348.
[173] М а р и н е т т и Ф. Т. Первый манифест футуризма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 160-161.
[174] http://www.m-battle.ru/warfare.php?part=2&author=119&poems=832.
[175] Б р е т о н А. Манифест сюрреализма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 56–57.
[176] Там же. С. 57.
[177] http://www.stepantsov.ru/?news=257&o=proekt
[178] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 318-319.
[179] http://az.lib.ru/s/spasowich_w_d/text_1897_merezhkovsky.shtml.
[180] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. С. 120.
[181] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 428.
[182] Н о в и к о в Н.И. Избранное. М., Правда, 1983. С. 448-449.
[183] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 71-72.
[184] Митрополит Е в г е н и й (Б о л х о в и т и н о в). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Римской церкви. М., Русский двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 286.
[185] О г р ы з к о В. В. Русские писатели. Современная эпоха. Лексикон. – М., Литературная Россия, 2004. С. 372-373.
[186] М а р ц и а л М. В. Эпиграммы. М.: Художественная литература, 1958. – (Библиотека античной литература). С. 31.
[187] Ж а н - П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. С. 189.
[188] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1979. С. 386-387.
[189] Там же. С. 386.
[190] Ч е р н и к о в а Е. В.
[191] В я з е м с к и й П. А. Письмо с Липецких вод / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 46.
[192] П о л е в о й Н. А. «Рука Всевышнего Отечество спасла» / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 102-103.
[193] Т э ф ф и. Ностальгия: Рассказы, Воспоминания. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1989. С. 183-184.
[194] В а с и л ь е в В. В. Беглый взгляд на эпиграмму. В кн.: Русская эпиграмма. М., Художественная литература, 1990. С. 3.
[195] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 1. М., Художественная литература, 1975. С. 242.
[196] Там же. С. 244.
[197] П у ш к и н А. С.
[198] Т у р г е н е в И. С.
[199] Стихотворная сатира первой русской революции. Л., Советский писатель, Ленинградское отделение, 1969 (Библиотека поэта). С. 194-195.
[200] М у з и л ь Р. О книгах Роберта Музиля. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 368.
[201] Там же. С. 367.
[202] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. С. 390.
[203] Л а о Ш э. Избранное. М., Прогресс, 1981. С. 493.
[204] Там же. С. 510-511.
[205] К о ж и н о в В. В. «Самая большая опасность – может быть, даже единственная опасность» / Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С.
[206] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 63.
[207] В е н е в и т и н о в Д. В. Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. – (Литературные памятники). С. 128.
[208] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 312.
[209] Изборник. М., Художественная литература, 1969. – (Библиотека всемирной литературы). С. 197.
[210] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 696.
[211] Г о н ч а р о в И. А. Собрание сочинений в 8 тт. М., 1980. Т. 8. С. 148.
[212] Как мы пишем. М., Книга, 1989. С. 45-46.
[213] К о ж и н о в В. В. Судьба России. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 200-201.
[214] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 446.
[215] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 449; 452; 456; 463.
[216] П а н а е в а А. Я. (Головачёва). М., Правда, 1986. – (Литературные воспоминания). С. 115.
[217] Ч у к о в с к и й К.И. Панаева и её воспоминания / А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986. С. 6.
[218] См. Примечания в кн. А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986.
[219] П а н а е в И. И. Литературные воспоминания. М., Правда, 1988. С. 163-164.
[220] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М., Художественная литература, 2008. С. 171.
[221] Б у н и н И. А. Собрание сочинений в девяти томах. М., Художественная литература, 1967. Т. 9. С. 302-303.
[222] Г о н ч а р о в И. А. Собр. соч. в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1980. С. 164-165.
[223] А к с а к о в К. С. Ты древней славою полна, или Неистовый москвич. М., Русскiй мiр, 2014. – (Большая Московская библиотека). С. 276.
[224] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 309.
[225] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1982. С. 283.
[226] Гоголь Н.В. Собр. соч. в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 357.
[227] Т о л с т о й А.К. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. М.: Правда, 198 . С.
[228] Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., Искусство, 1979. С. 128.
[229] Там же. С. 213-215.
[230] Там же. С. 63.
[231] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Бесы: Антология русской критики. М., Согласие, 1996. С. 8-9.
[232] К а т а е в В. П. Святой колодец. Трава забвенья. М., Советский писатель, 1969. С. 187.
[233] Там же. С. 189.
[234] В о з н е с е н с к и й А. А. …..
[235] С о л о в ь ё в В. С. Литературная критика. М., Современник, 1990. С. 236.
[236] П а с т е р н а к Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.- Л., Советский писатель, 1965. – (Библиотека поэта. Большая серия). С. 371.
[237] Там же. С. 464.
[238] Там же. С. 447.
[239] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 669-670.
[240] Рубцов Н.М. Сочинения. М., Российский писатель, 2006. С. 163.
[241] Там же. С. 462.
[242] Там же. С. 249.
[243] Ф е д я к и н С. Р. Художественная проза Василия Розанова. Жанровые особенности. М., Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. С. 40.
[244] Р о з а н о в В. В. Опавшие листья. Короб второй и последний.
[245] Г а л к о в с к и й Д. Е. Бесконечный тупик. Т. 1. Издательство Дмитрия Галковского, М., 2008. С. 215.
[246] Н е к р а с о в Н. А. Поэт и гражданин. М., Современник, 1982. С. 257-258.
[247] П р у т к о в К.П. Избранные сочинения. Л., Советский писатель, 1953 (Библиотека поэта. Малая серия). С. 397.
[248] Там же. С. 404.
[249] Л о п у с о в Ю. А. Фугасом по Парнасу. М., Московская городская организация Союза писателей России, 2001. С. 22; 12.
[250] П у ш к и н А. С. Полное собрание сочинений в 17 тт. М., 1994–1996. Т. 1. С. 105.
[251] Л о п у с о в Ю. А.
[252] Ц в е т а е в а М. И.
[253] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. М., Правда, 1984. Т. 7. С. 184-189.
[254] Ф а д е е в А. А. В ЦК КПСС / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 215.
[255] Б у л г а р и н Ф. В. [О Пушкине] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 228.
[256] Там же. [Письмо А.Х. Бенкендорфу 25 января 1830] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 381-382.
[257] Ф а д е е в А. А. В Совет Народных Комиссаров СССР, Тов. Вышинскому / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 94.
[258] Ф а д е е в А. А. А.К. Тарасенкову / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 135-136.
[259] Ф а д е е в А. А. В ЦК ВКП (б), Тов. Жданову А.А., Тов. Суслову М.А. / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 137.
[260] «Честно я тянул мой воз». Александр Твардовский (1910–1971). Стихи. Проза. Дневники. Письма. Документы. Голоса современников. М.: МИК, 2010. С. 296-297.
[261] К у з н е ц о в Ю. П. Золотая гора / Юрий Кузнецов. Стихотворения. М.: Эксмо, 2011. – (Всемирная библиотека поэзии).
[262] В я з е м с к и й П. А. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1982. С. 208-210.
[263] С а п п а к В.С. Телевидение и мы. М.: 1963. С…..
[264] С а п п а к В. С. Телевидение и мы. М.: 1963. С…..
[265] История немецкой литературы в трёх томах. Т. 1. М., Радуга, 1985. С. 310.
[266] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 181.
[267] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М: Современник, 1988. (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193.
[268] Цит. по: Попов В.Г. Зощенко. М.: Молодая гвардия, 2015. – (Жизнь замечательных людей). С. 179–180.
[269] Ч у к о в с к и й К.И. От двух до пяти. М.: Советский писатель, 1960. С. 209.
[270] Т в а р д о в с к и й А.Т.
[271] Г е р ц е н А.И. Былое и думы. В трёх томах. Т. 1. М. –Л. 1932. Academia. С. 446.
[272] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М: Искусство, 1976. С. 122.
[273] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 224.
[274] П о п А. Опыт о критике /Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., Искусство, 1982 (История эстетики в памятниках и документах). С. 53.
[275] П о п о в М.М. Серебряные веки. М., Академика, 2012. С. 53.
[276] А в е р и н ц е в С.С. / Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия. В кн. Честертон Г.К. Писатель в газете. М., Прогресс, 1984 (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза). С. 330.
[277] Т а р а б у к и н И.М. Михаил Александрович Врубель. М., Искусство, 1974. С. 9-10.
[278] М а я к о в с к и й В.В. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1982. С. 29.
[279] Там же. Т. 1. С. 41.
[280] П е с к о в А.М. Михаил Николаевич Загоскин / М.Н. Загоскин. Сочинения в двух томах. М., Художественная литература, 1987. С. 12-13.
[281] М а й о ф и с М. Воззвание к Европе: Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815-1818 годов. М., Новое литературное обозрение, 2008. С. 13.
[282] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 99.
[283] О д о е в с к и й В.Ф. О литературе и искусстве. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 33.
[284] Б е с т у ж е в (М а р л и н с к и й) А. А. Взгляд на старую и новую словесность в России / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, 1975. С. 385.
[285] Там же. С. 386.
[286] С о м е р с е т М о э м У. «Тайны ремесла» и магия слова / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 361.
[287] Х о м я к о в А.С. О старом и новом. М. Современник, 1988 (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 296.
[288] Там же. С. 296-297.
[289] Там же. С. 297.
[290] Там же. С. 297.
[291] Там же. С. 298.
[292] Там же.
[293] Там же.
[294] С т р а х о в Н.Н. Литературная критика. М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 268.
[295] Г о н ч а р о в И.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т. 8. М., Художественная литература, 1980. С. 24.
[296] Д о с т о е в с к и й Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 25. Л.: Наука, Ленинградское отделение. С. 27.
[297] С т р а х о в Н.Н. Литературная критика, М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С.
[298] П у ш к и н А.С. Египетские ночи / Пушкин А.С. о литературе. Избранное. М., Детская литература», 1977. С.
[299] Г о г о л ь Н.В. Собрание сочинений в томах. Т.6. М., Художественная литература, 198. С.
[300] К у п а л а Янка. Тры паэмы. Минск, Беларусь, 1977. С. 15.
[301] Там же. С. 19.
[302] К у п а л а Янка. Тры паэмы. Минск, Мастацкая литература, 1977. С. 21.
[HP1]ти
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 570;