Раздел 9. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жанр, как сложившаяся и принятая разновидность художественного произведения, существует во всех видах искусства. Но в области литературы жанровая принадлежность и соответствующая ей система координат, пожалуй, занимают наиболее существенное место и имеют особое значение. Надо учесть, что чистота литературного жанра для художника – вовсе не самоцель. Кроме того – существует неисчислимое множество межвидовых форм, сочинений пограничного и диффузного типа. Нередко в одном произведении диалектически, естественно, а порой и на уровне антагонизма соседствуют признаки разных жанров. Разумеется, ограничивать свободу как писателю, так и аналитику его творчества никто не вправе. Он волен выбирать любые формы работы, которые наиболее адекватны его взглядам, вкусам, позиции и писательскому темпераменту.
Но нельзя забывать также и о том, что само понятие «жанр» обладает не только гносеологической, но и онтологической природой. Жанры – хотим мы этого или не хотим – существуют объективно, а не являются плодом фантазии литератора или умозаключений теоретика. И сколько бы ни твердил автор, что пишет, не ориентируясь на сложившуюся традицию, работает во внежанровой манере, черты того или иного вида литературного творчества неизбежно проявятся в его детище, и добросовестный критик обязан указать на них, иногда даже вопреки авторскому мнению. Уважая официальный статус и выбор писателя, в частности, мы принимаем во внимание гоголевское обозначение «поэма», избранное им для «Мёртвых душ», но не можем обратить внимания на то, что в данном произведении явно присутствуют свойства, характерные для романа, а ещё точнее (по крайней мере, то применимо к первому тому) – плутовского романа. Точно так же пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин», несомненно, содежит в себе элементы и качества эпической поэмы.
Говоря о системе жанров литературной критики, прежде всего, на ум приходит то, что ей свойственно большое разнообразие. В отличие от других родов литературы: эпоса, лирики и драмы, которым также присуще многообразие, критическая сфера обладает специфической особенностью. Дело в том, что в области бытования стихотворных произведений, драм и беллетристики трудно выделить более или менее популярные жанровые формы. Там тоже, конечно существует своего образа динамика, в отдельные периоды на передний план выходят одни жанры, а другие отходят в тень. Потом, с течение времени ситуация меняется, но в исторической перспективе трудно выделить более или менее употребительные, популярные. В системе художественных ценностей эти жанры равнозначны и сопоставимы по частоте использования.
Критика в этом отношении обладает более чётко выстроенной системой координат. В ней существуют ведущие жанры, жанры-лидеры, рассмотрению которых разумно уделить большее внимание, а также установить структуру поджанровых форм. Наряду с ними здесь присутствуют и разновидности критического выступления, носящие более ограниченный, локальный характер. Нередко критики стремятся к изобретению и внедрению в практику своих собственных жанров, присущих их позициям и творческой методологии. Эти частные, казуальные виды, разумеется, обладают меньшей значимостью в силу узкого распространения, но, тем не менее, тоже заслуживают нашего внимания.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 779;