Использованию игр в обучении взрослых

Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых.

Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для:

- проверки качества усвоения учебного материала «за пределами аудитории»;

- погружения слушателей в нормы деятельности и общения.

Игра особенно эффективна в следующих случаях:

1) если участники впоследствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проигрывать»;

2) когда у участников имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем;

3) если требуется повысить познавательную активность слушателей не директивным способом;

4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и фрагментарных решений задач в комплексное и совместное решение проблемы;

5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер. На стадии разработки игры следует учитывать два основных аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный (т. е. решение практической проблемы), и социально-эмоциональный (социально-психологическая подготовка и сопровождение участников).

При планировании игры важно принимать во внимание характеристики аудитории:

- возраст, пол, стаж работы;

- открытость к инновациям — консервативность;

- ригидность — мобильность;

- включенность — невключенность;

- личностные особенности (инициативность, зависимость, деловая хватка, демонстративность и т. д.).

В структуре учебного процесса с использованием игры необходимо выделить три основных этапа: подготовку, проведение игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инструментальный и социально-эмоциональный).

Подготовка игры

1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия:

- проектирование моделируемой ситуации и подготовка презентационных материалов;

- разработка технических заданий;

- планирование игры;

- прогнозирование изменений модели в зависимости от действий игроков.

2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следующие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки:

- предварительное формирование игровых коллективов;

- определение познавательных и межличностных интересов участников игры;

- предварительное распределение ролей.

Проведение игры

1. Инструментальный аспект:

- формулировка задания и раздача исходных материалов;

- обсуждение и постановка цели и задач;

- проработка материалов в подгруппах;

- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в подгруппах и на общей сессии);

- поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);

- принятие решения и разработка предложений по его реализации (в подгруппах);

- представление результатов на общей сессии и их обсуждение;

- обобщение результатов участниками и преподавателем.

2. Социально-эмоциональный аспект:

- формирование реальных игровых коллективов (подгрупп), распределение участников;

- установление определенного порядка, обеспечивающего, во-первых, принятие участниками правил игры, а во-вторых, применение санкций к нарушителям этих правил;

- обозначение игрового пространства и времени;

- создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами или/и участниками;

- задание норм партнерского общения и обязательного соблюдения определенных правил поведения;

- обучение навыкам коллективной деятельности в ходе использования специальных методов: различного вида «мозговых штурмов», групповых дискуссий, пленумов;

- обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пассивного реагирования к самостоятельной постановке групповых целей и их реализации в процессе постепенного перехода от игровых упражнений к выполнению содержательных заданий;

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов среди участников игры.

Завершение игры

Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому завершение игры целесообразно проводить как в содержательном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.

В рамках инструментальной деятельности нужно провести обсуждение результатов и анализ действий участников; рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

В эмоциональном плане необходимо «разорвать» игровой контекст, дать возможность участникам вернуться к обычной реальности. Для этого можно использовать в том числе и средства символического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различного рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1388;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.