Технология проведения деловой игры

Деловая игра предполагает практическую работу по моделированию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств. Моделирование в игре — это структурный элемент, присущий исключительно деловым и ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами (макетами), замещающими реальный объект изучения. Модель реализуется через правила. Правила игры — это те положения, в которых отражаются сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры делятся на социально-экономические, производственные, социально-культурные, управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки деловой игры

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации.

2. Разработка сценария и игрового контекста, являющегося специфическим и обязательным компонентом в конструкции деловой игры. В содержание сценария входят: определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических), описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обучения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех умений, которые должны быть обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе повышения квалификации педагогов подбирают ситуации, наиболее типичные по структуре деятельности для преподавателя, мастера производственного обучения, классного руководителя и т. п., что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением персонажей; исполнением двойных ролей; введением противоположных по интересам ролей; конструированием поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игровой документации.

3. Диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Введение в игру

1. Ознакомление участников и экспертов с исходной информацией.

2. Формирование мини-групп (по 4—5 человек), создание арбитража (экспертов, 4—5 человек), информирование участников об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых документов.

3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуждение режима работы. Сбор дополнительной информации, изучение специальной литературы. При необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

4. Распределение ролей. Запрещено отказываться от полученной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность участников, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения

С момента начала игры нельзя вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. В зависимости от вида деловой игры могут быть использованы различные типы ролевых позиций участников (например, «генератор идей», «имитатор», «эрудит», «аналитик», «организатор», «тренер», «инициатор», «консерватор», «программист», «лидер», «независимый» и т. д.). Возможный ход деловой игры:

1) анализ исходной информации;

2) подготовка к выполнению ролевых функций и заданий;

3) выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий.

При проведении деловой игры часто используется соревнование между микрогруппами. Состязательность — мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности, поскольку в учебном процессе взрослых действуют мотивы профессионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими коллегами, каждый стремится показать, что и он «чего-то стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать глубину аналитического мышления, знания проблем и т. д. В этом случае для усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

Этап анализа

1. Анализ результатов игры участниками.

2. Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участниками своих решений и выводов.

3. Подведение итогов игры преподавателем, который отмечает достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный итог занятий.

Особое значение приобретает в деловой игре совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта. При этом важно:

- установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

- определить и показать соответствие игры реальной жизни;

- выявить причины различного поведения участников;

- выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

- предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата;

- предложить, что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры преподаватель может занимать разные позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (количество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от заранее заданных действий до свободной импровизации).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрослых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имитации, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые, ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ролевую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников некоторой функционирующей социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оргдеятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, решения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается.


Лекция 14 (2 учебных часа)

Ролевые игры

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) — это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Иначе говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

Роль и ее принятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека (например, учителя, учащегося, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т. д.).

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через:

присвоение внешних черт поведения;

присвоение норм поведения;

присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет выглядеть глупым или неадекватным.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего до­стигается самоорганизация участников.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опосредованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т. д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально.

Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «проживании» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавателями) или нормативными документами, а могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное положение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя).

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуаций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное включение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 9405;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.