В обучении взрослых
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встречаются в управленческой практике, чем в профессиональном обучении. Организационно-деятельностные и организационно-обучающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыследеятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование (создание) новых деятелъностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере.
В. И. Загвязинский отмечает: «ОДИ предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого».
В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или реформированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направлений.
ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно длительного времени (несколько дней) и дополнительных экономических затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась.
Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-игротехниками.
Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий:
- игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на решение определенной проблемы, которую формулируют участники игры, выступающие заказчиками;
- в игре необходимо наличие организационной группы, которая координирует деятельность участников и управляет их взаимодействием;
- в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут возникать противоречия и конфликты; специально выделенная группа проблематизации призвана выявить проблемы социального и профессионального характера;
- в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков не сможет предложить решение поставленной проблемы; для выхода из таких ситуаций формируется группа методологического обеспечения;
- в целях поддержания благоприятного морально-психологического климата на игре создается группа психологического обеспечения, которая выполняет также чисто исследовательскую функцию изучения основных процессов игры и взаимоотношений ее участников;
- необходима также группа технического обеспечения, которая регистрирует все рабочие процессы игры (запись на магнитофон, схемы, плакаты и т.д.);
- вышеперечисленные группы входят в состав организаторов игры. В зависимости от темы игры создаются рабочие группы, куда могут записываться и организаторы, и заказчики.
Основные требования к деятельности участников ОДИ включают нижеследующие позиции.
1. Каждый участник игры находится в двух планах — предметном и организационно-деятелъностном.
2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситуации. По условиям ОДИ каждый игрок выдвигает цели, ограниченные рамками темы, и пытается их достигать. Принимая условия игры, участник осуществляет акт самообразования. В этом состоянии ему предстоит прожить несколько дней, борясь за достижение своих целей, организуя свою деятельность, участвуя в работе группы, кооперируясь с другими.
Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом обсуждения. Оргдеятельностная игра — это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание.
3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позволяет изменить социальные роли, сломать стереотипы поведения и мышления участников, способствует их отказу от своих устаревших подходов и средств в пользу новых методов.
4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от участников выхода в область идеальных объектов и осуществления анализа, прогнозирования и рефлексии собственной деятельности. Рефлексия, по выражению Гегеля, — это «размышление о собственном мышлении», т. е. изначальная проверка своей мысли и контроль за ее ходом посредством обсуждения действий участников и полученных на каждом этапе результатов. Итогом рефлексии является иное понимание не только ситуации, но и самого себя.
5. Участники включаются в командную мыследеятельность (КМД), что требует толерантности к чужим мнениям и отчуждения результатов деятельности от личности.
6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ используется особое оформление, «язык схемотехнических изображений», который участникам приходится интенсивно осваивать.
7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами, ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индивидуальными стремлениями, участник психологически должен быть готов к этому.
8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротехнических замыслов в конце каждого витка игры (фаза рефлексии дня и методологические консультации) и в конце игры предопределяют отсутствие эффекта манипулирования игроками».
Содержание работы агротехника. Игротехник проблематизирует средства деятельности игроков (действуя по правилу: «Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; организует коммуникацию между игроками в группе, помогает перенести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает методологический аппарат к разрешению проблем. Таким образом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогическую, организационно-коммуникативную деятельность.
Он контролирует несколько пластов.
Психологический
- Организация коммуникации в группе, анализ происходящего в психологическом плане, содействие самоопределению в группе относительно задач.
- Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно добиться согласования в группе (ритуального и по содержанию), определить лидеров по содержанию, способам, коммуникации, определить, кто выступит с докладом от группы. Если нет лидера по содержанию, игротехник оказывает помощь членам группы в самоопределении по отношению к поставленной задаче, отслеживает работу группы на пленарном заседании, но не вмешивается в ее работу.
- Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики индивидуального развития, мотивации для работы на пленарном заседании) и помощь игрокам в осознании и принятии изменения, которые с ним и должны произойти.
Мыслительный
- Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение процедур схематизации и оперирования схемами — один из ключевых процессов ОДИ).
- Проблематизация по способу, оформлению мышления. Игротехник обязан следить, как происходит осознание, и поощрять участников.
- Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в группе? Как мы к этому пришли? В чем продвинулись? Что мешает группе в продвижении, что тормозит работу? Что помогло бы группе быть более продуктивной? Чем отличалась эта работа от того, что видели раньше? В чем лично вы продвинулись? Какие способы вы приобрели? В чем помогли схемы?). Игротехник должен знать, как его вопросы влияют на участников.
Содержательный
- Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в высказываниях главного, важного и ранжирование высказываний по отношению к поставленной задаче, ненавязчивое выделение наиболее важных версий и демонстрация несостоятельности других вариантов).
- Оказание помощи по оформлению содержания на языке схемотехники.
Организационный
- Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не успевает, то 1) деятельность свертывается, и лидер с наработанным выступает на пленарном заседании, сделав акцент на этапах работы; 2) группа продолжает работу после уведомления метаигротехника (ведущего ОДИ).
Проведение ОДИ
Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли отвлечься от повседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры.
Особенностями оргдеятельностной игры являются:
- многоуровневый способ работы (индивидуальный, микрогрупповой, общегрупповой, пленарный);
- организация игры по принципу: групповая работа — пленарное заседание — рефлексия по поводу игры;
- этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез);
- концентрация во времени.
Основные этапы ОДИ
1. ОДИ начинаются с установочного доклада руководителя игры, где задаются рамки и основные вопросы, которые необходимо разрешить в ходе игры. С установочного доклада может начинаться каждый день игры.
Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игроков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, поэтому установочный доклад должен быть выполнен с использованием схем, что позволяет также сделать его логику более очевидной. В установочном докладе формулируется задача дня.
2. Для работы создаются группы, сформированные либо по заданной направленности, либо по принципу добровольности. Основная работа осуществляется в группах (микрогруппах) по выработке решений. Последние 30—40 мин группа работает над подготовкой согласованного доклада для пленарного обсуждения.
Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Важен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Первоначально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы».
В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде.
3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех групп (на каждый день игры — своя задача пленарного заседания). На общем обсуждении выступают по одному представителю от каждой группы. В ходе обсуждения вырабатывается коллегиальное решение поставленной проблемы.
Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктивные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленарном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп.
4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержательные позиции для рефлексии задаются схематично:
Процесс | Результат | Продукт |
Опыт участия в фрагменте ОДИ | Рефлексивные и коммуникативные способности | Выявление профессиональных затруднений, их фиксирование |
5. В заключительном докладе руководителя игры обобщаются все результаты работы групп и делается вывод о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и задачи.
6. Если есть запрос — проводится методологическая консультация (обсуждаются вопросы, затруднения при работе в группе).
7. Этап организационных решений (проводится в команде игротехников).
Эти этапы повторяются в течение всех дней, когда проводится игра.
ОДИ могут прерываться на принятие общего решения, выработку общего отношения или рефлексию по поводу игры.
Ученый О. С. Анисимов так описывает общую схему процессов в ОДИ: «Вся игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования затруднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную... проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдельных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в соответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином "направлении"».
Специалистами (В. Зарецкий) исследованы развивающие психологические механизмы ОДИ. Атмосфера свободной творческой деятельности и жесткий, напряженный режим работы (с утра до поздней ночи), как правило, вовлекают игроков в процесс командной деятельности, способствуют их «раскрытию», несмотря на то, что для ОДИ характерны авторитарный стиль ведения игры руководителем и жесткая манера работы игротехников.
В первой фазе ОДИ — «проблематизации» («разоформления») — усилиями игротехников происходит «распредмечивание» содержательных представлений, «усомнение» средств, «расшатывание» позиций, своеобразная проверка на прочность жизненных принципов, оснований, ценностей. Задается тема, которая требует выделения пространства проблем и самоопределения в нем, т. е. определения позиций, формирования своего отношения. Самоопределение возникает, когда требования к человеку и его возможности не соответствуют друг другу. Наличие противоречий, которые в ходе игры должны быть описаны, помогает зафиксировать содержательный конфликт, который исследуется в течение всего хода игры. Самоопределение и создает эту ситуацию, задает рамки содержания, определяя то, чего нет, т. е. «пустые места», точки разрыва содержания.
Проблема, сформулированная в теме игры, требует реальной кооперации, которая упирается в сложившиеся профессиональные стереотипы видения реальности, в отсутствие умения оценить ее с других позиций, поэтому в процессе ОДИ происходит «ломка» этих профессиональных стереотипов и вырабатывается умение вступать в коммуникацию, понимать другие позиции, «налаживать кооперацию» на основе самоопределения.
Проблематизирующие воздействия со стороны игротехников «выбивают» игроков в рефлексивную позицию по отношению к их собственному движению, осуществляемому как в игре, так и вне ее. Направленные на «как бы само собой разумеющееся», проблематизирующие вопросы часто ставят человека в тупик, заставляют чувствовать себя оказавшимся в «дурацком положении». Но по мере погружения в представления о мире нередко возникает эффект потери «опоры под ногами». Многие жизненные принципы оказываются вдруг зыбкими, ненадежными догмами (неизвестно откуда взявшимися), «научные знания» — мифами, игрушками, а ценности — неактуальными. Этот момент очень важен: человек должен осознать проблему. Возникает точка флюктуации — в этот момент человек открыт для изменений. Первый день игры — день ломки стереотипов, преодоления инертности мышления — самый сложный. В последующие дни изменяются установки играющих, отмечается позитивная направленность на решение поставленных проблем. Но иногда бывает необходима психологическая помощь для выхода из возникающего на ОДИ психологического кризиса.
Проблематизацию можно заменить «расшатыванием» привычных представлений, но взятых вне деятельностного и личностного контекста. Это проблематизация потенциальных жизненных сценариев. В качестве контекста выступает культура, а заведомо известные представления о ней участников игры перед задачей «вхождения в культуру» являются психологической защитой.
Во второй фазе игры — «оформлении» — происходит «сборка» предметных представлений на новых онтологических и организационно-деятельностных основаниях, выработанных в ходе игры.
На практике первый этап (проблематизации) проходит значительно легче, чем второй. Проблематизация часто протекает красиво, эффектно, весело, а иногда драматично и даже трагично. Но это всегда событие, напряжение, противоборство, в котором игротехники как профессиональные «бойцы» неизменно побеждают игроков. Проблематизированное содержание перестает быть опорой для мышления и действий игроков. Они как бы «удаляются» из сознания, образуется предметный «вакуум», готовый затянуть в себя любое содержание. Игротехники формируют новые ценностно-смысловые основания, адекватные изменившимся условиям жизнедеятельности, т. е. в игре создается возможность манипулировать игроками, навязывать им свое мнение.
Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре развиты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответственность организаторов.
Лекция 16 (2 учебных часа)
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2845;