Культура населения Волжской Булгарии
На развитие культуры Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.
Еще в начале X в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю руническую. Писали, как раньше, не только на костях, глиняных сосудах, бересте или вощеных досках, но и на бумаге, привезенной из Самарканда. Высшее образование булгарские шакирды могли получать в городах Средней Азии, где обучались у знаменитых ученых. Там же преподавали и сами булгарские ученые.
В Булгарии была развита профессиональная культура. Известны достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика. В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина ал-Булгари «Лучшие лекарства от отравления», славилось имя врачевателя Ходжи Булгари, могила которого в Газни (Афганистан) до сих пор почитается мусульманами. Одним из первых представителей булгарских историков был Йакуб ибн-Нугман, написавший книгу «История Булгара». Ее отрывки дошли до нас в передаче испанского купца-путешественника Абу-Хамида ал-Гарнати. Самыми распространенными были, конечно, сочинения по богословию: «Рисале» («Трактат») Бурханеддина ал-Булгари, «Джамиг» («Всеобъемлющий»), «Тарикат» («Метод») Хаджи Ахмеда ал-Булгари, труды Ибн Идриса ал-Булгари и другие.
Основоположником булгаро-татарской письменной литературы по праву считается Кул Гали, творчески использовавший для написания своей поэмы сочинение Фирдоуси «Йусуф и Зулейха» и другие произведения восточных поэтов той поры. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (Сказание о Йусуфе») является жемчужиной булгарской литературы домонгольского времени.
Кул Гали родился в 1183 г. Свою поэму он написал, когда ему было сорок лет. Основу этой поэмы составляет библейский сюжет об Иосифе Прекрасном, уходящий своими корнями в мифологию народов Ближнего Востока. На Востоке и разворачивается ее действие. Рассказывая о злоключениях своего героя выходца из низов общества, который после перенесенных испытаний становится властителем Египетской земли, Кул Гали рисует образ идеального правителя и идеального царства. Нравственное совершенство государя, его мудрость, разумное правление, справедливость, равенство вот в чем видел поэт залог благополучия страны и ее жителей. Тем самым он отразил вековые мечты простых людей. Их воплощением в поэме является Йусуф:
И волею творца он высших благ достиг:
Был справедлив, умен, и властен, и велик,
Благочестив он был, учен и светлолик,
Любой был за него полечь теперь.
Великодушный Йусуф прощает своих братьев, продавших его в рабство, приглашает отца и всех родственников в Египет. На своих землях строит город счастья и свободы Эмин (спокойный, мирный).
Кул Гали призывал людей жить без войн, взаимной вражды, творить добро, быть милосердными. Семейные отношения, по мысли поэта, могут быть основаны только на любви, верности, олицетворением которой является Зулейха. Любовь возвышенное, обладающее огромной силой чувство: даже кнут, протянутый Йусуфом Зулейхе, вспыхнул огнем от жара этой любви.
Сказала Зулейха: «Ты все понять не смог?
Дивишься ли тому, что кнут тебя обжег?
Тебе единый миг был нестерпим ожог,
А я свой пыл терплю уж сорок лет теперь».
Волею Всевышнего она вернула себе прежнюю красоту и молодость. Йусуф и Зулейха создают счастливую семью.
Благодаря богатству содержания, гуманистической направленности, глубокому психологизму и живости изложения, поэма Кул Гали стала самым популярным произведением средневековой поэзии. Ее образы и идеи вдохновляли многих татарских поэтов последующих эпох.
Таким образом, Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.
Вопросы и задания
1. В чем заключалось влияние мусульманских стран Востока, ислама на развитие культуры Волжской Булгарии? 2. Что вы знаете о развитии просвещения в Волжской Булгарии? 3. В каких областях науки работали булгарскйе ученые? 4. Приведите самые яркие факты, показывающие высокий уровень развития культуры у волжских булгар. 5. Почему Кул Гали считается основоположником булгаро-татарской литературы? 6. Какие идеи поэмы «Кыйссаи Йусуф» («Сказание о Йусуфе») представляются вам современными? Что означает, с вашей точки зрения, совершенное общество?
Глава IV. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА)
В первой половине XIII столетия народам Евразии пришлось столкнуться с нашествием монголов. Это нашествие, которое прокатилось горящей головней по огромной территории, повлекло за собой глубокие изменения в жизни многих обществ периода классического средневековья.
В 1240-1260-х гг. монгольские завоеватели создают государство Улус Джучи (Золотая Орда) с центром в Поволжье. В пределах этого государства на протяжении двух столетий продолжалась жизнь волжских булгар, других народов края.
В период господства Золотой Орды произошли заметные изменения в этническом составе населения Булгарского улуса. Булгары смешались с другими тюр-коязычными народами Дешти-Кыпчака, создали вместе с ними единую материальную и духовную культуру. Как и все население Улуса Джучи, народы бывшей Волжской Булгарии стали называться татарами, хотя булгары долгое время сохраняли свой первоначальный этноним.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1707;