Швейцарская немецкоязычная драматургия
Фридрих Дюрренматт (1921-1990). Дюрренматт не раз цитировал поговорку: «Приятно родиться в Швейцарии. Приятно в Швейцарии умереть». Но при этом он неизменно добавлял: «Но что прикажете делать в промежутке?» В перерыве он успел очень многое, его собрание сочинений составляет тридцать томов, куда входят романы, пьесы, эссе и путевые очерки, - Дюрренматт много путешествовал, не раз посещал он и нашу страну.
Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.
Основные литературные достижения – пьесы. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.
В 50-ые гг. сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.
«Визит старой дамы» (1956) - обошла все страны мира, не миновав и российскую. При этом дама помолодела, по просьбе актрис эпитет «старая» пришлось убрать. Особенно драматургу понравился спектакль «Визит дамы» в Театре на Малой Бронной, правда, он не преминул удивиться, что никаких гонораров ему не заплатили, да и согласия на постановку никто не спрашивал. Фильм М. Козакова (1989), в главных ролях Е. Васильева и В. Гафт.
У западных критиков вошло в обиход определение «неудобный» Дюрренматт. Действительно, он причиняет читателю и зрителю множество «неудобств», причем делает это сознательно, преднамеренно, ради идеи. Дюрренматт любит шокировать зрителя рискованными ситуациями и экстравагантным поведением персонажей. Так, в «Визите старой дамы» престарелая миллиардерша не прочь пожертвовать на нужды заштатного городка весьма солидный куш (1 миллиард долларов) в обмен на голову своего бывшего возлюбленного.
Какова цель подобных коллизий? Драматург стремится возбудить заторможенное стандартизованное сознание, путем парадоксов подвести к вполне логичным выводам об относительной ценности человеческой жизни в мире коммерции. На первый взгляд пьесы Дюрренматта фантастичны, но гротескные ситуации выстроены им на почве социальных законов. Он пытается писать смешно о трагическом, отсюда и его излюбленный жанр – трагикомедия (Илл: Какая прохладная беленькая ручка. Клара: Это протез.). Сущность трагикомедий Дюрренматта, пожалуй, в том, что драматизм века вызывает у него сатирическую насмешку. Мифологические и символические параллели: «Клара Цаханассьян не олицетворяет ни справедливости, ни плана Маршалла и тем более Апокалипсиса, она лишь то, что она есть, -- самая богатая в мире женщина, которая благодаря своему состоянию получила возможность действовать наподобие героини древнегреческой трагедии, самовластно и жестоко, как, например, Медея». Жители Гюллена – не злые люди, они просто слабые, сначала они отказываются с негодованием, но затем им кажется, что Илл должен пожертвовать собой ради общественного блага. Идеи власти денег и приоритета общественного блага над жизнью отдельного человека.
Лекция 8
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 866;