Как в психоанализе понимается психологическая защита и ее типы?

Личность (точнее, инстанция Я как часть динамической систе­мы Оно — Я — Сверх-Я), находящаяся в потоке бесконечных психических конфликтов и компромиссов, естественным и за­кономерным образом создает целый ряд защитных механиз­мов. Причиной их формирования является тревога, источник которой — в переживании неспособности справиться с внут­ренними или внешними побуждениями, Таким образом, тре­вога дает возможность личности адаптироваться к угрожаю­щим условиям. В зависимости от типа угрозы в психоанализе выделяются следующие причины формирования психологиче­ской защиты — тревога сознания, объективная тревога, ин­стинктивная тревога и борьба противоречивых устремлений Оно.

Психологическая защита как отдельный механизм всегда формируется Я-инстанцией и направлена на нейтрализацию шокирующих и невыносимых мыслей, болезненных аффек­тов и инстинктивных устремлений. В этом смысле психологи­ческую защиту можно понимать как самозащиту Я от опаснос­тей со стороны инстинктивных тенденций Оно и от угроз со стороны пугающих запретов и требований Сверх-Я. Среди причин, побуждающих Я создавать психологические защиты, можно отметить следующие: 1) протесты и давление идеаль­ных требований, исходящих от Сверх-Я; 2) объективная трево­га, порождающаяся страхами и опасениями перед возможнос­тью реального наказания со стороны родителей или социума в случае потакания личности своим инстинктивным импульсам;

3) реальные болезненные аффекты и внешние опасности;

4) инстинктивная тревога, порождаемая страхом перед силой и могуществом инстинктов, Я, первоначально дружественное по отношению к инстинктам, начинает испытывать тревогу и трудно объяснимый рассудком страх перед ними, если сила Оно такова, что Я ощущает угрозу поглощения; 5) противоре­чивость, возникающая между взаимоисключающими инстинк­тивными импульсами Оно — пассивностью и активностью, го­мосексуальностью и гетеросексуальностью, либидо и деструк­тивными тенденциями.

Все типы психологической защиты, кроме сублимации, приносят временное облегчение, не являются адекватными способами овладения ситуацией и, в конечном итоге, ведут к развитию неврозов. Успешная защита — это различные типы сублимации, а безуспешная или патологическая защита — это вытеснение, проекция.

Психологические защиты берут свое начало в вытеснении, так или иначе вытекают из него и связаны с ним. С учетом сво­ей эффективности, способности справиться с наиболее мощ­ными инстинктами, энергоемкости и высокой патогенности Ц для самой личности вытеснение занимает уникальное, обо­собленное место в ряду психологических защит. Под вытесне­нием понимается изъятие болезненного материала из созна­ния. Репрессированное содержание остается проблемной, хо­тя и бессознательной, частью души. Вытесненные побуждения постоянно стремятся вернуться в сознание, чему препятствует сопротивление (блокирование проникновения в сознание энергии Оно посредством энергии Я). Иллюстрацией вытес­нения служит забывание имен или фактов, связанных с непри­емлемыми инстинктивными побуждениями. Стремление вы­тесненного материала прорваться в сознание подтверждается известным ощущением, что забытое как бы крутится на кончи­ке языка, но никак не приходит в голову. Иногда сами факты вспоминаются, но их эмоциональная значимость остается за пределами сознания. Если реальные события вступают в резо­нанс с вытесненным материалом, то возникает конфликт. Вы­сокая патогенность вытеснения может разрушить единство личности. Таким образом, вытеснение становится основой формирования компромиссов и неврозов.

Формирование реакции (реактивные образования) проис­ходит в сочетании с вытеснением. Вначале неприемлемый им­пульс подавляется, а затем на уровне сознания трансформиру­ется в противоположный ему. Например, женщины, испытывающие тревогу в связи с гипертрофированным сексуальным влечением, становятся непреклонными борцами с порногра­фией. Личностная структура человека, построившего реактив­ное образование, изменена таким образом, как будто опас­ность, исходящая от неприемлемых импульсов, постоянно присутствует, и он всегда готов к встрече с ней. Реактивное об­разование ограничивает индивидуум в возможности исполь­зовать другие защитные механизмы.

Проекция — это психологический механизм защиты. Он помогает избавиться от боли посредством приписывания не­приятных стимулов внешнему миру. Проекция ведет свое про­исхождение от выплевывания неприятного. В этом случае ок­ружению приписываются неприемлемые характеристики Я. Например, чувство агрессии по отношению к кому-либо из внешнего окружения переживается как чувство опасности, ис­ходящей от него. На ранних фазах развития проекция функци­онирует без труда, в последующем, если проекция становится ведущим механизмом защиты, то это серьезно нарушает адек­ватное восприятие реальности.

Отрицание является примитивным механизмом. Способ­ность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному выполнению желаний. Человека, использующего механизм отрицания, ме­тафорически можно сравнить со страусом, прячущим голову в песок. Отрицание и реальность несовместимы, яркая его выра­женность у взрослого свидетельствует о наличии и прогрессировании психического заболевания.

Психосексуальное развитие никогда не завершается пол­ностью, так как сохраняются характеристики ранних его ста­дий. Возвращение к поведенческим проявлениям предыдущих стадий называется регрессией. Тревожность в этом случае ос­лабляется посредством ухода от реальности в поведение, кото­рое в раннем возрасте являлось привычным и ослабляло тре­вогу. Практически любой активный отход личности от реаль­ности в мир игр, азарта и грез является еще одним видом защи­ты — регрессией.

Следующим видом защиты выступает изоляция. Прототипом изоляции, по Фрейду, является нормальное логическое мышле­ние, стремящееся отделить содержание от эмоционального на­полнения. Процесс изоляции направлен на разрыв непрерывного психологического континуума, отрыв неприемлемых со­бытий, побуждений, аффектов и воспоминаний от общего кон­текста жизни души. Травмирующие впечатления и эмоциональ­ные компоненты изолируются от когнитивного содержания. Механизм изоляции проявляется в случаях, когда человек счи­тает себя играющим разные роли, которые не идентифициру­ются как относящиеся к собственному Я. Пожалуй, самым ярким примером работы защитного механизма изоляции является по­ведение нацистских преступников на судебных процессах — «я только выполнял приказ». Механизм изоляции демонстрируют дети, когда приписывают своим игрушечным зверушкам раз­личные роли. Этим способом ребенок может проявлять такое поведение, которое родителями не одобряется, например зве­рушка может быть жестокой, невежливой, грязнулей и т.п.

Интеллектуализация (рационализация) — это защитный механизм, который появляется в юности в результате повыше­ния эффективности функционирования интеллекта. Главная функция интеллектуализации — исказить реальность, чтобы защитить самооценку. Магия рационализации помогает оп­равдать молодому человеку любые ошибки, промахи, нелепые поступки.

Сублимация — это единственный эффективный тип за­щиты, который позволяет человеку адаптироваться путем трансформации инстинктивных импульсов в социально при­емлемую творческую деятельность. В этом случае Я изменяет цель или объект (иногда то и другое) импульсов Оно, не при­бегая к блокированию разрядки, а находит искусственные пу­ти их разрешения. Например, агрессивные побуждения нахо­дят свою разрядку в высокоценимой деятельности хирурга, а анальные устремления могут быть сублимированы в профес­сии юриста или художника.

На данный момент в психоанализе не существует полного единодушия относительно числа и разграничения механиз­мов психологической защиты на отдельные типы. Кроме пере­численных выше, следует просто упомянуть такие, как интроекция, уничтожение, перемещение, борьба Я с самим собой, идентификация, символизация, ограничение Я и др. Механиз­мы, используемые в психологических защитах, являются необ­ходимым условием раннего психосексуального развития и перехода от одной фазы к другой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 80—81; 82—83; 142-150.

2.Налчаджян А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988. С. 109—179.

3. Хьелл Л.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 128—133.

4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993-

5. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273.

 

37. Какие методы используются в психоанализе для изучения личности?

Ведущая цель психоанализа была сформулирована 3. Фрейдом еще в начале века: «Расширение сознания и овладение несо­вместимыми желаниями», т.е. обретение человеком собствен­ной целостности и независимости. В данном случае психоана­литик обеспечивает то пространство отношений, которое не­обходимо человеку для проживания реальности, и, кроме того, играет роль проводника, ведущего его по темным лабиринтам его души, помогая преодолевать то сопротивление, которое неизменно возникает, как только человек пытается обратиться к бессознательному, к себе. Какие же методы, приемы исполь­зует аналитик с целью проникновения во внутренний мир личности?

Ведущий метод психоанализа, называемый свободным ассоциированием, стал результатом счастливой находки Фрейда в ходе терапии Анны О., когда во время одного сеанса она его оборвала словами: «Доктор, Вы мне мешаете». В этот момент Фрейд понял, что главная задача аналитика — дать возмож­ность свободно высказывать свои мысли. Анна О. называла эту терапию «лечение разговором»; сейчас это называется мето­дом свободных ассоциаций. В основе этого метода лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном че­ловека. Возникшие ассоциации интерпретируются как симво­лическое выражение подавленных мыслей и чувств личности. По правилам классического психоанализа, введенным Фрей­дом, человек должен лежать на кушетке в удобной позе, а ана­литик сидеть вне поля его зрения, позади него. Такая позиция лучше всего способствует продуцированию ассоциаций. Для того чтобы преодолеть сопротивление человека, аналитик должен искусно комбинировать использование научного зна­ния о структуре бессознательного и свою артистическую спо­собность притягательно воздействовать на личность. Это поз­воляет возбудить любопытство человека, установить с ним тес­ный контакт, уменьшить его страхи, усилить мужество, а также улучшить умение использовать слова-ассоциации для проник­новения в свое бессознательное с целью дальнейшего понима­ния себя.

Аналитик ставит человека в известность о его различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувстве вины и т.д. Он использует процедуру интерпретации для того, чтобы помочь человеку установить связи между различными проявлениями его бессознательного и источниками их фор­мирования.

Толкование сновидений — это еще один метод изучения личности. Фрейд назвал его королевским путем в бессозна­тельное. Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой симво­лики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Другой способ изучения личности — это толкование сим­волов, которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными слова­ми или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого пони­мания личности. Процесс интерпретации символов напоми­нает решение математических задач. Зная язык математичес­ких формул, мы в состоянии их успешно решать, но при этом можем не обладать глубоким пониманием математики. Симво­лические значения, также, как и математические формулы, мо­гут быть успешно использованы независимо от того, известно ли нам, как они сформировались, появились у личности.

Следующий метод изучения личности в психоанализе — это толкование парапраксиса. Под парапраксисом понима­ются любые виды ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки, а также несуразные дейст­вия, действия невпопад и т.п. В качестве примера Фрейд приво­дит собственное ошибочное действие, которое нередко случа­лось с ним, когда он посещал больных на дому. Подойдя к две­ри пациента, в которую ему следовало постучать или позвонить, он доставал ключ от собственной квартиры. Сам Фрейд интерпретирует это ошибочное действие как бессознательное проявление его мысли «здесь я чувствую себя, как дома». Парапраксии, подобно вспышке, освещают некоторые стороны бессознательного, которые упорно не поддавались обычным психоаналитическим методам. Они являются наглядным сви­детельством существования бессознательного, даже для лю­дей, скептически относящихся к психоанализу. Парапраксии имеют место тогда, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Еще одним методом изучения личности является анализ переноса, который многие психоаналитики считают ключе­вым методом. По. их мнению, психоанализ — это единствен­ное направление в психологии, которое систематически ис­следует и анализирует перенос (о понятии переноса подробно говорилось в вопр. 32). Реакции переноса предоставляют ана­литику возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. С точки зрения психо­аналитиков, индивид склонен скорее повторять прошлое, вме­сто того чтобы его вспоминать. Обращая внимание на повто­рения в рассказах о прошлом, психоаналитик проникает во внутренний мир человека, выделяет значимые отношения. Тщательный анализ этих воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекраще­нию повторений.

Таким образом, в рамках психоаналитического подхода в рассмотрении личности используется ряд приемов, методов с целью проникновения во внутренний мир человека, в содер­жание его бессознательного, значимых для него переживаний, но вытесненных им в силу разнообразных причин.

ЛИТЕРАТУРА

1..ГринсонР. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994. С. 34—47; 129-132.

2. Томэ Х, Кэхеле Х. Современный психоанализ. М., 1996. Т. 1. С. 93—130; 207. 245; 317-334.

3..ХъеллЛ.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 146—151.

4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993- С. 14—23.

5. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273-

6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990. С. 7—35.

 









Дата добавления: 2016-04-23; просмотров: 1395;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.