Как в психоанализе понимается психологическая защита и ее типы?
Личность (точнее, инстанция Я как часть динамической системы Оно — Я — Сверх-Я), находящаяся в потоке бесконечных психических конфликтов и компромиссов, естественным и закономерным образом создает целый ряд защитных механизмов. Причиной их формирования является тревога, источник которой — в переживании неспособности справиться с внутренними или внешними побуждениями, Таким образом, тревога дает возможность личности адаптироваться к угрожающим условиям. В зависимости от типа угрозы в психоанализе выделяются следующие причины формирования психологической защиты — тревога сознания, объективная тревога, инстинктивная тревога и борьба противоречивых устремлений Оно.
Психологическая защита как отдельный механизм всегда формируется Я-инстанцией и направлена на нейтрализацию шокирующих и невыносимых мыслей, болезненных аффектов и инстинктивных устремлений. В этом смысле психологическую защиту можно понимать как самозащиту Я от опасностей со стороны инстинктивных тенденций Оно и от угроз со стороны пугающих запретов и требований Сверх-Я. Среди причин, побуждающих Я создавать психологические защиты, можно отметить следующие: 1) протесты и давление идеальных требований, исходящих от Сверх-Я; 2) объективная тревога, порождающаяся страхами и опасениями перед возможностью реального наказания со стороны родителей или социума в случае потакания личности своим инстинктивным импульсам;
3) реальные болезненные аффекты и внешние опасности;
4) инстинктивная тревога, порождаемая страхом перед силой и могуществом инстинктов, Я, первоначально дружественное по отношению к инстинктам, начинает испытывать тревогу и трудно объяснимый рассудком страх перед ними, если сила Оно такова, что Я ощущает угрозу поглощения; 5) противоречивость, возникающая между взаимоисключающими инстинктивными импульсами Оно — пассивностью и активностью, гомосексуальностью и гетеросексуальностью, либидо и деструктивными тенденциями.
Все типы психологической защиты, кроме сублимации, приносят временное облегчение, не являются адекватными способами овладения ситуацией и, в конечном итоге, ведут к развитию неврозов. Успешная защита — это различные типы сублимации, а безуспешная или патологическая защита — это вытеснение, проекция.
Психологические защиты берут свое начало в вытеснении, так или иначе вытекают из него и связаны с ним. С учетом своей эффективности, способности справиться с наиболее мощными инстинктами, энергоемкости и высокой патогенности Ц для самой личности вытеснение занимает уникальное, обособленное место в ряду психологических защит. Под вытеснением понимается изъятие болезненного материала из сознания. Репрессированное содержание остается проблемной, хотя и бессознательной, частью души. Вытесненные побуждения постоянно стремятся вернуться в сознание, чему препятствует сопротивление (блокирование проникновения в сознание энергии Оно посредством энергии Я). Иллюстрацией вытеснения служит забывание имен или фактов, связанных с неприемлемыми инстинктивными побуждениями. Стремление вытесненного материала прорваться в сознание подтверждается известным ощущением, что забытое как бы крутится на кончике языка, но никак не приходит в голову. Иногда сами факты вспоминаются, но их эмоциональная значимость остается за пределами сознания. Если реальные события вступают в резонанс с вытесненным материалом, то возникает конфликт. Высокая патогенность вытеснения может разрушить единство личности. Таким образом, вытеснение становится основой формирования компромиссов и неврозов.
Формирование реакции (реактивные образования) происходит в сочетании с вытеснением. Вначале неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания трансформируется в противоположный ему. Например, женщины, испытывающие тревогу в связи с гипертрофированным сексуальным влечением, становятся непреклонными борцами с порнографией. Личностная структура человека, построившего реактивное образование, изменена таким образом, как будто опасность, исходящая от неприемлемых импульсов, постоянно присутствует, и он всегда готов к встрече с ней. Реактивное образование ограничивает индивидуум в возможности использовать другие защитные механизмы.
Проекция — это психологический механизм защиты. Он помогает избавиться от боли посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Проекция ведет свое происхождение от выплевывания неприятного. В этом случае окружению приписываются неприемлемые характеристики Я. Например, чувство агрессии по отношению к кому-либо из внешнего окружения переживается как чувство опасности, исходящей от него. На ранних фазах развития проекция функционирует без труда, в последующем, если проекция становится ведущим механизмом защиты, то это серьезно нарушает адекватное восприятие реальности.
Отрицание является примитивным механизмом. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному выполнению желаний. Человека, использующего механизм отрицания, метафорически можно сравнить со страусом, прячущим голову в песок. Отрицание и реальность несовместимы, яркая его выраженность у взрослого свидетельствует о наличии и прогрессировании психического заболевания.
Психосексуальное развитие никогда не завершается полностью, так как сохраняются характеристики ранних его стадий. Возвращение к поведенческим проявлениям предыдущих стадий называется регрессией. Тревожность в этом случае ослабляется посредством ухода от реальности в поведение, которое в раннем возрасте являлось привычным и ослабляло тревогу. Практически любой активный отход личности от реальности в мир игр, азарта и грез является еще одним видом защиты — регрессией.
Следующим видом защиты выступает изоляция. Прототипом изоляции, по Фрейду, является нормальное логическое мышление, стремящееся отделить содержание от эмоционального наполнения. Процесс изоляции направлен на разрыв непрерывного психологического континуума, отрыв неприемлемых событий, побуждений, аффектов и воспоминаний от общего контекста жизни души. Травмирующие впечатления и эмоциональные компоненты изолируются от когнитивного содержания. Механизм изоляции проявляется в случаях, когда человек считает себя играющим разные роли, которые не идентифицируются как относящиеся к собственному Я. Пожалуй, самым ярким примером работы защитного механизма изоляции является поведение нацистских преступников на судебных процессах — «я только выполнял приказ». Механизм изоляции демонстрируют дети, когда приписывают своим игрушечным зверушкам различные роли. Этим способом ребенок может проявлять такое поведение, которое родителями не одобряется, например зверушка может быть жестокой, невежливой, грязнулей и т.п.
Интеллектуализация (рационализация) — это защитный механизм, который появляется в юности в результате повышения эффективности функционирования интеллекта. Главная функция интеллектуализации — исказить реальность, чтобы защитить самооценку. Магия рационализации помогает оправдать молодому человеку любые ошибки, промахи, нелепые поступки.
Сублимация — это единственный эффективный тип защиты, который позволяет человеку адаптироваться путем трансформации инстинктивных импульсов в социально приемлемую творческую деятельность. В этом случае Я изменяет цель или объект (иногда то и другое) импульсов Оно, не прибегая к блокированию разрядки, а находит искусственные пути их разрешения. Например, агрессивные побуждения находят свою разрядку в высокоценимой деятельности хирурга, а анальные устремления могут быть сублимированы в профессии юриста или художника.
На данный момент в психоанализе не существует полного единодушия относительно числа и разграничения механизмов психологической защиты на отдельные типы. Кроме перечисленных выше, следует просто упомянуть такие, как интроекция, уничтожение, перемещение, борьба Я с самим собой, идентификация, символизация, ограничение Я и др. Механизмы, используемые в психологических защитах, являются необходимым условием раннего психосексуального развития и перехода от одной фазы к другой.
ЛИТЕРАТУРА
1.Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 80—81; 82—83; 142-150.
2.Налчаджян А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988. С. 109—179.
3. Хьелл Л.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 128—133.
4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993-
5. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273.
37. Какие методы используются в психоанализе для изучения личности?
Ведущая цель психоанализа была сформулирована 3. Фрейдом еще в начале века: «Расширение сознания и овладение несовместимыми желаниями», т.е. обретение человеком собственной целостности и независимости. В данном случае психоаналитик обеспечивает то пространство отношений, которое необходимо человеку для проживания реальности, и, кроме того, играет роль проводника, ведущего его по темным лабиринтам его души, помогая преодолевать то сопротивление, которое неизменно возникает, как только человек пытается обратиться к бессознательному, к себе. Какие же методы, приемы использует аналитик с целью проникновения во внутренний мир личности?
Ведущий метод психоанализа, называемый свободным ассоциированием, стал результатом счастливой находки Фрейда в ходе терапии Анны О., когда во время одного сеанса она его оборвала словами: «Доктор, Вы мне мешаете». В этот момент Фрейд понял, что главная задача аналитика — дать возможность свободно высказывать свои мысли. Анна О. называла эту терапию «лечение разговором»; сейчас это называется методом свободных ассоциаций. В основе этого метода лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности. По правилам классического психоанализа, введенным Фрейдом, человек должен лежать на кушетке в удобной позе, а аналитик сидеть вне поля его зрения, позади него. Такая позиция лучше всего способствует продуцированию ассоциаций. Для того чтобы преодолеть сопротивление человека, аналитик должен искусно комбинировать использование научного знания о структуре бессознательного и свою артистическую способность притягательно воздействовать на личность. Это позволяет возбудить любопытство человека, установить с ним тесный контакт, уменьшить его страхи, усилить мужество, а также улучшить умение использовать слова-ассоциации для проникновения в свое бессознательное с целью дальнейшего понимания себя.
Аналитик ставит человека в известность о его различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувстве вины и т.д. Он использует процедуру интерпретации для того, чтобы помочь человеку установить связи между различными проявлениями его бессознательного и источниками их формирования.
Толкование сновидений — это еще один метод изучения личности. Фрейд назвал его королевским путем в бессознательное. Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.
Другой способ изучения личности — это толкование символов, которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности. Процесс интерпретации символов напоминает решение математических задач. Зная язык математических формул, мы в состоянии их успешно решать, но при этом можем не обладать глубоким пониманием математики. Символические значения, также, как и математические формулы, могут быть успешно использованы независимо от того, известно ли нам, как они сформировались, появились у личности.
Следующий метод изучения личности в психоанализе — это толкование парапраксиса. Под парапраксисом понимаются любые виды ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки, а также несуразные действия, действия невпопад и т.п. В качестве примера Фрейд приводит собственное ошибочное действие, которое нередко случалось с ним, когда он посещал больных на дому. Подойдя к двери пациента, в которую ему следовало постучать или позвонить, он доставал ключ от собственной квартиры. Сам Фрейд интерпретирует это ошибочное действие как бессознательное проявление его мысли «здесь я чувствую себя, как дома». Парапраксии, подобно вспышке, освещают некоторые стороны бессознательного, которые упорно не поддавались обычным психоаналитическим методам. Они являются наглядным свидетельством существования бессознательного, даже для людей, скептически относящихся к психоанализу. Парапраксии имеют место тогда, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена и бессознательный импульс внезапно прорывается.
Еще одним методом изучения личности является анализ переноса, который многие психоаналитики считают ключевым методом. По. их мнению, психоанализ — это единственное направление в психологии, которое систематически исследует и анализирует перенос (о понятии переноса подробно говорилось в вопр. 32). Реакции переноса предоставляют аналитику возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. С точки зрения психоаналитиков, индивид склонен скорее повторять прошлое, вместо того чтобы его вспоминать. Обращая внимание на повторения в рассказах о прошлом, психоаналитик проникает во внутренний мир человека, выделяет значимые отношения. Тщательный анализ этих воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекращению повторений.
Таким образом, в рамках психоаналитического подхода в рассмотрении личности используется ряд приемов, методов с целью проникновения во внутренний мир человека, в содержание его бессознательного, значимых для него переживаний, но вытесненных им в силу разнообразных причин.
ЛИТЕРАТУРА
1..ГринсонР. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994. С. 34—47; 129-132.
2. Томэ Х, Кэхеле Х. Современный психоанализ. М., 1996. Т. 1. С. 93—130; 207. 245; 317-334.
3..ХъеллЛ.,ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. С. 146—151.
4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993- С. 14—23.
5. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227—273-
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990. С. 7—35.
Дата добавления: 2016-04-23; просмотров: 1403;