Современное развитие техносферы: проблемы и перспективы

 

При анализе проблемы выживания современного человечества в условиях техногенной цивилизации выявляются как оптимистические взгляды, связанные с идеями гуманизма, так и пессимистические – предупреждающие нас о том, что возможен Вселенский проект без человека. Все это – свидетельство чрезвычайной актуальности и сложности проблем, связанных с дальнейшим развитием техносферы.

Данное понятие является свидетельством того факта, что совокупность материальных средств практически-преобразовательной деятельности человечества - техника в сегодняшней реальности приобрела системные характеристики и образовала среду, выходящую из-под контроля и за рамки управления создавшего ее человечества.

Оценивая состояние современной техногенной цивилизации, философия осмысливает феномен техносферы, как синтез естественного и искусственного, созданный человеческой деятельностью и поддерживаемый ею для удовлетворения потребностей общества.

Исследователи предпринимают теоретический анализ проблем, связанных с процессами формирования техногенной среды, выявляют закономерности ее функционирования, определяют механизмы ее воздействия на жизнь человечества и характеристики природной среды.

Противоречие между культурным и техническим прогрессом, иллюстрируемое различными направлениями философии техники, представляется особо актуальным в свете рассмотрения перспектив развития научно-технической деятельности в 21 веке.

Тенденция отчуждения научно-технической деятельности и продуктов технического прогресса от человека и общества может не только изменить сущность человека, но и в конечном счете воплотить в жизнь так называемый проект Вселенной без человека, аргументируемый в ряде современных исследований.

В поиске ответа на вопрос о возможностях выживания техногенной человеческой цивилизации немаловажную роль играет попытка осмысливать научно-техническую деятельность в аспекте ее связи со всем спектром человеческих духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение ее ориентации на аксиологизацию, что делает приоритетным гуманитарное начало перед техническим.

Как справедливо отмечает В.Т. Пуляев «..гуманизм в своем собственном содержании обретает глобальный характер, становится императивом с осознанием его объективной необходимости…, выступает в качестве гуманитарного «измерителя» и аксиологической экспертизы глобальных проблем. Гуманизм из морально-этической категории отдельного человека превращается в общесоциологическую, принимает общечеловеческий характер. XXI век должен стать гуманитарным…» (Пуляев В. Т. Человек и общество – вечная проблема бытия и познания. (Сер. «Россия и мир социально-гуманитарных знаний». Вып. 1. – СПб.: Общ-во «Знание» СПб. и Лен. обл., 2003. – С. – 56).

Создавая окружающий мир, искусственную среду, человеческий разум переполнен господством потребления над духовностью. Духовность же это мера человеческого в человеке, реализуемая в противостоянии природным импульсам и давлению со стороны среды, в том числе техносферическим реалиям, осуществляющая мобилизацию сознательно-волевых ресурсов человека.

Преобладание потребления над духовностью оттесняет на периферию такие феномены как чувствительность, гуманность, лиричность, сердечность, целомудрие, чуткость, пылкость, ибо всего этого не нужно при общении с машиной (автомобилем, персональным компьютером, игровым автоматом). Тонкая ткань человечности распадается.

Ценностные установки и ориентации социума оказывают определяющее воздействие на развитие научно-технического знания, но в свою очередь научно-техническое знание воздействует на сложившуюся систему ценностей, модифицирует некоторые из них, изменяет их социальное значение.

В этой связи актуализируются этические проблемы научно-технической деятельности. Аксиологическое русло позволяет рассмотреть технизацию через призму таких категорий как "благо" и "зло", "ответственность", "справедливость", "свобода".

По мнению немецкого философа Х. Ленка: “Вопросы гуманитарной и разумной оценки технических разработок, постановка целей и осмысление, моральная ответственность и приспособленные к общей общественной ситуации оценочные концепции все более выступают в качестве неотложных открытых проблем в поле зрения сознательно и ответственно разрабатываемых технологий и планов” (Ленк Х. Размышление о современной технике. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С.61).

Инженеры являются творцами новой техники и социальных технологий, и именно от их творческого мышления зависит качество жизни на планете. От современного инженера требуется учет внетехнических условий, таких как экономические и экологические, эргономические и эстетические параметры. Он должен освоить дух гуманитарной культуры и сформировать этическую компоненту в техническом сознании.

Основу этой этической компоненты должна составить этика ответственности, подвергающая техническую деятельность человека моральному контролю. В качестве критерия, определяющего право технических новаций на существование, должен выступать факт того, что они действительно способствуют развитию человека, укреплению его статуса как творческой ответственной личности.

В противном случае человек может потерять свою сущность, превратиться в придаток машины. Еще в 20 –е годы 20 века исследования О.Шпенглера предостерегали нас от однонаправленности в развитии техники, ведущей к порабощению человека. Данный взгляд является довольно крайней позицией, но вместе с тем он ясно высвечивает противоречивый характер отношений естественного и искусственного, человека и техники.

Согласно исследованиям, научно-технический прогресс представляет собой субъектно-объектный процесс. Он является воплощением целесообразной человеческой деятельности, но вместе с тем обладает объективной логикой, которая делает его относительно независимым от человеческого волеизъявления. Подтверждением этому служит такая закономерность научно-технического прогресса как «техническое принуждение», представляющее собой объективно обусловленную связь технических процессов. Так, люди производят автомобили – целеполагающий, целесообразный, планируемый процесс. Но производство автомобилей влечет за собой соответствующие изменения в нефтеперерабатывающей промышленности, строительстве шоссейных дорог и бензоколонок, мотелей, гаражей и многое другое, не говоря уже об экологических последствиях массового использования автомобилей.

В свете вышеизложенного возникает вопрос: насколько будущее техносферического мира зависит от человека, каким образом возможно гармонизировать отношения человек-природа-техника?

Инженерное мышление выступает в форме общественного сознания, отражающего бытие технического, включающее взгляды данного общества на технику и технологию и социальные последствия их применения. В стремлении к гармонии между человеком, техникой и природой оно должно быть проникнуто общечеловеческими ценностями.

Сегодняшняя кризисная ситуация связана, прежде всего, с противоречием между темпами развития техники, приведшими к созданию феномена техносферы и степенью ее воздействия на жизнь человечества и биосферы.

Преодоление этого противоречия связано с необходимостью формирования новой парадигмы научно-технического прогресса и мироощущения, в котором был бы преодолен утилитарно-потребительский подход как к природе, так и к человеку.

Изучение тенденций развития техносферы должно способствовать формированию мировоззрения, построенного на более глубоком понимании человеком бытия, единства человека, биосферы и техносферы, на коэволюционной стратегии, при которой произойдет отказ от развития общества с неограниченными техногенно-модернизационными тенденциями.

Гармонизация триады биосфера – человек - техносфера возможна при осмыслении взаимозависимости человечества, техники и природы как вместилища того и другого, при условии сохранения и развития нашей духовности.

Поиск новых ценностно-мировоззренческих ориентиров заставляет нас обратиться к идеям В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, разработать пути разумного включения человека в циклы планетарной жизнедеятельности.

Понятие ноосферы было разработано с целью определения нового состояния биосферы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором ее развития. Данный термин переводится буквально как сфера разума, и вводится в научный оборот в 1927 году французским ученым Э. Леруа, рассматривавшим наряду с Тейяром де Шарденом, ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Учение о ноосфере было сформулировано в работах В.И. Вернадского.

Он употребляет понятие ноосфера в разных смыслах:

– как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

– как область активного правления научной мысли;

– как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Поскольку ноосфера, по мнению В.И. Вернадского, является качественно иной, высшей стадией биосферы, связанной с коренным преобразованием не только природы, но и человека, при изучении проблемы глобальной деятельности человека, преобразующего окружающую среду, необходимо осуществлять синтез естественных и общественных наук.

Современное понимание ноосферы основывается на идее взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Основу устойчивого существования и развития ноосферы, составляют, находящиеся во взаимосвязи элементы: человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, техника и технологии в единстве с биосферой.

Сущность перехода в ноосферу понималась основателями данного учения по-разному. Тейяр де Шарденговорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой. «Самая суть понятия ноосферы, по его мнению, вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники» (Тейяр де ШарденП. Феномен человека. – М., 1973 – С.–12).

В. И. Вернадскийформулирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства, полагая, что, увеличив, со временем свое вмешательство, человечество станет планетарной геологообразующей силой. При этом воздействие на биосферу должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества, биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

Таким образом, ноосфера, по мнению В.И. Вернадского, это не просто приложение знаний человека при высоком уровне техники, а специфический, закономерный этап в жизни человечества, связанный с особенностями разума человека, определяющего его роль и место во Вселенной.

В своих трудах, В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние.

Размышляя над тем, является ли концепция ноосферы возможностью или необходимостью, А.А. Горелов подчеркивает, что «ценность этой концепции в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека как прежде всего разумное существо, тогда как индивидуум и тем более общество в целом редко ведут себя по-настоящему разумно» (Горелов А.А.Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – С –261).

В настоящее время концепция ноосферы остается одной из научных гипотез – пока мы не можем говорить об устойчивой разумной деятельности человека. Перед человечеством стоит масса глобальных проблем. Однако, ноосфера – идеал, к которому следует стремиться. Перспективы развития биосферы и ноосферы зависят от того, каким будет взаимодействие человека и природы, от того насколько человеческая деятельность будет разумной, насколько эффективно человечество сможет решить проблемы глобального масштаба.

 

Выводы по теме

 

Современная наука характеризуется как этап постнеклассической научной рациональности, основными идеями которой являются: нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности.

Важную роль в развитии научного знания играет синергетика как теория самоорганизации, как наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Ноосфера – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная и осознанная деятельность человека становится решающим фактором в ее развитии.

Важную роль в формировании представлений о биосфере и ноосфере сыграли взгляды В.И. Вернадского. Он способствовал выработке биогеологического, биогеокосмического и биогеоноокосмического подходов.

Гармонизация триады биосфера – человек - техносфера возможна при осмыслении взаимозависимости человечества, техники и природы при условии сохранения и развития нашей духовности.

 








Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 3977;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.