Постнеклассическая наука, перспективы переосмысления и преобразования НТП в XXI столетии
Современное состояние науки и техники характеризуется как этап грядущей глобальной революции, в ходе которой формируется новая постнеклассическая рациональность.
Методологически эффективной в этой связи представляется обобщающая матрица, предложенная Л.А. Микешиной, позволяющая более полно реконструировать стиль мышления, в частности нашей эпохи, благодаря своей полипараметричности.
Согласно данной модели постнеклассический стиль мышления представлен особыми:
- онтологическими основаниями (материя и движение, пространство и время, причинность);
- теоретико-познавательными основаниями (субъектно-объектные отношения, соотношение теории и практики);
- логико-методологическими основаниями (логическая структура теории в зависимости от типа детерминации, применяемые методы и др.).
Так, постнеклассическая рациональность может быть осмыслена как особый тип рациональности, имеющий специфические черты, развивающий тезис о неустранимости субъекта научного познания, что подчеркивает необходимость обращения к субъективной составляющей науки и техники, учета ценностных параметров мира, поскольку даже малое вмешательство может привести к катастрофам и разрушению сложившихся в мире состояний и систем.
В ряде источников отмечается, что в постнеклассической парадигме: человек задающий вопрос природе получает от нее ответ, который теперь зависит и от способа вопрошания и от способности понимания вопрошающего, т.е. природа проговаривает себя через человека. При этом во внимание берется культурный уровень субъекта, его психологические, профессиональные и социальные установки, которые ранее наука не рассматривала. Однако это не означает отказ от объективности.
Подчеркнем, что постнеклассическое видение построено на выявлении пересечения субъективного и объективного, на диалоге субъекта и объекта. Оно представляет новое понимание отношения: «мир - человек».
Будучи основанной на идее глобального эволюционизма, постнеклассика подходит к объекту как к саморазвивающаейся целостности и не противостоит субъекту, а включает его, истина об объекте рассматривается как характеристика способа деятельности познающего субъекта с объектом и складывается с человеком.
Постнеклассический тип рациональности, учитывающий такие свойства реальности как нелинейность, открытость, необратимость, неравновесность и др., осваивается в контексте синергетической парадигмы, включающей человека не только как природное существо, не только как часть экспериментальной ситуации, но и как цель. Синергетика демонстрирует, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос.
Признавая, ограниченность научных знаний и сверхсложность реальности постнеклассическая рациональность учитывает тот факт, что человеческий разум обладает лишь грубыми теоретическими моделями, недостаточно отражающими высокий уровень спонтанности и самоорганизации мира.
Возникает многократное прочтение текста природы, изменение в повторных опытах представлений о ней, возникновение эволюции взглядов на природу. В силу того, что область приложения постнеклассики много шире точного естествознания, она призвана синтезировать науки о неживом - живом - разумном.
Анализируя проекты будущего, в своих исследованиях В.И. Аршинов говорит о необходимости руководствоваться ключевыми идеями современной постнеклассической рациональности, сопряженными с синергетическим мировидением, с включенным в него деятельностно-коммуникативным, ценностным и познавательно-конструктивным измерением, согласно которому будущее следует не только прогнозировать, но и создавать.
Автор видит в качестве главного аспекта формирования и развития культуры – человеческий дух, с его, согласно метафизике Вл.Соловьева, моментами внутренней поэтической нерешенности, недосказанности, готовности к историческим испытаниям, способности выходить из ситуаций, казалось бы безысходных [Аршинов В.И. Время синергетики // Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород, 2006.].
В контексте постнеклассической парадигмы имеет место идея синтеза научных знаний, использования комплекса различных научных дисциплин с учетом человеческого фактора в исследуемых системах. При этом используются системный и эволюционный подходы на основе принципа глобального эволюционизма, рассматриваемого в сферах неживой, живой, социальной материи, базирующегося как на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (например – биологии, геологии и т.д.), так и включающего в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок.
Рассматривая реальность постнеклассической науки как сеть взаимодействий, в которую включен человек, исследователи развивают мысль о том, что необходимо формировать холистическое мировоззрение, преодолев разорванность бытия в сознании человека, поскольку нынешняя парадигма настаивает на принципе целостности (единстве мироздания, биосферы, ноосферы, общества, человека и т.д.). Тот факт, что человек рассматривается не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое, подтверждает высказанную позицию.
Как следствие, в постнеклассической парадигме, исходящей из идеи целостности, научно-техническое знание непосредственно связанно и постоянно сближается с естествознанием и социогуманитарным познанием. Это отражается в структуре, методологии, содержании научно-технического знания, а также в характере научно-технической деятельности. Современная научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики.
В развитии технического знания важную роль играют социально-экономические, естественнонаучные и ценностно-мировоззренческие факторы.
В контексте постнеклассической парадигмы наука и техника осмысливаются с позиции социокультурного подхода.
Социально-экономические факторы оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Совокупность этих факторов в целом образует социально-экономические регулятивы развития технического знания.
Наука имеет не только социокультурные результаты, но и социокультурные последствия. Она разрешает одну проблему, но вызывает совершенно другие. Причем в начале третьего тысячелетия, как никогда ранее, общество осознает не только позитивную роль науки, но и негативные последствия использования социумом научных наработок, в связи с чем возникает вопрос о правомерности мнения об индифферентности науки, ее независимости от результатов внедрения научных достижений.
Для осмысления социокультурной сущности науки и техники особое значение имеет его ценностная характеристика, поскольку постнеклассическая рациональность аксиологически ориентирована. Само научно-техническое знание наряду с методологической и эвристической представляет общеаксиологическую ценность (через соотнесение истины и заблуждения в процессе эволюции технического знания).
Ценностные установки социума, его ценностные ориентации, влияют на развитие технического знания в целом, определяют общие направления развития научно-технического знания, в свою очередь научно-техническое знание воздействует на сложившуюся систему ценностей, модифицирует некоторые из них, изменяет их социальное значение.
До 20 века картина мира была ориентирована на мир объектов и практически игнорировала в этом мире человека. Свысока относясь и к природным объектам, и к человеку прежняя наука не видела схожих неоднозначных связей между ними.
Постнеклассическая наука подходит к пониманию рациональности как диалога человека с миром, для нее характерна открытость и рост рефлексивности, социокультурная экспликация ценностно-смысловых структур, включаемых в механизмы и результаты объективно истинного постижения мира [Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000, - с. 680].
Однако, зачастую отличительной особенностью нынешней научно-технической деятельности, как и всей материально-практической активности, является преобладание предметности над рефлективностью (духовностью). В связи с этим возникшие многочисленные проблемы диктуют необходимость учитывать такой важный принцип постнеклассической науки как человекоразмерность, что актуализируется в современных исследованиях.
Данный принцип связан со свойством науки, соответствовать человеческим масштабам.
Понятие «человекоразмерность», трактуемое как свойство науки иметь человеческую размерность, имеет место в работах отечественных философов М.К. Мамардашвили и М.К. Петрова. В частности М.К. Петров использует это понятие для выражения своей оригинальной философско-антропологической и культурологической концепции.
Применительно к исследованию философских аспектов современного техникознания, понятие человекоразмерности приобретает особое звучание, оно связано с анализом, так называемых человековедческих проблем в техникознании, решение которых характеризуется комплексностью и требует использования философской рефлексии.
Техническая наука направлена на достижение заранее планируемого практического результата, на создание артефактов, преобразование природы. Будучи созданной человеком и для человека, техническая наука, должна ему соответствовать.
Специфика, происходящих в современном научно-техническом знании, процессов, связана с концентрацией внимания на так называемые человековедческие проблемы, решение которых характеризуется комплексностью и требует использования специфики методов гуманитарных наук. Человек становится тем важным компонентом, учет характеристик которого – важное условие для решения технических задач проектирования, управления и контроля. Показательны в этом плане такие дисциплины как инженерная психология, эргономика, промышленный дизайн и т.д.
На сегодняшний день техническая деятельность должна быть осознана как форма освоения и преобразования действительности, в ходе которой бытие технологизируется по заданным параметрам. Формируя техносферу, человек создает артефакты, соответствующие его биологическим характеристикам: скорости реакции; диапазонам слуха и зрения; темпу восприятия и переработки информации мозгом и т.д.
Выступая в качестве продолжения естественных работающих органов человека, оптимизируя функциональные усилия человека, технические средства, не просто копируют естественные органы труда, а лишь усиливают их возможности. Результатом этого процесса оказывается нарастание специфического характера и относительной самостоятельности технического развития.
Кроме этого, следует отметить, что не только техника дополняет органы человека, но и сам человек также "дополняет" техническую систему.
Изменяя действительные условия своей жизни, приспосабливаясь к технологическим инновациям, человек, меняется сам.
Перспективы развития науки и техники в 21 веке обусловлены и всецело связаны с перспективами развития самого человека, являющегося главной ценностью и целью развития и прогресса общества, культуры, цивилизации, всего бытия. В свою очередь современная наука призвана служить саморазвитию, самореализации человеческих способностей, возможностей, задатков, совершенствованию личных качеств человека. Наука сегодня должна быть ориентирована на реализацию императива выживания человечества.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1300;