ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ
Цели изучения данной темы
Показать сущность проблемы единства мира: ее философский и естественнонаучный аспекты.
Познакомить магистров с философскими аспектами космологии, способствовать осмыслению магистрами проблемы происхождения Вселенной на основе анализа различных моделей возникновения и развития Вселенной, показав противоречия в разработке теории крупномасштабной структуры и эволюции Вселенной.
Определить роль антропного принципа в космологии.
Сформировать у магистров представление о таких фундаментальных закономерностях существования и развития мироздания как системность, самоорганизация, эволюционизм, историчность.
Дать сравнительную характеристику философского и естественнонаучного подходов к изучению материи.
Требования к знаниям и умениям
Магистр должен знать основные концепции происхождения Вселенной, понимать сложность данной проблемы.
Магистр должен уметь изложить суть сильного антропного принципа и слабого антропного принципа в космологии, дать им
оценку.
Магистр должен иметь представление о структуре и фундаментальных закономерностях существования и развития мироздания.
Магистр должен понимать идею единства материи как субстанции и ее атрибутов.
Ключевые термины
Вселенная
материальное единство мира
антропный принцип
Второстепенные термины
бытие
универсум
сингулярность
«красное смещение»
материя
движение
пространство
время
номологическое единство мира
субстанциональное единство мира
эволюционное единство мира
6.1. Мир как единое развивающееся целое.
Проблема происхождения Вселенной
Проблема единства мира представляет собой одну из актуальных в мировоззренческом отношении проблем философии и науки.
Характеризуя проблему единства мира, следует выделить три аспекта: аспект субстанционального единства, номологического единства и эволюционного единства.
Первый аспект базируется на признании единой субстанциональной основы, в качестве которой рассматривается материя. В естествознании это находит выражение в принципе материального единства мира. В процесс доказательства материального единства мира включаются не только интегративные научные направления, но через них и гуманитарные, социально-экономические и технические науки.
Номологическое единство мира – это общность действующих в нем законов, находящих свое преломление в многообразных формах. Так, в качестве действующих в мега, макро и микромирах (несмотря на их существенное различие) можно назвать законы сохранения и превращения энергии, частные законы сохранения (массы, заряда, импульса, и т.д.), закон всемирного тяготения и др.
На сегодняшний день естествознание в попытке более точного описания реальности формулирует законы для открытых систем, имеющих место в нашем мире, и находящихся в постоянном изменении, движущихся - от хаоса к порядку.
Эволюционное единство предполагает рассмотрение всех форм движения материи в качестве генетически взаимосвязынных. При этом данный аспект отражает асинхронность мира, т.е. временную распределенность системы законов природы во всем пространственно-временном континууме. Принцип развития способствует более глубокому пониманию субстанционального и номологического аспектов.
Проблема возникновения мира была актуальной еще в период господства мифологического и религиозного мировоззрения, в рамках которых предлагались специфические ответы на вопрос о происхождении всего сущего.
Позднее на смену им приходят научные представления о происхождении Вселенной.
Вселенную в целом изучает космология. Она опирается на астрономические наблюдения Галактики и других звездных систем, общую теорию относительности, физику микропроцессов и высоких плотностей энергии, релятивистскую термодинамику и другие теории. Космология включает систему философских оснований, среди которых мировоззренческие и методологические принципы о свойствах и законах окружающего мира и методах его познания, способах объяснения эмпирических фактов. Космология предлагает модели происхождения и развития Вселенной, представляющие возможные варианты объяснения, которые могут быть заменены другими в процессе развития науки вследствие сложности рассматриваемого объекта.
Говоря о проблеме происхождения Вселенной, используют термины: бытие, универсум, Вселенная, которые близки по значению, но в то же время имеют свои особенности и, следовательно требуют уточнения.
Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие (бытию противопоставляется сознание).
Универсум (от.лат. universum, summa rerum) обозначает все как таковое, мир как целое. Данный термин употребим в философии и в науке. Универсум понимается как самодостаточная, самоорганизующаяся система.
Обращаясь, к значению термина Вселенная, следует акцентировать внимание на его специфическом научном звучании. Вселенная – место вселения человека, доступное эмпирическому наблюдению.
Стандартной моделью происхождения Вселенной является концепция Большого взрыва. Согласно данной теории, наблюдаемая сегодня Вселенная возникла благодаря гигантскому взрыву исходной космической материи, сконцентрированной в необычайно малом объеме (происшедшем 12-18 млрд. лет назад). Вселенная возникла путем расширения из сингулярного (сверхплотного) состояния.
По мнению исследователей, «вначале был взрыв. Но не такой как взрыв, который знаком нам на Земле и который начинается из определенного центра и затем, распространяется, захватывая все больше и больше пространства, а взрыв, который произошел одновременно везде, заполнив с самого начала все пространство, причем каждая частица материи устремилась прочь от любой другой частицы» (Вейнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. – М., 1981. – С. 30).
В качестве подтверждения данной теории служат факты расширения Вселенной – разбегающиеся галактики (красное смещение), реликтовое излучение фотонов и нейтрино, образовавшихся на ранней горячей стадии расширения Вселенной.
Выделяют основные этапы космической эволюции: этап начального состояния Вселенной, этап Большого взрыва, этап первичного ядерного синтеза, этап формирования галактик.
Начальное состояние Вселенной характеризуется как сингулярное, в данном состоянии Вселенная представляет собой микрообъект ничтожно малых масштабов.
Этап Большого взрыва – переход от сингулярного состояния к расширению в результате Большого взрыва, образование материи, пространства, времени.
Далее, по мнению ученых, следует этап первичного ядерного синтеза, когда образуются нейтральные атомы из свободных электронов и новорожденных атомов.
В этап формирования галактик возникают и проходят эволюцию звезды различных масс, создаются легкие, средние и тяжелые элементы.
Весьма популярна в современной космологии инфляционная модель Вселенной, связанная с идеей возникновения энергии и материи Вселенной из квантового вакуума, то есть из ничего, самопроизвольное возникновение на фоне случайной флуктуации. Вакуум в представлениях современной науки – своеобразная форма материи, способная рождать вещественные частицы, он может приходить в «возбужденное состояние» образуя поле, а затем из него вещество. До образования Вселенной, исходя из доводов теории относительности, не было ни пространства, ни времени.
Сторонники инфляционной модели видят соответствие между этапами космической эволюции и этапами творения мира, описанными в библии. Однако данная гипотеза не может служить подтверждением существования Бога, подтверждением или опровержением религиозных догм.
Особое внимание необходимо сосредоточить на антропологическом принципе космологии, основанном на идее единства космоса и человека, определяющем роль человека в этом единстве. Антропный принцип возникает как попытка связать основные особенности того мира, в котором мы живем с фактом существования человека, познающего мир, он проводит идеею целесообразности появления человека как уникального и естественного результата глобально-космической эволюции.
Формулировка данного принципа связана с именами Д.Дикке и Б.Картера.
Имеют место различные версии антропного принципа: слабый антропный принцип, сильный антропный принцип, финалистский антропный принцип, антропный принцип, включающий участника-наблюдателя.
Сильный антропный принцип, расширенный по содержанию, не получил достаточного физического объяснения. Его формулировка такова: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателя» (Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип космологии // Космология: теория и наблюдение. – М., 1978). Т. о, в данной трактовке прослеживается идея предопределенности: исходные мировые константы предопределяют последующую эволюцию Вселенной.
Слабый антропный принцип обоснован логически и физически. Согласно слабому антропному принципу в космологии, то, что человек может наблюдать, ограничено условиями его существования. Из слабого антропного принципа следует вывод «о возможности существования чего-то такого, например других вселенных, что недоступно человеку из-за его специфической природы» (Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М., 2002. – с.137).
Проявляется и теологическая окрашенность при обсуждении рассматриваемого аспекта: эволюция вселенной происходит в соответствие с рациональным замыслом, что свидетельствует о наличии космического Творца. Все это формирует отношение к антропному принципу как к ненаучному. Противовесом такому отношению выступает рассмотрение антропного принципа в контексте синергетического самоорганизующегося процесса эволюции Вселенной.
Несмотря на полученные наукой весомые результаты, разработанные космологические модели происхождения Вселенной, продолжают быть связанными с рядом противоречий и неясностей (например, неясны причины большого взрыва, возникают противоречия в объяснении феномена расширения и т.д.), что свидетельствует о сложности разработки теории крупномасштабной структуры и эволюции Вселенной.
Так эволюционный взгляд на мир способствовал постановке ряда фундаментальных вопросов: из чего произошла материя; чем обусловлены причины, условия и направление эволюции материальной Вселенной; какова пространственно-временная структура и конечная цель развития Вселенной?
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2672;