Приоритеты инновационной политики
Основу государственной инновационной политики составляет система приоритетов (приоритетные направления развития науки и технологий, критические технологии, федеральные целевые программы), позволяющая конкретизировать ее цели, направления, задачи, стратегии.
Приоритетные направления развития науки и технологий — это те тематические области, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие страны и в достижение текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития. К ним относятся: производственные технологии, электроника и информационные технологии, новые материалы, науки о жизни и биотехнология. Данные направления конкретизируются через критические технологии (КТ). Критические технологии — это комплексные, универсальные технологии, применимые во многих сферах экономики, соответствующие современным направлениям научно-технического прогресса (НТП) и обеспечивающие экономическую безопасность страны, ее высокие позиции в сфере международной конкуренции.
В России списки КТ составляются с 1996 г., когда были утверждены приоритетные направления развития науки и техники, включающие примерно 70 позиций, которые группировались по семи блокам: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
В 2006 г. был утвержден список из 34 критических технологий по восьми направлениям: безопасность и противодействие терроризму; живые системы; индустрия наносистем и материалы; информационно-телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение. Последний список критических технологий (сегодня их осталось 27), основанный на наиболее перспективных направлениях развития науки и техники и на достижении максимальной отдачи в области инновационной сферы, был утвержден в 2011 г.3 Данные технологические направления государственной инновационной политики учитывают основные факторы (военно-технологический, экономический, научно-технический, ресурсный), определяющие принятие решений по приоритетам в научно-технологической области.
Создание радикальных инноваций в условиях глобализации как основы экономического развития России возможно, как свидетельствует мировая практика, на основе пучка новейших технологий — нано-, био-, новых информационных и когнитивных технологий и форм их конвергенции.
В США такой стратегией является "Национальная инициатива в области нанотехнологии", представляющая межведомственную программу американского правительства и осуществляемая с 2004 г. С 2012 г. пристальное внимание американского правительства обращено на развитие "Биотехнологической инициативы", а с 2013 г. запущена новая инициатива, связанная с когнитивным направлением. Оценивая важность нанотехнологий для обеспечения конкурентоспособности и безопасности в Европе, Еврокомиссия в 2004 г. инициировала разработку "Европейской стратегии развития нанотехнологий". В соответствии с данной инициативой предусмотрено удвоение расходов на нанонауку в Седьмой рамочной программе научных исследований и технологических разработок Евросоюза в 2007—2013 гг.
В России также была разработана и реализована Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы" и принято решение о целевом финансировании данной научно-технологической области в дальнейшем. По оценкам специалистов, рынок нанотехнологической продукции очень перспективный, и к 2015 г. он будет составлять 3 трлн долл. США. Для России прорыв в этой области крайне важен, поскольку позволит развивать высокотехнологичные отрасли на новой основе и в перспективе вписаться во всемирные инновационные процессы.
В последнее время в мировой практике активизировались поиски "технологий будущего", включающие: геоинженерию, интеллектуальные энергетические системы, радикальные материалы, синтетическую биологию, индивидуальную геномику, биоинтерфейсы, информационные интерфейсы, солнечную энергетику, ноотропные препараты, препараты, сочетающие косметику и фармацевтику (космецевтика).
На практике приоритеты государственной инновационной политики проявляются в комплексе целевых программ, ориентированных на проведение НИОКР и разработку конкретных технологий. В России в настоящий период национальное программирование в области высоких технологий представлено совокупностью федеральных целевых программ: Федеральная космическая программа России па 2006—2015 годы; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы"; "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года"; "Развитие телерадиовещания Российской Федерации па 2009—2015 годы"; "Развитие российских космодромов па 2006-2015 годы"; "Развитие гражданской морской техники на 2009 2016 годы"; "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 годы"; "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010—2015 годов и па перспективу до 2020 года"; "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"; "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".
Представленный перечень федеральных целевых программ во многом отражает традиционные направления развития науки и технологий российского высокотехнологичного комплекса, и здесь просматривается отраслевой подход к выбору приоритетов государственной инновационной политики. В США, к примеру, главные долгосрочные государственные программы НИОКР, способные принести крупные технологические прорывы, — это программы, нацеленные на создание стратегических продуктовых инноваций ("Стратегическая компьютерная инициатива Президента США", "Новое поколение супер-ЭВМ — "монстров"" и др.).
Приоритеты государственной инновационной политики России не могут не учитывать и внутреннюю логику развития высокотехнологичного комплекса, связанную с мощной военной составляющей, что находит отражение в соответствующих целевых программах: "Государственная программа вооружений на 2011—2020 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011—2020 годы". В соответствии с планами в ходе осуществления данных программ предусмотрено переоснащение ВС РФ цифровыми средствами связи, освоение серийного производства истребителя пятого поколения, завершение разработки новых проектов боевых кораблей.
В конце XX — начале XXI в. в мире стала довольно отчетливо просматриваться тенденция наращивания высокотехнологичного оборонно-промышленного потенциала на инновационной основе. Свидетельство тому, например, — американские достижения в авиации: комплексы пятого поколения — истребители F-22 и F-35, а также ряд крупнейших проектов: Программа по разработке авиационного многофункционального комплекса, так называемого семейства систем; ракета-ловушка воздушного базирования MALD; ударный беспилотный летальный аппарат UCAV; программа HRJ (hydrotreated renewàble jet — двигатель, работающий па гидроочищенном возобновляемом топливе) и др.
И в этом случае приоритетное инновационное планирование пока не приносит России нужных результатов. Основная причина заключается в сырьевой ориентации отечественной экономики, направленной на догоняющее развитие.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1106;