Понятие римского права.
Понятие и система римского права
Римское право – право античного Рима рабовладельческой формации.
Римские юристы делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.
Итак, система римского права:
1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства).
Публичное право включало в себя (т.е. предмет правового регулирования):
- святыни, служение жрецов,
- положение магистратов;
- нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами;
- нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве;
-нормы уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления;
- нормы о порядке похорон и церемоний;
- нормы о правоспособности и дееспособности лиц;
- нормы о структуре власти, о занятии государственных должностей.
Таким образом, римское публичное право (чаще всего оно не изучается в рамках аудиторных занятий по римскому праву; рассматривается в рамках курса по предмету «История государства и права зарубежных стран») включало в себя в современном понимании этого слова:
1. государственное право (основы государственного устройства Рима);
2. административное право;
3. финансовое право;
4. уголовное право;
5. международное право.
Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.
2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало:
1. Брачно-семейные отношения;
2. Владение;
3. Право собственности;
4. Право на чужие вещи;
5. Обязательственное право;
6. Договоры;
7. Наследственное право.
Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.
Система римского частного права:
А) право квиритское (цивильное) – ius Quiritium) –это совокупность правовых норм, регулирующих отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами (6 в. – середина 3 в. до н.э.).
Б) преторское[1] право – ius praetorium –это совокупность правовых норм, источниками которых стали эдикты магистратов, в особенности преторские эдикты, с помощью которых были дополнены нормы цивильного права в угоду развитым товарно-денежным отношениям и новым потребностям общества. Эти нормы был освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. В основе преторского права лежали принципы естественного права (все люди равны, рождаются свободными; принцип доброй совести, гуманизма, справедливости).
В) право народов – ius naturale –это совокупность правовых норм, возникших из развития торговли между Римом и другими территориями Римского государства для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов). Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Возникло в республиканский период, впитало в себя нормы права Греции, Египта и др. государств, отличалось простотой, гибкостью и отсутствием формализма.
Взаимовлияние трех ветвей привело к тому, что они слились воедино в середине 4 в.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 715;