Учение о государстве и праве в Западной Европе в XIII–XIV вв.
Начиная с XII века, коренным образом изменилось «политическое лицо» стран Западной Европы. Преодолев феодальную раздробленность, они развивались в направлении утверждения сословно-представительных форм правления, которые гарантировали стабильность в обществе. Активизируется процесс формирования национального рынка, растут и богатеют города. С другой стороны, меняется социальная структура общества. Наряду со старыми феодальными сословиями (духовенство и дворянство), все громче заявляло о себе третье сословие (бюргерство). Укрепляясь экономически, оно требовало привлечь его к политической власти и освободить от феодального произвола. Происходила череда «коммунальных революций», в результате которых крупные торговые города полностью освободились от сеньоральной зависимости.
В ХІІ в. возникло феодальное городское право («магдебургское право»), которое выводило города из-под юрисдикции феодалов и давало им собственное самоуправление, устанавливало порядок выборов и функции городских органов власти, суда, объединений ремесленников и купцов, регулировало ряд гражданско-правовых отношений.
Общество постепенно входило в буржуазные отношения. Возникли новые государственно-правовые концепции, которые предлагали значительную коррекцию общественного устройства, по-другому определяли роль и назначение государства. Новые государственно-правовые концепции обосновывали идею централизованного государства и политического мира.
Марсилий Падуанский – итальянский мыслитель. Труды – «Защитник мира» и «Младший защитник». Падуанский один из первых, кто выдвинул идею возникновения государства в результате общественного договора. Выступил против посягательства папства на светскую власть, утверждая, что последняя является выше власти духовной. Духовная власть не должна вмешиваться в дела светской власти, поскольку это ведет к раздору и лишению мира европейских государств. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.
Государство – это светский институт, созданный человечеством на определенном этапе истории. «Конечная цель государства – забота о благе населения». Он дает определение «государства» как политического союза, который развивается по своим собственным законам. Для ученого, государство – это современное ему самодостаточное сообщество, основанное на разуме и вере людей. Мыслитель отмечает, что государство возникает на определенном этапе человеческой истории в процессе усложнения жизни людей, как результат развития развитых форм их жизнедеятельности. Начало становлению этого института положила семья. Позже возникают города, и, наконец, – государство, которое формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. Назначение этого института – защита интересов населения, удовлетворения их потребностей и ожиданий.
Ученый выделяет в обществе законодательную и исполнительную власть. Верховная власть, по его учению, принадлежит собственно законодателю, который всегда один и тот же, тогда как правительство может меняться. Законодатель – первая действующая причина, присущая закону; сам народ, коллектив граждан есть важнейшая часть, что выражает свой выбор, свою волю относительно гражданских актов, невыполнение которых грозит вполне земными наказаниями. Падуанский заявляет, что законодательные полномочия в принципе должны принадлежать только народу. Именно народ является истинным источником законов. Народ имеет право назначать правителя и правительство и контролировать их деятельность, в случае необходимости смещая их.
В вопросах о формах государственного правления М. Падуанский является последователем Аристотеля. Лучшая форма правления – монархия, где монарх – уполномоченное народом лицо, которому принадлежит военная сила, которая не должна превышать совокупной силы народа. Он может быть смещен народом, если превышает свои полномочия. Монархию мыслитель разделяет на наследственную и выборную.
Мыслитель выделяет два вида законов – божественный и человеческий. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом. Под человеческим законом ученый понимает правила, регулирующие человеческое поведение. По его мнению, содержание закона, запрет, разрешение, что обладает принудительной силой. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти и различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Человеческий закон, сопровождается наградами и наказаниями в земной жизни, а божественному закону принадлежит будущее жизни – Богу.
Таким образом, Марсилий Падуанский высказал идею свободы совести. Он так же делает вывод, который идет вразрез с христианской верой: не государство основывается на праве, а наоборот, право связано с государством. Эффективное функционирование законов зависит, по мнению ученого, не от божественного, а от естественного права и обусловлено запросами государства.
Юридические школы XI–XIV вв. Весомый вклад в развитие новейших взглядов на государственно-правовые явления сделали средневековые юристы. В раннефеодальных европейских государствах римское право было забыто, оно было для них чужим и непонятным. С XI века во многих европейских государствах начинает расти интерес к римскому праву, оно приобретает распространение, начинает изучаться и исследоваться. Возникают различные юридические школы, одним из направлений работы которых становится сравнение с римским правом действующего права в странах. На почве этого изучения происходила рецепция римского права. Профессиональное толкование права начинает опираться на основные положения римского права, нормы которого приобретают универсальность.
В начале XII века итальянский юрист Инерий (между 1055-60 – до 1130 гг.) основал школу глоссаторов, основным направлением деятельности которой стало толкование Дигестов Юстиниана. Деятельность представителей этой школы способствовала искоренению субъективизма в рассмотрении конкретных судебных дел и утвержденному в юридической практике приоритета законов и их правовых норм. Был издан сборник правовых актов, который использовался тогдашними судебными органами и в котором, в частности, отмечалось, что, рассматривая конкретные дела, судьи должны руководствоваться не собственным видением, а правовыми предписаниями.
Деятельность и учение глоссаторов развили постглоссаторы (Италия, XII–XIV вв.), которые считали, что естественное право является правом высшей категории, а потому ему должны соответствовать нормы действующего позитивного права и действия правителя. В частности, идеолог этой школы Раймонди Луллий считал необходимым проверять каждый писаный закон на соответствие естественному праву и в случае расхождений пользоваться не законом, а принципом разумной необходимости.
Значительное внимание вопросам государства и права уделяли также представители гуманистической школы права (XIV в.), которые отстаивали идею централизованного государства с единым кодифицированным законодательством, отрицали феодальную раздробленность, исследовали источники римского права и согласовывали их нормы с предписаниями действующего национального права.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 467;