Политические и правовые взгляды мыслителей Киевской Руси
Древнерусская политико-правовая мысль развивалась в едином европейско-христианском движении развития. Важной предпосылкой возникновения и становления политико-правовой мысли Киевской Руси (IX–XIV вв.) было накопление народом на протяжении сотен лет правового опыта, на основе которого происходила трансформация обычаев в нормы права, правила поведения людей. Их источниками были мифы, нормы-предписания и нормы-запреты языческой религии. Значительное влияние на формирование политической мысли населения Руси оказывало осознание необходимости объединения в единое государство, создание институтов власти, тогдашнюю политическую жизнь с её собраниями, съездами князей, а также законотворчеством – тексты «Русской Правды», «Устава Владимира Мономаха», международных договоров.
Под влиянием этих и других факторов русский народ создал ряд ярких образцов государственно-правовой мысли.
Иларион (XI в.) – философ, первый глава церкви русского происхождения. Самый известный трактат – «Слово о законе и благодати».
Иларион делает попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Властителя. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Истина сопряжена с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с осознанием новозаветного учения и следование ему в своей жизни. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в Законе. Закон и Истина не противопоставляются между собой, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и этическое поведение человека связано с осознанием, что Истина достигается через Благодать как идеал христианина. В распространении морально-этического идеала христианства Иларион усматривает путь к совершенствованию человечества и изменению Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет). Основываясь на этих идеях, мыслитель выражает концепцию всемирной истории, которая имеет два периода. Первый период богоизбранности одного, иудейского народа, Ветхого Завета, подчинение Закону. Второй, пришедший на смену периоду Нового Завета – период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно.
Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии, следовательно не нуждается в опеке. А поскольку центральной фигурой этого процесса был князь Владимир (Креститель), то князь является главным среди остальных русских князей. Его власть основана на правде. Высшая цель управления государством – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Правосудие осуществляется только в соответствии с законом.
Следовательно, взгляды Илариона сводятся к таким тезисам:
• существует равенство между народами и равенство всех людей перед Богом;
• провозглашение независимости и самобытности государства Киевская Русь;
• провозглашение концепции всемирной истории, в которой важное место занимает Киевская Русь;
• отстаивание идеи единовластия, которая является гарантом единства и прочности государства, его территориальной целостности;
• провозглашение союза церкви и государства, где церковь служит правителю и государству;
• определение основных черт верховной власти (справедливость, ум, милосердие и др.).
Политико-правовые проблемы, поднятые мыслителем (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной), были восприняты и углублены другими философами и теологами того времени.
Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) – церковно-политический деятель Киевской Руси. Автор сочинений «Притчи о душе и теле», «Повесть о билоризца и черноризца». В своих произведениях Кирилл Туровский призывал к единению духовной и светской власти, основой которой должна стать Священное Писание, что делает человека добрее и благороднее. С помощью христианской религии, по убеждению мыслителя, можно улучшить жизнь в государстве. Отклонения от христианской веры или нарушение ее требований вызывает социальное зло, которое может быть наказано согласно Божьим законам. Рай, созданный Богом, охраняется Его законом, а человек, наделенный Его способностью мыслить и физическими чертами, не должен с учетом божественного назначения, нарушать установленные Богом нормы, проявлять гордость – это приводит к духовной и физической смерти. Мыслитель распределял индивидов и народы на внешние (языческие, чужие, телесные – обреченные на смерть) и внутренние (христианские, «свои», духовные – им дарована жизнь). Мыслитель был также сторонником сильной власти, но при этом предостерегал правителей, что ею нужно умело распоряжаться, делать людям добро, заботиться об их материальном и духовном состоянии. Он осуждал междоусобные войны между князьями, их претензии на великий княжеский престол, подчеркивая, что власть дал Бог и призвал к единению Руси.
Итак, старокиевские мыслители выступали в поддержку великокняжеской власти, централизованного государства и разрабатывали критерии идеального правителя – моральные, юридические и политические.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 677;