Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками

Литература - особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.

Художник отображает мир при помощи красок, композитор - звуков, архитектор использует пространственные формы, а пи­сатель, поэт - слово. Однако произведения изобразительного искусства, музыки, архитектуры зрители, слушатели восприни­мают непосредственно органами чувств, т.е. воспринимают тот материал, из которого «сделано» произведение. А читатель вос­принимает графические знаки, напечатанные на бумаге, и толь­ко посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, а уже эти образы вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживания героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимание своего отношения к прочитанному.

Совершенный навык чтения предполагает полную автоматиза­цию первых шагов восприятия. Раскодирование графических зна­ков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на воссоздание в воображении художественного мира произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Од­нако младший школьник еще не владеет навыком чтения в доста­точной степени, поэтому для него преобразование графических таков в слова, уяснение значений слов и их связей - довольно тру­доемкие операции, которые часто затмевают все остальные дейст­вия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Необходимость прочитать текст самостоятельно часто приводит к тому, что смысл произведения остается неясным начинающему читателю. Именно поэтому первичное чтение произведения должно осуществляться учителем. Важно проводить тщательную словарную работу: объяс­нять, уточнять значения слов, обеспечивать предварительное чте­ние трудных слов и словосочетаний, эмоционально готовить детей к восприятию произведения. Следует помнить, что на этом этапе ребенок еще слушатель, а не читатель. Воспринимая произведение на слух, он сталкивается с озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем (в нашем слу­чае учителем), ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребе­нок проникает в содержание.

Квалифицированный читатель воспринимает художественное произведение одновременно с двух точек зрения: во-первых, как особый мир, внутри которого происходят описанные события: в него можно «войти», сопереживая персонажам и даже отождест­вляя себя с ними (это «внутренняя» точка зрения); во-вторых, как реальность, сконструированную со специальными целями и по особым законам, которая подчиняется воле автора, соответ­ствует его замыслу (это «внешняя» точка зрения). Гармоничное сочетание этих двух точек зрения в читательской деятельности и делает индивида, умеющего озвучивать графические знаки, чи­тателем.

Неквалифицированный, необученный читатель соответственно может быть двух типов:

1)тот, кто стоит только на «внутренней» точке зрения, не от­деляет себя от текста, воспринимает написанное, основываясь только на своем житейском опыте. Таких читателей называют «наивными реалистами». Они воспринимают художественный мир произведения как реальную действительность и испытывают при чтений не эстетические, а житейские эмоции. Надо заметить, что это естественная и необходимая ступень в становлении читателя, однако долгое пребывание в стадии «наивного реалиста» мешает читателю насладиться гармоничным единством формы и содержания художественного произведения, лишает удовольствия адекватно понимать замысел автора, а также соотносить свои субъективные читательские переживания с объективной интер­претацией произведения в литературоведческой науке;

2) тот, кто стоит только на «внешней» точке зрения и воспри­нимает мир произведения как выдумку, искусственную конструк­цию, лишенную жизненной правды. Такие индивиды не соотносят свои личностные установки с авторскими ценностями, не умеют понять позицию автора, поэтому эмоционально не откликаются и эстетически не реагируют на произведение.

Младший школьник «наивный реалист». В этом возрасте он не осознает особых законов построения художественного текста и не замечает формы произведения, что мышление еще остается деятельностно-образным. Ребенок не разводит предмет, слово, обозначающее этот предмет, и действие, которое выполняется с этим предметом, поэтому в сознании ребенка форма не отделяется от содержания, а сливается с ним. Часто сложная форма стано­вится препятствием на пути к пониманию содержания.

Поэтому одной из задач учителя является обучение детей «внеш­ней» точке зрения, т.е. умению уяснять структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира.

Для правильной организации анализа произведения необхо­димо учитывать особенности восприятия художественного произ­ведения детьми младшего школьного возраста.

Психологи считают, что учащиеся начальных классов прояв­ляют два типа отношения к художественному миру произведения:

-эмоционально-образное, которое представляет собой непо­средственную эмоциональную (чувственную) реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения;

- интеллектуально-оценочное, зависящее от житейского и чи­тательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художест­венного произведения вообще и действующих лиц в частности может быть представлена как некий путь от сопереживания кон­кретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской пози­ции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Однако пройти этот путь младшему школьнику по силам только с помощью взрослого, учителя. В связи с этим задачи учителя можно опре­делить как необходимость:

1)вместе с детьми прояснить и закрепить их первичные чита­тельские впечатления;

2)помочь уточнить и осознать субъективное восприятие про­изведения, сопоставив его с объективной логикой и структурой произведения.

При этом учителю следует помнить, что уровни читательской зрелости учеников I—II классов и III—IV классов существенно раз­личаются.

Ученики I-II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмо­циональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель 6-8 лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реаль­ная действительность, а отношение автора к реальной действи­тельности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подго­товки не может оценить соответствие содержания и формы.

Ученики III—IV классов уже приобрели некоторый читатель­ский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, и уже на­коплен некоторый литературный и житейский материал, кото­рый может быть сознательно обобщен. В этом возрасте ребе­нок, с одной стороны, начинает ощущать себя отдельной лич­ностью, с другой, - расстается с детским эгоцентризмом. Он открыт для общения, готов «услышать» собеседника, сочувст­вовать ему. Как читатель он проявляет себя уже на более высо­ком уровне:

- способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры;

- воображение достаточно развито для того, чтобы по описа­нию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства;

- появляется сопереживание автору, т.е. ребенок разводит свою собственную читательскую позицию и позицию автора;

- без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приемы;

-таким образом, он может испытать удовольствие от воспри­ятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; все, что читается, должно быть обязательно понятно ему.

Однако эта тенденция наряду с положительной стороной имеет и отрицательную: все, что непонятно, просто не читается в тексте. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию «кода произведения», и постепенно по что и причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возни­кает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, чело­век взрослеет, но читателем не становится.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2903;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.