Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1)применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2)применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательноопределяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
- осмысление значения каждой языковой единицы текста;
-понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
- осознание себя как читателя.
В классе на уроке чтения все усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися. Неопытному читателю нужно помочь:
- подготовиться к восприятию текста (1);
- понять форму и содержание произведения (2);
- выработать свое собственное отношение к читаемому, тем
самым вступив в диалог с автором (3).
Требования к анализу художественного произведения (2) будут представлены ниже. Рассмотрим виды и приемы работы, нацеленные на подготовку к восприятию произведения (1). Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения. Неопытность маленького читателя, не умеющего подготовить себя к чтению, учитель компенсирует, во-первых, определенными видами работы с детьми, а во-вторых, организацией их самостоятельной деятельности, готовящей детей к восприятию произведения. Таким образом, все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы:
- компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;
- формирующие тип правильной читательской деятельности.
К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй - предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Например, в III классе детям предстоит чтение басен И.А. Крылова. Безусловно, во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к их читательскому опыту, приобретенному во II классе. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей. Допустим, перед чтением рассказа Л. Толстого «Котенок» уместно предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся.
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, буду носить фрагментарный характер.
Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя. В I классе системы I-IV дети знакомятся с новым для них фольклорным жанром былиной. При подготовке к восприятию текстов былин уместно вспомнить с детьми, что они знают о устном народном творчестве, какие жанры читали, чем он интересны, в чем их специфические черты. После такой беседы актуализирующем знания детей, учитель может рассказать былине как особом фольклорном жанре.
Словарная работа вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Учителю важно, во-первых, знать из каких элементов складывается словарная работа, и, во-вторых уметь отбирать слова для каждого названного этапа урока Компоненты словарной работы таковы:
- лексическая работа;
- работа по предупреждению ошибочного чтения;
- работа над изобразительно-выразительными средствами;
- орфографическая работа (имеет место на уроке русского языка).
На подготовительный этап отбираются:
1)трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечение согласных (см. рекомендации в подразделе «Работа над правильностью и беглостью чтения»), В III-IV классах, когда навык чтения детей соответствует синтетическому этапу или даже этап автоматизации, этот компонент словарной работы становится ненужным;
2)слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысл текста. Например, если третьеклассники не знают, что такое мачта парусного судна, они не смогут понять весь драматизм ситуации, описанной Л.Н.Толстым в рассказе «Прыжок». Однако нельзя забывать, что лексическое значение слова полностью проявляется только в тексте, поэтому нет смысла до его чтения объяснять детям все непонятные слова. Лексическое значение большинства слов должно уточняться в процессе анализа и сочетаться с работой над изобразительно-выразительными среде вами языка произведения.
Для объяснения значения слов могут быть использованы следующие приемы:
- объяснение значения слова путем подбора синонимов;
- объяснение значения через антоним;
- объяснение значения через развернутое описание;
- объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;
- объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;
- выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или но толковому словарю.
(Подробнее об этом см. в разделе «Методика развития речи учащихся».)
Прежде чем выбрать способ объяснения слова, учитель должен уточнить для себя лексическое значение слова по толковому словарю, чтобы наиболее точно и в доступной форме суметь объяснить его детям.
На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них. Привлечение таких средств для подготовки к восприятию произведения создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует более глубокому проникновению в текст.
Нетрудно заметить, что в перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю: он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль пассивна. Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.
Например, предстоит читать рассказ Б.Житкова «На льдине» (см.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Шарапова О.Ю. Наше русское слово // Учебная книга по чтению для I класса трехлетней начальной школы. - СПб., 1996. - С. 279). Сначала проводим работу с названием произведения.
Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?
Дети: Борис Житков.
У.: Какие его произведения вы уже читали?
Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».
У.: О чем обычно пишет Борис Житков?
Д.: О необыкновенных событиях.
У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа,
Д.: «На льдине».
У.: О чем может идти речь в этом рассказе?
Д.: Наверное, будем читан, о каком событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения о теме предстоящего чтения.
У.: Что изображено на иллюстрации?
Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине люди, в небе -самолет Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом. В рассматриваемом примере: первое предложение: Зимой море замерзло («Будем читать о зиме, о море. То, что описано в произведении, случилось в море, на льдине»); последнее предложение: Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти («Будем читать о рыбаках, им помогли летчик и капитан парохода»); вопросы:
1. Расскажи, что случилось с рыбаками («Будем читать о случае с рыбаками»).
2. Кик ты думаешь, зачем Андрей поставил на льдине флаг? («Узнаем, кто такой Андрей; зачем и как он установил флаг на льдине»).
Общий вывод может звучать так: «Мы будем читать о том, как зимой на море рыбаки попали на льдину, что с ними случилось. Узнаем, кто такой Андрей, как рыбаков нашел летчик и как им помог капитан парохода».
Понятно, что такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с текстом. Постепенно, осваивая его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без посторонней помощи. Такие действия помогут учащимся подготовить себя к восприятию произведения, опираясь только на элементы книги-хрестоматии. Учитель должен понимать, что без использования приемов работы второй группы ребенка можно научить озвучиванию текста, но сформировать читателя нельзя.
На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному (3). Назовем некоторые из них: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение. Все виды деятельности предлагаются учащимся после анализа произведения (о нем будет сказано в следующих параграфах).
Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.
Пересказ текста - полезное упражнение для развития как логического, так и образного мышления. Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. А для того, чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, показывая ее поэлементно:
1)подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
2)определить, на сколько частей можно разделить текст;
3)сказать, о чем будет говориться в каждой части;
4)предложить озаглавить каждую часть;
5)обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
При этом следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавии. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста. Важно в работе над планом не смешивать два учебных действия:
деление текста на части и выделение в них главного;
формулирование заголовков каждой части. Работа по формированию этих читательских умений в классе должна быть четко разведена.
После завершения работы над планом полезно сосредоточить внимание детей на том:
зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);
чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).
В методике принято различать несколько типов пересказа:
подробный;
близкий к тексту;
выборочный;
- краткий;
- творческий.
Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель прежде всего должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. В данном случае рекомендуется обратить внимание детей на особую лексику произведения, а также на поэтические приемы, которыми воспользовался автор, создавая художественные образы. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно-выразительными средствами.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо:
- привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения,
например к кульминации повествования;
-учить маленьких читателей вычленять в произведении отдельные события;
- помочь проследить отдельные мотивы;
- отобрать материал для характеристики героя и т.п. Удачным следует считать тот пересказ, в котором наиболее
точно выполнена указанная учебная задача.
Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. Принято говорить о двух вариантах работы над сокращением текста:
-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;
- расширении составленного плана до объема «малого текста».
Оценивая краткий пересказ, учитель в первую очередь должен
обращать внимание на сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, а также на их речевое оформление.
Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3794;