Работа над выразительностью чтения
Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения.
Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения. Только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно. Поэтому среди учителей бытует мнение, что выразительность - показатель сознательности. В большинстве случаев такое утверждение справедливо. Вспомним, что главным признаком перехода учащихся на этап синтетического чтения является правильное интонирование читаемого, которое возникает при условии соотнесения отдельных единиц чтения с общим смыслом текста (см. подраздел «Работа над правильностью и беглостью чтения»). Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность: ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученное.
Средствами устной речи - интонацией, мимикой, жестом, мизансценой нужно учить пользоваться.
Интонация совокупность совместно действующих!
элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.
Подробно об интонации и методике работы над ней будет сказано в разделе «Методика развития речи учащихся». Здесь остановимся на общих проблемах обучения детей выразительному чтению.
Учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.
2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения (о нем см. в главе 5 «Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах»). Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным шакомством с произведением, и работой над идеей произведения.
3. Работа над языком произведения - тоже одно из условий отработай выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения, поэтому наблюдение над изобразительно-выразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т.е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным. С этой целью удобно использовать магнитофонную запись прочтения текста незнакомыми детьми. Это поможет сохранить объективность высказываний.
Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом. Приведем несколько упражнений, которые, с одной стороны, помогают ребенку ориентироваться в тексте и осознавать замысел автора, а с другой, - создают условия для эмоционального интонирования, на основе которого будет выстраиваться работа над отдельными компонентами интонации:
1) найти в тексте слова-пометы, указывающие на то, как нужно читать, подчеркнуть их и прочитать фразу правильно (например, при чтении сказки «Снегурочка»: запечалилась Снегурочка, спрашивает старуха: что невеселая стала?);
2) пометить на полях, что выражают слова героя, подумать, как их надо прочитать (например, при чтении произведения М.Горького «Воробьишко»):
Текст: Примерные пометы детей:
- Что? Что? Пудик спрашивает.
- Ветер дунет на тебя - чирк! Мама предостерегает.
И сбросит тебя на землю - кошке!
3) определить отношение автора к герою по тому, какие слова использованы в произведении (например, как автор называет своего его героя в «Воробьишке» Пудик, воробьишко, воробышек);
4)определить свое отношение к героям (например, после выполненных упражнений по тексту «Воробьишки» М.Горького отпет п., как ты относишься к Пудику, к маме-воробьихе).
(См.: О мор о ко и а М.П. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.)
В качестве примера работы над выразительностью чтения приведем фрагмент урока по стихотворению А.Твардовского «День пригреет...».
Первое четверостишие:
День пригреет... Возле дома
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.
Для того чтобы это четверостишие было понятно, на подготовительном этапе следует объяснить лексическое значение слов:
солома - сухая трава;
яровая (солома) - солома от засеянных весной злаковых растений;
ботва - стебли и листья растений, у которых в пищу употребляются корни и клубни.
В четверостишии имеют место такие выразительные средства:
день пригреет - метафора;
поздняя трава - эпитет.
Благодаря этим средствам читатель понимает, что речь идет об осени, хотя слово осень отсутствует в авторском тексте. В произведении нарисован солнечный денек, когда в воздухе уже чувствуется дыхание осени. Еще не холодно, но запахи вокруг уже осенние.
Покажем, как анализ отрывка может сочетаться с работой над выразительностью чтения:
- прочитайте первую фразу стихотворения (День пригреет);
- какой глагол употребил автор (пригреет);
- когда гак говорят (когда что-то греет чуть-чуть, не сильно);
- какой день представляется читателю (солнечный, теплый осенний день, ведь солнце осенью греет не сильно, чуть-чуть);
- что можно увидеть в такой денек у дома (траву, солому, картофельную ботву);
- а как назвал герой стихотворения траву (поздняя);
- когда можно увидеть «позднюю траву» (осенью, так как она уже сходит);
- а вы видели такую траву? Опишите ее (она желтая, вялая, жухлая...);
- что еще указывает в стихотворении на осень (солома; хлеб уже убрали, и па поле остались высохшие стебли; картофельная ботва; картошку копают осенью, и на огороде остается ботва);
- что же недалеко от дома увидел герой (огород и поле);
- какую картину можно нарисовать к этому четверостишию (деревенский дом, крылечко. Около крылечка - желтая трава. За крыльцом - огород, на нем стоят мешки с выкопанным картофелем, а на грядках - желто-зеленая ботва. Вдали за огородом - поле. Урожай собран, на поле кое-где осталась сухая желтая солома);
- еще раз про себя прочитайте четверостишие и подумайте, какое настроение испытывает герой, наблюдая все это (настроение чуть грустное, ведь уже осень, последние теплые деньки);
-где при чтении этого отрывка нужно сделать самую большую остановку (после слова пригреет, так как в тексте стоит многоточие);
- сначала в тексте говорится о погожем осеннем деньке, а затем перечисляются картины, которые можно увидеть рядом, возле дома. Герой стихотворения испытывает чувство грусти и как бы сам для себя перечисляет приметы осени;
- давайте попробуем так прочитать четверостишие, чтобы наши слушатели догадались, как мы поняли эти строчки, чтобы они почувствовали, что мы грустим вместе с героем.
Далее осуществляется тренировочное чтение и обсуждение вариантов прочтения.
Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение нескольких направлений:
-технического - включающего тренировку дыхания,'совершенствование артикуляционного аппарата;
-интонационного - предполагающего специальную работу над компонентами интонации (см. об этом подробнее в разделе «Методика развития речи учащихся»);
-смыслового - реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;
-тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа.
Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит очень многих факторов:
от степени обученное учащихся;
- от объема произведения;
- от формы произведения;
- от задач урока, которые ставятся учи гелем, и т.п.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 5039;