Литературоведческие основы анализа художественного произведения

Влитературном произведении воссоздается и осмысляется ре­альная действительность. Однако сам процесс освоения окру­жающего мира может происходить в чувственно-образной форме (например, в художественной литературе) и в понятийно-логической (в научном тексте). В этом принципиальное отличие литературы как вида искусства от науки.

Для художественной литературы свойственны образ и об­разность. Материальным носителем образности в литературе является слово. Автор пользуется словом как средством воспроизведения своих представлений о единичных предметах и явлени­ях реальной действительности, а также для выражения своих еди­ничных эмоциональных состояний. Однако такие субъективные представления и состояния не просто воспроизводятся. В художе­ственном произведении они существенно преобразуются, обоб­щаются и оцениваются авторским сознанием. При этом имеют место две тенденции художественной образности - условность и жизнеподобие, которые проявляются в вымысле. Посредством вымысла автор обобщает отдельные факты реальности.

Следовательно, обобщенность и единичность становятся глав­ными чертами художественного образа, создаваемого в произве­дении. Гармония обобщенности и единичности достигается субъ­ективной авторской позицией, присущим автору мировосприяти­ем. Авторские ценности воплощаются в образной системе произведения. Автор из множества самых различных фактов окружаю­щей действительности отбирает только те, которые важны ему для выражения своих взглядов и позиций. Его собственное отно­шение к изображаемому проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в их пространственно-временной взаимосвязанности, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве других элементов произведения, которые все вместе и составляют структуру произведения. Содержание художественного произве­дения, таким образом, проявляется в его форме, а читатель по­гружается в содержание произведения через его формальные ком­поненты. Особенно заметно воздействие формы на читателя в по­этических текстах, которые, как правило, представляют собой ре­зультат художественного преобразования эмоциональных пере­живаний поэта. Благодаря звуковому строю, ритму, строфиче­скому членению читатель оказывается вовлеченным в атмосферу произведения, начинает испытывать те же чувства и настроения, которые владеют лирическим героем, и не просто сопереживает последнему, а воспринимает его эмоции как личностные пережи­вания. Квалифицированный читатель видит и понимает все структурные элементы произведения, он воссоздает читаемое по тем же законам и опираясь на те же вехи-факты, по которым пи­сатель конструировал художественный мир произведения.

Все сказанное позволяет сделать методические выводы о том, что надо понимать под анализом художественного произведения в начальных классах:

1) анализируя художественное произведение, в первую очередь в поле зрения нужно держать образы, созданные автором. В ли­тературоведении различают образ-пейзаж, образ-вещь и образ-персонаж;

2) в начальной школе при анализе эпических произведений внимание читателя сосредоточивается прежде всего на образе-персонаже. Термин образ не употребляется, используются слова герой произведения, действующее лицо, персонаж;

3)в начальной школе для чтения предлагаются произведения пейзажной лирики, т.е. такие, в которых лирический герой сосре­доточен па переживаниях, вызванных внешними картинами, поэтому очень важно, не разрушая зарождающегося эмоционального воздействия лирического произведения, приблизить созданные живописный образ-пейзаж к ребенку, помочь малень­кому читателю внутренним взором увидеть те реалии, которые произвели впечатление на поэта. Для ною полезно проводить параллели между возникающими воображаемыми представлениями (образами) и словесной тканью (словарем) произведения;

4) важно донести до читателя авторскую позицию, отношение автора к изображаемым событиям и героям;

5) при анализе важно обращать внимание на форму произведения и учить осмысливать формальные компоненты.

Отвечая на вопрос, как надо выстраивать аналитическую ра­боту с произведением, обратимся к психологическим особенно­стям восприятия художественного произведения младшими школьниками.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3637;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.