Обучение грамоте как особам ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
Обучение грамоте как особое культурно-образовательное явление возникло в древнейший, еще доисторический период в жизни человечества Сразу же вслед за появлением первоначальны видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений, сведений, еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени.
Для этого люди придумывали разные способы реализации подобной потребности: записывали свои речевые сообщения, напри мер, посредством связок из раковин разной величины и цвета, комбинировали узлы и сплетения из шнуров; позднее обратились к за рубкам и насечкам на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразные знаки и, наконец, буквы. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки за писанного.
Впервые буквенные знаки письма появились в странах Среднего, Востока и Средиземноморья, народы которых пользовались языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Финикия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикийцев, которые активнее других занимались мореходством и торговлей и поэтому чаще и больше других общались с разными странами и народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось и углубилось посредством носителей арамейского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствований - ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы обозначения звуков, специфических для греческого языка.
Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали римляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.
В 863 г. н.э. монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали на греческой основе первый упорядоченный славянский алфавит. Они дали начало славянскому книгописанию, перевели на славянский язык с греческого многие церковно-богослужебные книги.
Попутно заметим, что в некоторых научных источниках встречаются утверждения, что славянское слово буква этимологически связано со словом бук - дерево, из которого чаще всего изготовляли дощечки для письма.
Переведенные Кириллом и Мефодием книги заложили основы формирования церковно-славянского и старославянского литературного языка, способствовали развитию книгописания, т.е. книжного и библиотечного дела.
С XI в. центром славянской письменности становится Киевская Русь. Соответственно она оказывается и центром обучения грамоте на церковно-славянском языке. Последнее сводилось к изучению буквенных знаков славянского алфавита и обучению чтению церковно-славянских текстов. Какая-то меньшая по численности часть людей, обучившихся чтению, продолжала учение по овладению умением письма. Такого рода практика, когда обучение грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников, сохранялась многие столетия в практике обучения грамоте.
Долгое время, несколько столетий, обучение грамоте составляло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные годы посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и частично цифири, арифметике.
Постепенно в образовательных системах России, как, впрочем, и в других странах, обучение грамоте выделилось в особый этап школьной учебы ребенка. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую для него сферу жизни и тем самым обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью. «Сперва аз да буки, а там и науки» -таким запечатлен в русской пословице народный взгляд на фундаментальную значимость обучения грамоте, «Грамота, как знание, - писал Константин Дмитриевич Ушинский, - есть необходимое начало всякого правильного образования».
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3087;