Различение объяснительной и описательной психологии

Проблемы познания сложного мира душевной жизни чело­века, его психологической организации, постижение человека в целостности и уникальности В.Дильтей обсуждает с позиций различения объяснительной (естественнонаучной, атомистиче­ской) и описательной (понимающей) психологии. Объяснитель­ная и описательная психологии демонстрируют два принципиаль­но отличных подхода к человеку.

Объяснительная психология ориентируется на требования и познавательные средства естествознания и стремится «объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного» [48]. Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Из этих элементов конструируется вся душевная жизнь человека. Высшие душевные процессы сводятся к элементарным ассоциациям и процессам. Такая психология представляет собой «учение о душе без души», она неспособна проникнуть в духовную ценность человека, по­нять человеческую индивидуальность.

Описательная психология, согласно В.Дильтею, строится на противоположных основаниях. Она исходит из непосредствен­ной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Поэтому для описательной психологии гипотезы как предположения о связи частей в целом не имеют определяющего значения. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описа­тельной психологии «должны являться развитой человек и пол­нота готовой душевной жизни. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей целостности ее» [49].

Постижение целостности душевной жизни возможно посредст­вом внутреннего восприятия, мысленного абстрагирования, раз­личения, приравнивания, установления степеней различия, обобщения и других логических приемов. Важной особенностью постижения душевных состояний является его неразрывная связь с переживанием. Впереживании представлены процессы всего душевного склада человека, каждый отдельный процесс поддер­живается в переживании всей целостностью душевной жизни.

Связь, в которой отдельный процесс находится в себе самом и со всем целым, принадлежит непосредственному опыту. В по­нимании мы исходим из связи целого, данного нам в пережива­нии, и отдельного, единичного. Посредством внутреннего постиже­ния мы различаем ценность отдельных процессов для целостной душевной связи, отделяем существенное от несущественного.

Понимающая психология не отвергает методов традицион­ной, объясняющей психологии. «Психология, — пишет В.Дильтей, — соединяет восприятие и самонаблюдение, постижение других людей, сравнительный метод, эксперимент, изучение аномальных явлений. Она пытается сквозь многие входы проникнуть в душевную жизнь. Весьма важным дополнением к этим методам... является пользование предметными продуктами пси­хической жизни. В языке, в мифах, в литературе и искусстве, во всех исторических действованиях вообще мы видим перед собой как бы объективированную психическую жизнь» [50]. Но при ана­лизе душевной жизни описательная психология исходит из изна­чальной связи психических явлений, из прижизненно приобре­тенного целостного внутреннего опыта человека.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 657;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.