А. Различение интероцептивных иэкстероцептивных ощущений
Большинство авторов придерживаются мнения, что вплоть до второго-третьего месяца новорожденный не различает интероцептивные и ,экстероцептивные ощущения. Как говорит Пиаже (1937), «вначале внешний мир смешан с ощущениями от Я, находящегося в неведении относительно собственного существования, и лишь потом эти два понятия отделяются друг от друга и соответственно организуются». С эмоциональной точки зрения наблюдаемые в этот период состояния спокойствия, хорошего настроения или неудовлетворенности зависят только от физического состояния и никак не связаны с внешними восприятиями. К четвертому месяцу у ребенка регулярно появляется улыбка при виде людей, но в то же самое время и выражение тревожности, как отмечает Мейли (1957). Это новые реакции, ответы индивида на определенные, приходящие извне стимулы. Наблюдения за восприятиями, моторикой и эмоциональными проявлениями ребенка позволяют сделать вывод о том, что в этот период происходят координация и дифференциация интероцептивных и проприоцептивных ощущений, с одной стороны, и экстероцептивных — с другой. С этого начинается общая организация опыта и, стало быть, организация личности. Согласно Шпитцу (1958), появление улыбки означает, что в этот период «ребенок обращается к внешним восприятиям, он начинает руководствоваться принципом реальности. Происходит образование и отделение друг от друга предсознания и подсознания. Начинают функционировать первые элементы Я. Возможно, данная интерпретация заходит слишком далеко, приписывая этой еще элементарной организации способность к различениям, эффект которых можно наблюдать только много позднее. Мы никогда не узнаем об уровне сознания ребенка в этом возрасте, однако характер его реакций позволяет сделать вывод, что первое различение, формирующееся в этой зарождающейся личности,— это различение системы, связанной с внутренними ощущениями, побуждениями и желаниями, и системы ощущений, более независимых от этих субъективных состояний.
Б. Формирование Я
Благодаря исследованиям Пиаже известно, что формирование системы, соответствующей в общих чертах внешнему миру, еще не гарантирует адекватного восприятия объектов; только наблюдающийся в возрасте 8—9 месяцев поиск утерянного
предмета заставляет предположить наличие более адекватной и устойчивой организации среды. В то же самое время возникает хорошо известный и очень характерный эмоциональный феномен: страх перед незнакомыми людьми. Для Шпитца возникновение страха перед незнакомцем означает, что мать стала «объектом» в психоаналитическом значении этого термина, т. е. центром аффективных потребностей, тогда как до этого момента ее аффективная функция еще не была установлена из-за того, что она не представляла собой объекта познания.
Образование объекта в этом двояком смысле слова является, вероятно, одним из важных этапов генезиса личности. Можно допустить, что одним из таких формирующихся объектов является и сам индивид, т. е. та структура, которая координирует собственные телесные ощущения, зрительные, тактильные и про-приоцептивные восприятия. Правда, в этой области было проведено слишком мало систематических наблюдений, однако известно, что в этом возрасте ребенок начинает похлопывать себя, ощупывать свое тело, хватать пальцы ног и т.д. (Wallon, 1934).
В этот же период появляется целая серия новых действий по отношению к другим лицам. Необходимо особо отметить агрессивный и защитный гнев (Malrieu, 1960} и негодующие, яростные взгляды (Meili, 1957). Набор действий, все возрастающий на протяжении второго года жизни, указывает на то, что реакция ребенка не определяется уже исключительно данной ситуацией: «Эмоции не являются больше простым результатом предпринятых действий, санкционирование их... входит в сферу Я (Malrieu, I960). Таким образом, происходит дальнейшее упрочение и структурирование начавшегося в возрасте трех месяцев процесса образования «субъективной» системы, отделения ее от связанной с внешним миром «объективной» системы. Эта система все больше вовлекается в действия и реакции ребенка, в его желания, в его переживания успеха и неудачи. То, что образуется в этот период, можно назвать структурой Я (МеШ, 1957). Шпитц (1958) относит к этому времени «начало разграничения себя и среды, Я и Оно и дифференциации конкретных систем внутри Я».
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 657;