Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе

Буквальное значение слова «гуманитарный» — относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина «гуманитарный». Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т.п.).

Специальное понимание термина «гуманитарный» связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием че­ловеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентиро­вано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой позна­ние природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измере­ние» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно ис­пользование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же вре­мя единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и авто­номности. Для гуманитарного познания важно постичь единич­ные факты как таковые.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отноше­ние к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетиче­ских и т.п. Содержание гуманитарного знания связано с вопро­сами смысла человеческого существования; оно предполагает пе­реход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценно­стно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное зна­ние это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — по­стоянно развиваются во времени истории и в пространстве куль­туры.В отличие от естествознания, утверждающего единствен­ность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, пере­осмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Одним из основных способов познания человека и его «вто­рой природы» является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отноше­ние субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание — это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравствен­ные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход.При этом подходе человек воспринимается исследовате­лем как активный субъект общения. Исследование, по сути, при­нимает форму диалога двух суверенных субъектов. «Любой объект знания (в том числе человек), — писал М.М.Бахтин, — может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [47].

При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особен­ность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитар­ной сферы.

Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагоги­ческой деятельности. Отношение педагога к ученику как к объ­екту обучения и воспитания делает педагогический процесс без­детным и безличным. В рамках такой педагогики становится не­возможным понимание человеческой субъективности и полно­ценное развитие человеческого в человеке.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке отчетливо проявилось в психоло­гии. Уже в конце XIX в. обозначилась неадекватность методологии естество­знания в психологическом познании человека, что позволило В.Дильтею противопоставить друг другу объясняю­щую и понимающую психологии.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 844;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.