Методология как учение о методе

Учение о методе составляет особую область знания — мето­дологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятель­ности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности че­ловека. С этой точки зрения существуют методология педагоги­ческой деятельности, методология психологической науки и т.п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние меха­низмы, логику движения и организации знания, законы его функ­ционирования и изменения, объяснительные схемы наукии т.п.

Различают философский и конкретно-научный уровни мето­дологии. Философская методология разрабатывает всеобщий ме­тод познания мира, способы духовной деятельности людей. Различные фило­софские системы предлагают собствен­ное объяснение мира, свое понимание метода достижения истинного знания о нем, указывают на способ практическо­го преобразования мира. Например, философское учение Ф.Бэкона обосновывало индуктивный эмпирический подход к явлениям природы, согласно которому на­учное познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте. Р.Декарт разработал правила рационалистическо­го метода, исходящего из требования допускать в качестве исти­ны только такие положения, которые отчетливо осознаются. По­знание, по Р.Декарту, строится на основе аксиом как самооче­видных истинах, усматриваемых разумом интуитивно, безо вся­кого доказательства; из них путем дедуктивного доказательства выводится новое знание. В марксистской философии разработан диалектико-материалистический метод познания мира, выражен­ный в учении о принципах, категориях, законах познавательной деятельности.

В качестве мировоззренческой основы психологической ан­тропологии может быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек в фи­лософской антропологии понимается как самостоятельное и сво­бодное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно ис­ходить из философского понимания сущности человека, из вы­явления основной структуры человеческого бытия, из фундамен­тальных свойств человеческого способа существования. В свою очередь, философская антропология призвана синтезировать конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человече­ского бытия.

Одним из постулатов методологии философской антрополо­гии является положение о бесконечности человека и о принци­пиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и пони­мание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности.

Основополагающим для психологической антропологии яв­ляется различение в рамках философской антропологии естест­веннонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и пони­мании человека. В отечественной психологии на такое разли­чение лишь указывается, но оно не выступает основой определе­ния метода познания человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеа­лов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренче­ских установок, способов получения, истолкования и использова­ния знаний.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1004;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.