Цели и виды наказаний
Целью уголовного наказания являлось, прежде всего, устрашение.
«Если бы царь не налагал энергично наказания на тех, которые заслуживают наказания, то сильнейшие изжарили бы слабейших, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог и собака стала бы лизать жертвенную снедь, и не осталось бы ни у кого собственности, низшие бы захватили место высших. Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям... Но где наказание, черного цвета и с красными глазами, смело выступает, уничтожая преступников, там подданные не возмущаются, если только правитель судит хорошо» (ЗМ, VII, 20, 21, 22, 25).
Законы при назначении наказаний широко применяли талион, как натуральный, так и символический. В качестве наказаний применялись:
1. Смертная казнь, как простая: отрубание головы, утопление, так и квалифицированная: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, растаптывание слонами (например, за кражу находки по ЗМ, VIII, 34).
2. Членовредительские наказания, направленные на «орган деторождения, чрево, язык, губы, руки, ноги, глаза, нос, уши, грудь и туловище». Дополнительным наказанием было клеймение.
За прелюбодеяние с женой учителя (гуру) на лбу выжигалось изображение женского органа, за пьянство - кабачная вывеска, за воровство - знак собачьей лапы, за убийство брахмана - безголовое тело.
3. Телесные наказания - избиение палками, бамбуковыми прутьями.
4. Штрафы и конфискации имущества в пользу царской казны.
При этом «даже при конфискации всего имущества царю не следует отнимать оружие у воинов, средства передвижения - у живущих извозом, украшения - у публичных женщин, музыкальные инструменты - у музыкантов, у ремесленников - те орудия труда, благодаря которым они могут существовать» (Нарада, XVIII, 11-12).
5. Тюремное заключение. При этом «все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников» (ЗМ, IX, 288).
6. Изгнание из варны и из страны.
Наряду со светскими земными уголовными наказаниями, законы Ману предусматривали религиозные наказания. К ним относились различные епитимии, которые налагались за неосторожные и некоторые умышленные преступления. Иногда они являлись смягчением и заменой наказания, иногда же они значительно отягчают и превосходят их своей жестокостью. Более того, всякая физическая болезнь становилась явным доказательством греховности и преступления человека и требовала очищения при помощи епитимий и специальных подвигов и лишений (ЗМ, XI, 48-53). Наконец, особенно упорные и тяжёлые грешники лишь при помощи перевоплощения в целый ряд живых существ снимали с себя вину за преступления и таким образом очищались от греха (ЗМ, XII, 55-80).
Например, убийца брахмана, караемой смертной казнью, мог искупить свою вину следующими способами: «жить в лесу 12 лет, построив хижину, питаясь милостыней и сделав своим отличительным знаком череп покойного. Или ему надо добровольно стать (в сражении) мишенью для воинов, знающих (его намерение). Или ему надо трижды броситься вниз головой в пылающий огонь. Или он может совершить жертвоприношение» в самом высшем размере» (ЗМ, XI, 73-75). Или он должен совершить ряд строго определённых подвигов, в том числе «отдать брахману, знатоку Веды, своё имущество, или имущество, достаточное для жизни, или дом вместе с утварью» (ЗМ, XI, 77) или даже спасти жизнь брахмана или коровы, которая была предметом особого почитания у индусов, как символ плодородия и тихой жизни в мире (ЗМ, XI, 80).
Брахман, совершивший кражу, может очиститься от этого, избежать наказания или прямо аскетическими подвигами, или тем, что царь ударяет такого брахмана один раз палкой, после того как брахман признается царю в преступлении и попросит его о наказании (ЗМ, XI, 100-101). Епитимия могла состоять в мучительном самоубийстве. Например, «осквернивший ложе гуру, признавшись в грехе, пусть ляжет на раскалённое, сделанное из железа (ложе), или пусть обнимет раскалённое изображение (женщины): он очищается смертью. Или, отрезав сам свой член и мошонку и взяв в соединённые руки, пусть идёт…, пока не упадёт мертвым» (от последующего истечения кровью) (ЗМ, XI, 104-105). «Дваждырождённый, выпив по глупости суру (общее наименование спиртных напитков), пусть пьёт хмельной напиток воспламенённым; когда он обожжёт им тело, тогда он освобождается от греха. Или надо пить, пока не умрёт, кипящую коровью мочу, воду, молоко, коровье масло или жижу коровьего навоза» (ЗМ, XI, 91-92). Кто не умышленно умертвил корову, тот должен был в течение трёх месяцев сопровождать другую корову на каждом её шагу и самоотверженно прислуживать ей в качестве покорного и исполнительного слуги (ЗМ, XI, 116). Кто в гневе ударит брахмана даже травинкой рождается в порочных утробах 21 раз (ЗМ, XI, 166).
Некоторые люди, благодаря физическим недостаткам, уже тем самым считались или совершившими какой-либо проступок, или же несущими кару за грехи, совершённые в прежних существованиях. «Некоторые злодеи подвергаются изменению внешности вследствие преступлений в этом мире, а некоторые - из-за совершения в прежней жизни: укравший золото (как следствие этого приобретает болезнь ногтей, пьяница - черноту зубов, убийца брахмана - чахотку, осквернитель ложа гуру - болезнь кожи, доносчик - дурной запах из носа, клеветник - дурной запах изо рта… похититель пищи - дурное пищеварение… крадущий лошадь - хромоту… Так, вследствие остатка (греха прежнего) деяния рождаются презираемые благочестивыми слабоумные, немые, глухие, а также имеющие безобразную внешность» (ЗМ, XI, 48-53).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 841;