Отношения между супругами в браке
Главой семьи считался муж. Женщина, по учению брахманов, в силу своей естественной слабости и потребности в защите нуждалась в опеке со стороны мужчины, всегда остаётся несамостоятельной. Законы Ману гласили: «В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - (под властью) сыновей: пусть женщина (никогда) не пользуется самостоятельностью» (V, 148), так как «женщина никогда не пригодна для самостоятельности» (IX, 3).
Жене не следовало ни в чём противоречить мужу и предписывалось выполнять все его распоряжения. Добродетельная жена должна была почитать даже и дурного мужа, как бога. «Муж (даже) чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог» (ЗМ, V, 154).
«В «Махабхарате» содержится такой любопытный сюжет: хозяйка попросила брахмана подождать подаяния у ворот, однако в этот момент домой вернулся её супруг, и она забыла о святом человеке, занявшись угождением мужу - омовением его ног, приготовлением ужина и т. д. Заждавшийся брахман готов был проклясть женщину (а такое проклятие способно, по индийским представлениям, испепелить человека), но она объяснила ему причину задержки. Мораль рассказа такова: даже богов и брахманов женщина может забыть, думая о своём супруге»10. Для женщины нет надобности в жертвоприношениях, обетах. Для её спасения достаточно одного повиновения мужу. «Для жён не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе» (ЗМ, V, 155).
Муж имел право умеренного телесного наказания жены в случае её непослушания. По Артхашастре «уча жену послушанию, муж не должен употреблять непристойных и оскорбительных слов, как, например, «испорченная», «падшая», «калека», «безродная». (Допускаются) три удара по спине тростниковой палкой, верёвкой или рукой. При нарушении этого - половинные штрафы от возмещений, установленных соответственно за оскорбление словом или действием (III, 3, 7).
«Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты верёвкой или бамбуковой палкой, но (только) по задней части, ни в коем случае по благородной (то есть в грудь или по голове); поэтому бьющий иначе совершает (такой же) грех, (как и) вор» (ЗМ. VIII. 299-300).
Муж имел право почти неограниченного контроля над жизнью жены. строгие наказания жён, ведущих себя нескромно, предписывала даже светская Артхашастра. Например, если женщина уходила из дома без разрешения супруга в гости к другой женщине, то подвергалась штрафу в 6 пан. Если же она посещала мужчину, то сумма штрафа увеличивалась вдвое, и ещё вдвое, если посещение происходило ночью.
Муж, со своей стороны, был обязан заботиться о пропитании и содержании жены, пока она соблюдала верность, украшать её драгоценностями в доступных для мужа и разумных пределах. «Муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; её, преданную, надо всегда содержать, совершая (этим) угодное богам» (ЗМ, IX, 95, 74, 85). Он также должен был охранять и беречь свою жену (ЗМ, IX, 10, 12, 3). Мужу предписывалось обращаться с женой самым нежным образом.
«Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны. Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает. В какой семье муж всегда доволен женой и жена так же - мужем, там благополучие прочно» (ЗМ, III, 56, 57, 60). «Добрые женщины - матери мира, на них держится весь свет», - подчёркивалось в древнеиндийской литературе.
С другой стороны, законы Ману говорят о женском сладострастии, непостоянстве, природном бессердечии и подлости: «Они (женщины) не смотрят на красоту, им нет дела до возраста. Они наслаждаются с красивыми и безобразными, считая: (Довольно того, что он) мужчина. Вследствие приверженности к мужчинам, непостоянства и природного бессердечия они в этом мире изменяют мужьям, даже тщательно охраняемые. Зная такую их природу, созданную Праджапати, (всякому) человеку следует предпринимать крайнее старание к их охране. Ману оставил на долю женщин ложе, сиденье, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение» (IX, 14-17). Поэтому «женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в (собственном) доме» (V, 147).
Предназначением женщины считалось рождение мужу и воспитание законных детей, хранение и расходование имущества, ведение домашнего хозяйства. «Ей надо быть всегда весёлой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах» (ЗМ, V, 147). «Дом - это не помещение, дом - это жена», - гласила «Махабхарата». Всё, что приобретала жена, поступало в собственность мужа. «Жена, сын и раб - эти трое считаются не имеющими собственности; имущество, которое они приобретают, принадлежит тому, кому они принадлежат» (VIII, 416).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 828;