Убийство женщин, детей или брахманов каралось смертной казнью (ЗМ, IX, 262). Вишну-смрити отмечали, что царь пусть казнит отравителей, убивающих женщин, детей и мужчин (V, 10-11).
Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием, к числу которых Артхашастра относила прикосновение, замахивание и удар. Прикосновение к нижней части тела руками, хватание за ногу, одежду, руки, волосы наказывались штрафами. Большие штрафы предусматривались за замахивание рукой, ногой, поленом, камнем, оружием.
Под оскорблением словом понимались слова, сказанные с целью обидеть, содержащие поношение родных мест человека, его учёности, имени, касты, семьи, родителей, указание на его физический недостаток - кривой, хромой, даже если бы это соответствовало действительности, обвинение в тяжком проступке, грубые слова, угрозы побоями (Нарада, XV-XVI; Вишну, V).
Оскорбление словом или действием равного себе по сословному положению или представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом. однако шудра за оскорбление словом представителей трёх высших варн подвергался отрезанию языка. Шудра за оскорбление чести действием представителя низшей варны подвергался по принципу талиона членовредительскому наказанию - отрезанию руки, ноги, губ и др.
«Тот член, каким человек низший (шудра) ударит высшего (дваждырожденных), именно он - у него должен быть отрезан... Подняв руку или палку, заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги. У плюнувшего по наглости (на высших) надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой - детородный член, у испортившего воздух - задний проход. У хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки» (ЗМ, VIII, 279-283).
Среди преступлений против собственности Законы Ману различали кражу и грабеж. Грабеж понимался как насильственное присвоение вещи в присутствии собственника, а кража как присвоение вещи в отсутствии собственника (ЗМ, VIII, 332). Грабеж как открытое и насильственное присвоение вещи считался более опасным преступлением и карался большим штрафом. При назначении наказания за кражу учитывалась стоимость похищенного и ценность вещи. Кража ценных вещей (например, зерна, скота) определённой стоимости (до 50 пан) влекла за собой для вора уплату денежного взыскания в размере одиннадцатикратной стоимости похищенного, а если украдено свыше 50 пан, то отсечение рук (ЗМ, VIII, 322; Вишну-смрити,V, 81, 82).
Законы различали квалифицированные (отягчённые) кражи, предполагающие бόльшую злую волю преступника и поэтому наказываемые строже обыкновенных краж:
1. Ночная кража. Вору, совершившему кражу ночью и сделавшему пролом в стене дома, предписывалось сначала отрубить руки, а затем казнить посажением на кол (ЗМ, IX, 276).
2. Кража наиболее ценных вещей: крупного рогатого скота, людей, домов, золота наказывалась по Артхашастре крупным штрафом, а по Законам Ману похищение «родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, а похищение священных коров, принадлежащих брахману, - отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 323, 325). Смертной казнью карались кража из царских кладовых, арсеналов или храмов и кража слонов, лошадей и колесниц (ЗМ, IX, 280).
2. Повторная кража (рецидив), то есть совершение кражи лицом, имеющим судимость за ранее совершенную кражу. Третья кража независимо от размеров похищенного наказывалась смертной казнью. «За первую кражу он (царь) должен приказать отрезать у вора два пальца, за вторую - руку и ногу, за третью - подвергнуть смерти» (ЗМ, IX, 277).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 847;