Отношения между супругами в браке в Прусском земском уложении 1794 года
Положение прусской замужней женщины было аналогично тому положению, которое было установлено французским гражданским кодексом 1804 г для замужней француженки. Прусское уложение признавало, что муж является «главою брачного общества», а решение его в общих делах супругов имеет перевес над решением жены. Поэтому жена обязана следовать за мужем при перемене им места жительства. Муж был обязан защищать по суду и помимо суда личность, честь и имущество жены. Поэтому, по общему правилу, жена не могла без согласия и привлечения мужа вести процесс. Жена не могла без согласия мужа заниматься каким-либо делом, торговлей. По общему праву она была ограничена в праве самостоятельно заключать договоры. Однако такие договоры были действительны, если жена совершала их для мужа, к его выгоде. Наконец, уложение постановляло: «То, что жена приобретает, состоя в браке, (это) она приобретает, по правилу, для мужа».
Вместе с тем Прусское уложение заботилось о личном положении замужней женщины. Жена могла не следовать за мужем при перемене им места жительства, если это право было установлено в брачном договоре. Уложение указывало на болезнь и на кормление грудью ребёнка как на уважительные причины освобождающие её от исполнения супружеского долга. Оно содержало обязанность взаимной супружеской верности, обязанность мужа содержать жену в обмен на его право пользоваться имуществом жены. Уложение закрепляло право жены на её положение в семье мужа, как матери семейства и хозяйки дома. Замужняя женщина могла иметь особое, отдельное имущество, которым она пользовалась и распоряжалась самостоятельно и независимо от мужа.
Отношения между супругами в Германском гражданском
Кодексе 1900 года
Германский гражданский кодекс не называл мужа главой семьи, но предполагал мужа главой семьи, так как в согласии с Прусским уложением постановлял, что мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни (§ 1354). В итоге за сто лет со времени Прусского уложения законодателем был исключён термин «муж-глава семьи» и оставлено его содержание: решение мужа обязательно для жены. Оставаясь принципиально на точке зрения Прусского уложения о решающем значении воли мужа, оно ввело особое понятие о злоупотреблении мужа его правом. Жена не обязана подчиняться решению мужа, если оно представляется злоупотреблением с его стороны своим правом (§ 1354). Кодекс предоставил суду наполнить это понятие содержанием в интересах замужней женщины. Германский кодекс, предоставляя мужу право избирать место жительства и место поселения, освобождал жену следовать за мужем, если он злоупотребляет своим правом (§ 1354), например, избирает для проживания заведомо нездоровую местность. Тем самым кодекс подводил данный случай под общее понятие злоупотребления мужа.
Муж имел право заступничества по отношению к жене и поэтому вправе предъявлять за неё в уголовном суде обвинения в оскорблении её словом или действием (§§ 195 и 2232 Германского уголовного кодекса 1871 г.). Муж мог, как попечитель жены, участвовать в судебном следствии по её делу и приносить вместо неё апелляционные и кассационные жалобы.
По Германскому гражданскому кодексу если жена обязалась совершать действия, требующие её личного труда, то муж имел право, с разрешения опекунского суда, до срока прекратить действие такого договора, если суд признает, что деятельность жены вредит интересам супружеского союза (§ 1358). По Германскому кодексу жена не только обязана, но и вправе заведовать общим хозяйством, и в пределах его вести дела мужа вместо него, и представлять его, так что сделки, отсюда возникающие, обязательны для мужа, он должен их оплачивать. Хотя мужу и предоставлено право ограничить или отменить это право жены, но жена может жаловаться на мужа в опекунский суд, если считает такое действие мужа злоупотреблением властью (§ 1357).
В пределах домашнего хозяйства жена была вправе вести дела мужа и вместо него представлять его, но ограничение или отмена мужем этого права жены поставлены кодексом под контроль опекунского суда. По просьбе жены, опекунский суд может восстановить жену в её праве быть представительницей мужа в делах хозяйства, если суд найдёт, что муж злоупотребил в данном случае своим правом (§ 1357).
Германский кодекс не содержит постановления о взаимной обязанности супругов хранить супружескую верность и выполнять супружеский долг. Однако эти нормы признаются кодексом, когда устанавливаются поводы к разводу. Кодекс признал жену самостоятельной в управлении и пользовании отдельным имуществом. Общее имущество супругов поступало в управлении главы семьи - мужа, на которого вместе с тем возлагалась и обязанность содержать семью.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 599;