Гражданском кодексе 1804 года
Французский гражданский кодекс закреплял главенство мужа в семье и юридическое подчинение жены мужу. Французский профессор Л. Жюллио де ла Морандьер писал: «Во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи»14.
Жена была обязана оказывать послушание мужу во всех семейных делах в обмен на его покровительство и защиту. Кодекс торжественно провозгласил, что «муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу» (ст. 213). Муж обязан был содержать жену прилично, то есть обеспечивать ей питание, жилище, одежду, соответствующие его средствам. Мужу принадлежало право решать все вопросы совместной жизни супругов. Он выбирал место жительства обоих супругов. Жена должна была следовать за своим мужем повсюду, где бы он не поселился, даже за границу (ст. 214).
В развитие права мужа покровительствовать жене было признано, что муж имеет право следить за перепискою жены, а равно за ним было признано право лишать жену свиданий даже с родителями. Жена была подчинена мужу даже в выборе знакомых. Муж имел право ограничить общение жены с посторонними мужчинами и женщинами, если это общение может нанести ущерб семье. Например, эти лица могут оказать дурное влияние, пытаются разрушить брак, распространяют сплетни. Жена без разрешения мужа не могла выбирать профессию, заниматься учебой,так как считалось, что женщина должна заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Супруги обязывались к взаимной верности (ст. 212). Прелюбодеяние одного из супругов служило основанием для развода и влекло за собой уголовное наказание, хотя прелюбодеяние и понималось неодинаково.
Замужняя женщина не могла совершить без согласия мужа ни одного сколько-нибудь важного юридического акта (ст. 1124). Ограничение дееспособности замужней женщины являлось следствием супружеской власти, а не пола. Незамужние женщины и вдовы не были ограничены в правоспособности. Замужняя женщина была ограничена в дееспособности не потому, что она женщина, а потому что она замужем.
Французские юристы дали такое объяснение ограничению дееспособности замужней женщины. Интерес брака - желание поддержать авторитет мужа и сохранить единство власти - вызывает потребность в подчинении жены мужу и в области имущественных отношений. Жена не может совершить в браке ни одного юридического акта, который бы ни оказывал влияния на детей и на мужа. Акты, совершённые ею, интересуют всю семью, и естественно, что глава семьи вмешивается в них, чтобы сохранить общие интересы. Наконец, брак есть товарищество. Каждый из товарищей имеет свою сферу действия. Жена заведует хозяйством и воспитанием детей, муж делами, которые ему лучше известны, чем жене.
Жене запрещалось дарить, отчуждать, закладывать, приобретать, по безвозмездному или возмездному основанию, без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия (ст. 217). Ей запрещалось без согласия мужа принимать наследство и дары от посторонних лиц, так как считалось, что такие подарки, особенно от посторонних мужчин являются доказательством неверности и могут бросить тень на мужа (а за что ей дарят? вы часто делаете дорогие подарки незнакомым людям?). Разрешение мужа должно было быть специально для каждого акта, хотя бы и молчаливое, когда муж принимает участие в совершении акта. Жена не имела права выступать в суде по гражданским делам (ст. 215), потому что и здесь дело могло дойти легко до убытков.
Исключением из указанного ограничения являлись следующие права жены: 1) право делать текущие расходы по общему хозяйству, потому что в этом случае она обязывает не себя, а мужа; 2) право самостоятельно обязывать по торговым сделкам, если она ведёт её совершенно отдельно от мужа (ст. 220), потому что на право ведения торговли она должна также получить согласие мужа; 3) право совершать завещание (ст. 226), потому что этот акт получает силу лишь после её смерти.
Законодательство французской революции пыталось уравнять в имущественном отношении жену с мужем. Оно установило совместное управление супругов общим имуществом, а до революции им управлял муж. Система совместного управления супругов имуществом оказалась неосуществимой, привела к беспорядкам и раздорам вплоть до разводов из-за мелочей. Кодекс отверг имущественную самостоятельность жены. Общим семейным имуществом управлял один муж, который мог им распоряжаться без участия и согласия жены.
По общему правилу кодексом предусматривался режим общности имущества мужа и жены. Общим имуществом являлись движимые имущества, принадлежащие супругам до заключения брака, а также как движимое, так и недвижимое имущество, возмездно приобретённое во время брака. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог продавать его, отчуждать и закладывать без участия и без согласия жены, то есть мог даже расточать имущество (ст. 1421). Система общности имущества не исключала возможности каждому супругу иметь и своё отдельное имущество. Жена без согласия мужа не могла совершать никаких юридических сделок даже и в отношении собственного имущества (ст. 217). Если даже брачным договором супруги установили раздельность имуществ, то жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. Раздельным имуществом каждого из супругов остались только недвижимости, принадлежащие им ко дню брака или приобретённые по дарению или по завещанию (семейная недвижимость). Законом 1907 г. было признано за женой право распоряжаться своей отдельной собственностью независимо от согласия мужа. По этому закону замужняя женщина получила право распоряжения имуществом, созданным её личным трудом и бережливостью, например, своим заработком.
Наполеон, сыгравший весьма значительную роль при создании ФГК, отстаивал идею сильной патриархальной семьи. Его основная мысль заключалась в следующем: «Сильная семья в сильном государстве с Наполеоном во главе». В кодексе нашло выражение мнение Наполеона, что «с тех пор, как стоит свет, добродетель женщин всегда была под сомнением». Он заявлял: «Мы ничего не понимаем в женщинах, мы, народы Запада: мы их, к великому сожалению, почти сравняли с нами. Народы Востока умнее и правильнее решают дело: они объявили женщину настоящей собственностью мужчины. И, действительно, природа сделала их нашими рабынями. Женщины должны трепетать. Женщина дана мужчине затем, чтобы производить детей. Но для этой цели одной женщины мужчине мало: она не может быть его женой, когда она кормит, она не может быть его женой, когда она больна, она перестает быть его женой, когда она уже не может рожать ему детей. Мужчина, которому природа в этом отношении не мешает ни возрастом, ни болезнью, должен иметь несколько жен». Он же заявлял, наконец: «Муж вправе сказать своей жене: «Мадам, вы не выйдете на улицу. Мадам, вы не пойдете в театр. Мадам, вы не увидитесь с таким-то лицом. Одним словом, мадам, вы мне принадлежите душой и телом!» 15.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 970;