Развод по законам Византийской империи
Склонив на свою сторону римско-византийское государство относительно запрещения развода по взаимному согласию, православная церковь в свою очередь признала императорские законы, которые допускали различные основания для развода. Она понимала неизбежность этих законов. В самом деле, если позволительно разводиться в случае нарушения брачного союза прелюбодеянием, то почему не дозволить развода в случаях, влияющих так же разрушительно на брачный союз как и прелюбодеяние. Брачный союз заключается не только для полового сношения, но и для всестороннего общения между мужем и женой и поэтому может быть нарушен не одним прелюбодеянием. Наряду с разводом по причине прелюбодеяния законы Византии допускали развод по другим основаниям, которые рассматривались как аналогия прелюбодеяния (например, когда жена не ночевала дома и у родителей) и аналогия естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак (например, принятие монашества, рабство, безвестное отсутствие).
Законные основания к разводу были сформулированы законом Юстиниана 542 г., который сохранял свою силу до позднейшего времени. Надо иметь в виду, что византийские законы о разводе были рассчитаны на довольно расшатанные нравы. Византийские законы различали причины развода, не связанные с виной супругов, и причины разводов, связанные с виной супругов. По праву византийских императоров допускался односторонний льготный развод без вины другого супруга, без всяких невыгодных последствий по следующим причинам:
1. Если один из супругов или оба поступают в монастырь. В византийских законах поступление в монастырь рассматривалось как разлучение с миром и считалось причиной, разрушающей брак, подобно естественной смерти. На поступление в монастырь должен был изъявить согласие оставленный супруг. С произнесением монашеских обетов одним из супругов, брак их прекращался сам собою без всяких формальностей. Оставшемуся в миру супругу после развода законы не запрещали вступать в новый брак. Супруги могли по взаимному согласию дать обет безбрачия, немедленно удалиться в монастырь один - в мужской, другой - в женский. Это было остатком развода по взаимному согласию.
2. Обращение в христианство одного из супругов. Если по обращении в христианство одного из супругов, другой не обратившийся в христианство супруг не хочет жить с ним мирно и воспитывать детей в христианской вере, то обратившийся имеет право просить развода.
3. Бесплодие мужа, неспособность к супружескому сожитию, приобретённая до вступления в брак. Лишь через три года с момента заключения брака супруга могла требовать развода по этой причине. Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, в христианском византийском праве не признавалось основанием для расторжения брака.
4. Безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет, а воинов - в течение десяти лет (аналогия смерти). Причём вероятность смерти супруга должна подтверждаться не неопределёнными слухами, а надёжными свидетельствами.
По церковным правилам, если бы воин, которого считали умершим, неожиданно возвратился, тогда он может взять к себе свою прежнюю жену, если хочет. Если же не хочет, то второй брак всё-таки расторгается и прежней жене не позволяется вступать в новый брак.
Пленение воина не являлось основанием для развода с ним.
У древних человек, взятый в плен, обыкновенно обращался в раба. Поэтому состояние в плену у неприятеля служило основанием к разводу не столько по причине неизвестности времени возвращения из плена, сколько по причине неравенства состояния. При неравенстве состояния брак считался невозможным и прекращался сам собою, хотя бы супруга пленника и желала продолжить его. По закону Юстиниана супруга или супруг пленника могли вступать в новый брак только по происшествии пяти лет со времени плена. Император Лев VI своим законом постановил, чтобы в случае пленения одного из супругов другой не вступал в новый брак, но ждал бы возвращения его, сколько бы времени ему не пришлось ждать, даже и в том случае, если бы он не получал от пленника ни устных, ни письменных известий.
Односторонний развод по вине другой стороны с невыгодными имущественными последствиями для того, кто подает повод к разводу - потеря приданого для жены и брачного дара для мужа, а также потеря части своего имущества, имел место при следующих условиях:
1. Прелюбодеяние одной из сторон. Византийское право восприняло конструкцию прелюбодеяния в духе римского права, и признавало прелюбодеянием половую связь - со стороны замужней женщины (жены) со всяким посторонним мужчиной, с нею в браке не состоявшем, а со стороны мужа с посторонней замужней женщиной. Такой взгляд на прелюбодеяние резко противоречил евангельскому учению. Но большинство отцов церкви мирилось с ним: «Такой обычай», - говорил святой Василий Великий, и, очевидно, бороться с этим обычаем было весьма трудно. Прелюбодеяние в суде доказывалось с помощью показаний свидетелей, фактом рождения ребенка или беременности, несмотря на разлуку с мужем, а также другими уликами. Супруг, виновный в разводе по причине прелюбодеяния, подлежал денежному штрафу, или телесному наказанию, 7 - летнему изгнанию и запрету вступать в новый брак.
2. Поступки жены, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности, когда в поведении жены обнаруживались факты, дающие возможность, с известной вероятностью, предполагать нарушение супружеской верности. Такими фактами, бросающими невыгодную тень на поведение жены, признавалось посещение ею известных лиц или мест, где она легко могла поддаться соблазну, как-то:
а) участие жены в пиршествах посторонних мужчин против воли своего мужа, мытье с ними в бане. Общие купальни для обоих полов были исконным римским обычаем. Поэтому посещение их только против воли мужа было преступно.
б) посещение конских скачек, театров, боя зверей без ведома или против воли мужа. В древности посещение таких зрелищ считалось неприличным для целомудренной женщины, потому что в этих увеселительных местах жёнам грозила особенная опасность быть обольщёнными.
Искушением для верности супругов являлись в те времена театры, в которых пелись безнравственные песни, представлялись соблазнительные зрелища, в которых нередко участвовали обнажённые женщины. По словам И. Златоуста, из театра вынося образ обнажённой актрисы, жена начинает менее нравиться мужу, чем разрумяненная актриса, которой так охотно рукоплещут. Собственное простое жилище раздражает посетителя театров, ибо муж в своём уме представляет великолепные сцены. Появляется скука, тоска. В доме мужу всё перестает нравиться. Нет никакой прелести ни в семейном очаге, ни в жене, ни в детях, а затем «внутренняя горячка возбуждённых чувствований» гонит мужа в общество блудниц. Семейное счастье разрушено. Эти предостережения святого Златоуста особенно актуальны в современном обществе, в котором телевидение, кино пропагандируют разврат уже как норму.
в) проживание против воли мужа вне его дома, то есть, если она против воли или без ведома мужа, не ночевала дома, а ночевала в чужом доме, кроме только дома родительского.
При этом суд должен был тщательно исследовать и взвесить мотивы поступка жены. Если бы оказалось, что жена ушла из дома по необходимой надобности, или из страха дурного обращения мужа, или была силой или обстоятельствами задержана вне дома, тогда её поступок считался извинительным. Нужно было также тщательно разведать, не по согласию ли с мужем ушла жена из дома мужа, для того, чтобы найти повод к обоюдно желаемому разводу. Таким образом, тогда только своевольная отлучка жены из дома мужа могла быть признана основанием для развода, когда она не оправдывалась достаточными основаниями и подавала повод к невыгодным для чести жены подозрениям.
3. Поступки мужа, оскорбляющие честь и достоинство жены: а) если муж понуждал её к вступлению в половую, прелюбодейную связь с другим мужчиной; б) если муж перед судом обвинял жену в прелюбодеянии и не доказал своего обвинения; в) если муж находился в половой связи с посторонней женщиной, живущей в одном доме (квартире) с женой, или, хотя и в другом месте, но не захочет отстать от своего распутства, несмотря на убеждения со стороны родителей и родственников и посторонних почтенных людей.
4. Истребление женой плода (аборт), которое, как сказано в 22-ой новелле Юстиниана 536 г., тем самым обличает в себе глубокое нравственное развращение и оскорбляет мужа, лишая его потомства;
5. Покушение одного супруга на жизнь другого.
6. Государственное преступление одного из супругов, состоящее в покушении на императора, злоумышлении против императора или недонесении этого до сведения власти. Эта причина ставилась в византийских законах прежде других причин потому, что она составляет самое тяжкое преступление. Указанные преступления, как тягчайшие, лишали виновного всех гражданских прав. Это приравнивалось к его гражданской смерти, и обычно они карались смертной казнью.
По римскому праву развод производился без участия государственной власти посредством вручения разводного письма. Законом императора Юстиниана 542 г., отменившим развод по взаимному согласию супругов, развод стал производиться по судебному решению. В дальнейшем, окончательно в конце XI в., все брачные дела на основании императорских законов были предоставлены в ведение духовных (церковных) судов. Только развод по случаю поступления одного из супругов в монастырь производился без судебного решения, посредством самого факта произнесения монашеского обета. Обе разведённые стороны могли вступать в новый брак, в том числе и между собой, кроме прелюбодеяния. Например, если бы муж снова захотел заключить брак со своей прежней женой прелюбодейкой, то он не мог этого сделать. В дальнейшем церковная практика установила правило, согласно которому жена – прелюбодейка не имеет никакого права на возобновление брака с прежним мужем, если последний не хочет её принять.
В России до Петра I действовали в основном те же нормы относительно прекращения брака, что и в Византии. Однако эти нормы применялись со значительными изменениями, обусловленными особенностями русской жизни.
Юридическая нерасторжимость брака по каноническому праву
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 665;