Отношения между супругами в браке

 

Личные отношения между супругами регулируются преимущественно не юридическими, а моральными нормами. В христианском браке супруги должны соблюдать обязанности по отношению друг к другу. Эти взаимные обязанности супругов следующие:

1. Полная и искренняя взаимная любовь супругов. Эта взаимная обязанность обоих супругов не правовая, а моральная.

Признаками трезвой любви являются: искренняя привязанность супругов друг к другу, живое участие и сочувствие, благоразумная уступчивость и снисходительность, взаимопомощь и содействие во всех делах, особенно же - мир и нерушимое согласие, предотвращающие неудовольствия и скоро устраняющие их, если они возникают. Наконец, признак истинной любви - взаимное доверие, когда во всем, несомненно, можно положиться друг на друга и довериться.

Частая причина семейных раздоров заключается в излишней требовательности друг к другу. Муж требует от жены того, чего в ней нет. Жена требует от мужа того, чего в нём нет. Они забывают, что никто не является совершенным. В браке должна быть взаимность: каждый из супругов должен не только брать, но и отдавать, а также уступать другому, считаться с интересами партнера, избегать ссор. Так как сочетавшиеся браком, как и все люди, имеют многие недостатки и слабости, то обязанность супругов - взаимное терпение и благоразумная снисходительность к недостаткам и слабостям друг друга и взаимная забота о возможном устранении недостатков, в особенности пороков.

2. Муж и жена обязаны сохранять супружескую верность друг к другу, исполнять супружеский долг. Христианство признает брачные отношения единственным законным средством для удовлетворения естественных половых влечений. Половые отношения вне брака рассматриваются как нарушение супружеской верности - прелюбодеяние. Православная церковь признает прелюбодеяние основанием для развода. По уголовным законам за прелюбодеяние устанавливается уголовная ответственность. Исходя из сущности брака, супруги обязаны исполнять супружеский долг.

Для жены недопустимо отказывать мужу, если он пожелает вступить с ней в половую связь. Тем самым жена может вынудить его к прелюбодеянию. А если он не станет прелюбодействовать, то будет печалиться, возмущаться, воспламеняться, ссориться и причинять бесчисленные беспокойства жене. Воздержание от интимных отношений возможно по взаимному согласию.

Апостол Павел так учил об интимных отношениях в браке: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 1-6).

Господин лично-зависимого крестьянина-серва имел «право первой ночи» (ius primae noctis - юс прúмэ нóктис), то есть он мог вступать в сожительство с новобрачной серва в первую ночь, следующую за празднованием свадьбы. Право «первой брачной ночи» господина вытекает из личной зависимости крестьянина. По мнению одних авторов, это было легальное право сеньора на изнасилование крестьянской девушки. По мнению других авторов, господин проверял девственность невесты, а боль, связанная с разрывом девственной плевы, ассоциировалась у нее с незнакомым мужчиной. Ревновать в этом случае жену к господину, все равно, что ревновать к гинекологу. Есть и оригинальная точка зрения, что право первой брачной ночи обеспечивает получение как можно больше лучших детей от наилучшего производителя - вождя, воина как активного, доблестного, сильного мужчины.

3. Наконец, третья обязанность, лежащая на супругах, состоит в общем труде их, необходимом для поддержания их семейного благополучия. Супруги обязаны к взаимопомощи, взаимной поддержке материальной и моральной. По мнению отцов церкви, на муже лежит преимущественная обязанность приобретать средства для жизни и содержания своей семьи - жены и детей.

«Муж - дому строитель, нищете отгонитель». Муж ленивый, беспечный, не заботящийся о благосостоянии своей семьи, есть похититель земных благ у своих кровных родных. На жене лежит обязанность - правильно и благоразумно, с надлежащей бережливостью распоряжаться ко благу семьи приобретённым трудами мужа и даже при бедности и болезни мужа помогать ему в приобретении самих средств жизни.

Беспечная или легкомысленная жена, тратящая на пустые прихоти или ненужные наряды и украшения добытое пόтом и кровью мужа, есть самый злой враг мужа и своей семьи. Она ослабляет любовь мужа к труду, своей расточительностью охлаждает его заботы о семье, доводит его до отчаяния. Она делает его труд столь же бесполезным, как бесполезно лить в бездонную бочку. «Добрая жена - лопата, а худая жена - метла; одна - в дом, а другая из дому загребает»; «Муж задурит - половина дома сгорит, а жена задурит - и весь сгорит». «Желаю, - говорил апостол Павел, - чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами».

4. Обязанность совместного проживания супругов. Жена должна была следовать за мужем и разделять с ним его общественное (сословное) положение. Супруг, покинувший дом и другого супруга, мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей.

Муж считается главой семьи, а жена находится в повиновении мужу. Предписываемое Священным Писанием повиновение жены мужу, говорят отцы церкви, не означает, что жена ниже мужа по своему достоинству - в этом отношении они совершенно равны перед Богом. Главенство мужа в семье основано на следующем:

1. Муж основывает и поддерживает семью. Само существование семьи основывается на труде мужа, как главного кормильца семьи. Дети нуждаются в защите и содержании отцом до приобретения способности к самостоятельной жизни. Защита и содержание мужа также необходимы и жене, которая является многодетной матерью. В период беременности и кормления ребёнка она беззащитна.

2. Роль мужчины и женщины в семье разная. Женщина создаёт внутреннюю обстановку в семье. Ей для этого от Бога дано всё необходимое: особая интуиция, мягкость характера, чуткость, терпение, доброта. Мужчина как отец и муж - это глава семьи, который должен уметь защищать семью, принимать решения и нести ответственность за каждое из них. Муж - это внешняя защита для всей семьи. Ему для этого дано от Бога всё необходимое: логичный ум, твёрдость воли, неувлечённость случайными эмоциями.

Роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери, хранительницы человеческого рода. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: рождение и воспитание детей, забота о муже, ведение домашнего хозяйства. Служение мужчины, не обременённого месячными (кстати, месячные занимают у женщин до 96 дней в году), рождением детей, преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками, учёными. Кстати, любым государством управляет меньшинство. Мужчины, занятые физическим трудом, в особенности это крестьяне, и не претендовали на участие в управлении государством.

3. В каждом коллективе имеется руководитель. В любом коллективе, будь то семья, корпорация, государство, должен быть лидер, человек, способный при возникновении разногласий сказать решающее слово. Без этого неизбежны распад и деградация соответствующей общности. Ещё в древности греческий философ Аристотель заметил, что каждый семейный дом должен иметь управление под одним главенством, а не двух лиц на равных началах. Не будет мира в семье, если не будет одного главы в доме. При разногласиях супруги не могут решить вопрос с помощью голосования, потому что при наличии лишь двух сторон голосование невозможно. Что делать, если мнение супругов на семейном совете разделятся? Ведь ни у кого нет большинства голосов. Бесплодные споры и противостояния разрушают любовь и понапрасну истощают силы обоих супругов.

Никогда не бывает, чтобы две совершенно одинаковые власти имели место в одном и том же правлении, коллективе. Две одинаковые власти, в случае, если бы они выражали различные воли и намерения, портили бы всё, потому что никакая сторона не была бы обязана уступить и склониться перед другой. Сами жены презирают мужей, которыми верховодят. Когда муж находится под властью, под сильным влиянием жены, говорят: муж под башмаком, каблуком жены. Обувь здесь служит символическим выражением зависимости, покорности, подчинённости. «Подкаблучников» не любят, ими только командуют. «Не петь куре петухом, не владеть бабе мужиком»; «Горе тому дому, коим владеет жена; горе царству, коим владеют многие»; «Плох тот дом, где муж у жены под каблуком» (итальянская).

По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь. Как глава семьи муж обязан любить, оберегать и защищать жену и детей, заботиться о содержании семьи, хорошо управлять своим домом. В главенстве мужа выражается не столько право, сколько обязанность мужа. Муж - это глава семьи, который должен уметь защищать семью, принимать решения и нести ответственность за всю семью. Принимая решения, связанные с членами семьи, мужу лучше посоветоваться со своей супругой. Мужчина несёт ответственность в своей семье за всё, даже за то, что совершается без его разрешения или даже вопреки его запрету. Например, если сын разбил окно, то отвечает за него отец.

Он должен трудиться более для жены, нежели жена для него. Он должен вести себя так, чтобы невольно возбуждать уважение и покорность себе в жене. Он должен внимательно следить за своими недостатками, чтобы по возможности искоренять их, стараться поддерживать свое достоинство так, чтобы не пасть и не унизиться в глазах своей жены. «Где муж умён, там и жена послушна» (молдавская поговорка). Конечно, в семьях встречаются очень разные сочетания характеров. Иногда бывает, что жена более решительна. у неё более выражены волевые качества. Но эти особенности не упраздняют общих закономерностей.

Жена обязана повиноваться мужу во всём и слушаться его, если только он не требует от неё чего-либо противного заповедям Божиим, ибо в таком случае справедливее слушать Бога, нежели человека.

Отцы церкви говорили о недопустимости насилия, рукоприкладства. Когда мужу достанется злая жена, его обязанность - не раздражаться, но со смирением усматривать в этом несчастии кару Божию за грехи свои. Для исправления недостатков жены необходимо прибегать к терпеливому вразумлению, а не к брани, и тем более не к побоям. Телесное наказание жены противоречит христианскому учению.

«Мужу бить свою жену, - говорил И. Златоуст, - это крайнее бесчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет. И вам жены, и вам мужья, говорю: сохрани вас Бог от такого греха, который бы доводил мужа до необходимости бить жену. Но что я говорю о жене? Для человека благородного должно казаться противным бить и даже поднять руку на рабыню». Таким образом, по христианскому учению мужу запрещено бить жену. Телесное наказание жены не может рассматриваться даже как крайняя мера - за прелюбодеяние, пьянство.

Однако средневековое право, исходя из народного правосознания, разрешало мужу «разумно наказывать», «бить свою жену, не причиняя ей смерти и увечья». Муж, по нормам английского общего права, имел право «надзора» и «умеренного наказания» жены, имел право подвергать её телесным наказаниям, мог посечь жену веревкой не толще его большого пальца.

В средние века нередко встречалось бесчеловечное обращение мужей с женами, особенно среди низших сословий. Мужья избивали жен за малейшие проступки: за дерзкое слово, за непристойный смех, за неблаговременные выходы из дома, за то, что не вовремя подан обед, либо только потому, что у него дурное настроение. «Бей бабу молотом, будет баба золотом»; «Жену не бить - милу не быть»; «Милого побои не сильно болят»; «На кнуте далеко не уедешь (т. е. порядок поддерживается не только одними наказаниями)» (русские); «Я - муж, ты - жена, я бью - ты молчи» (еврейская); «Если жену не побить, она ещё подумает, что уже стала вдовой» (армянская); «Избавилась от мужа, который бил больно, да попала к мужу, который бьёт часто» (вьетнамская); «Кто бьёт свою жену без причины, тот бьёт себя по голове» (болгарская).

Русский «Домострой» XVI в. отмечал: «Следует мужьям поучать жён своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить… а увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так всё, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом… но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа - всегда жить в любви и согласии». При грубости тогдашних нравов и невмешательстве государственной власти в семейные дела Домострой советовал мужу: «Ни бить по уху или по лицу, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни поленом, ни колом; вообще не бить ничем железным или деревянным, так как многие притчи от того бывают - слепота, глухота, вывих ног, рук, пальцев, боль головы и зубов, а у беременных жён и детям повреждение бывает в утробе». Для сравнения французский юрист Тирако в своей книге «О брачных законах», изданной в 1513 г., рекомендовал мужу не бить жену, но только потому, что она могла отомстить супружеской изменой или даже отравить мужа ядом. В конце XIX в. популярный немецкий философ Ф. Ницше писал: «Ты (мужчина) идёшь к женщине. Не забудь плётку», - так говорил Заратустра.

Имущественные отношения между супругами регулировались не каноническим, а светским гражданским правом. Например, во Франции имущественные отношения супругов определялись кутюмами. На севере страны наиболее распространённым режимом имущественных отношений между супругами была общность супружеского имущества, находившегося под управлением и распоряжением главы семьи - мужа. «Всё, что принадлежит жене, принадлежит и мужу». Он может свободно распоряжаться этим имуществом, не спрашивая согласия у своей жены.

Только муж мог заключать договоры, отдавать в залог, обязываться векселями, делать долги, жена же лишь с его согласия. Жена могла вступать в обязательства в виде исключения для освобождения своего мужа из тюремного заключения. В отсутствие своего мужа она могла выдать своим дочерям приданое, могла вступать в обязательства для поддержания и прокормления себя и своего семейства или если муж об этом не заботился. В случае прекращения брака смертью общее имущество разделялось на две половины: одну половину получал переживший супруг, другую - наследники умершего.

Во французских южных областях писаного права под влиянием римского права общности имущества не существовало. Приданое жены поступало в управление мужа, а имущество жены, не входившее в состав приданого, оставалось в управлении жены. Приданое жены не могло отчуждаться мужем. По римскому праву всё имущество жены, кроме приданого, состояло в её распоряжении, а по обычному германскому праву всё имущество жены, за исключением особенно выговоренного, поступало во владение и пользование мужа. Жена при вступлении в брак и при общности имущества могла удержать часть имущества в своё особенное распоряжение. Раздельным имуществом жены могло быть: 1) её приданое; 2) брачный «утренний дар» жениха после первой брачной ночи. Муж мог управлять раздельным, собственным имуществом жены. При этом жена не имела права дарить или отчуждать что - либо из своего имущества без согласия мужа.

Муж по английскому общему праву становился собственником почти всего имущества жены, которое у неё было до брака. За ней сохранялось право совершения только повседневных сделок.

Она, жена, «имущество моё: мой дом, амбар, хозяйственная утварь, мой конь, осёл, мой вол - всё что угодно», - заявлял Петруччо в комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Вся личная собственность жены и её движимое имущество со вступлением её в брак становились собственностью мужа, а недвижимая собственность жены переходила в управление мужа. На доходы с недвижимого имущества муж имел безусловное право, но мог отчуждать недвижимость лишь с согласия жены. Как проявление смягчения строгостей общего права с конца XVI века среди состоятельных семей получил распространение институт доверительной собственности, который позволял передавать имущество доверительному собственнику с тем, чтобы он управлял им в интересах и в пользу замужней женщины








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 699;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.