Отношения между родителями и детьми
Отцовская власть, сравнительно с римским правом и обычным правом древних германцев была ограничена под влиянием христианской церкви. Женщина, как мать, получила в отношении к детям такие же родительские права, как и отец.Разумеется, в старину мнение мужа и отца были более авторитетно, чем мнение матери. На родительскую власть стали смотреть как на средство обеспечения внутреннего мира и благополучия семьи, высшей целью которой было спасение души детей, и этой целью определялись её границы. Отцовская власть продолжала существовать в интересах внутреннего мира и благополучия семьи. В брачно-семейном праве большая часть прав отца в отношении детей исчезает: право на жизнь и смерть, право лишать свободы, право продавать их в рабство. Отцовская власть не была пожизненной, как в римском праве, а прекращалась по нормам обычного права с наступлением совершеннолетия, вступлением в брак детей, основанием своего отдельного хозяйства и места жительства, занятием известных должностей и достижением определённых чинов. Для христиан дети - это дар Божий.
Рождение ребенка было радостным событием. «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Ничто не может быть так дорого для женщины, как дитя, и ничья любовь на земле не может сравниться с любовью матери.
С точки зрения православной церкви намеренное прерывание беременности (аборт) есть тяжкий грех. Аборт приравнивается к убийству. В основе такой оценки лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери: бесплодие. рак и другие заболевания.
Оправданием абортов является утверждение, что женщина имеет право распоряжаться собственным телом, ибо ребёнок в утробе матери - это кусочек её тела. На самом деле ребёнок в утробе матери - это совершенно самостоятельный организм, который дан матери на временное обитание в её утробе для питания. Ребенок находится в жидкости в околоплодном пузыре. Пуповина ребёнка присоединена к плаценте, а плацента присоединена к матке матери. Ни одна капелька крови матери не попадает в кровеносную систему ребёнка, только питательные вещества. Жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. В это время образуется уникальный генетический код. следовательно, эмбрион является биологически самостоятельным организмом и никак не может считаться частью тела матери, полчая от неё только кислород и питательные вещества.
На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчёркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Религиозные представления об аборте как о грехе детоубийства подтверждены новейшими выводами науки. Между 18-м и 25-м днём со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребёнка начинает биться сердце. Мама, как правило, только начинает догадываться о своей беременности, а ребёнок уже настолько большой, что приходит в действие его собственная система кровообращения. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребёнок двигает головкой, а в шесть недель - и всем телом, подобно уже рождённому ребёнку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16-20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе - сосёт большой палец, реагирует на звуки, внешний шум его может разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям - ресницы. С 12-й недели беременности у ребёнка функционируют все системы организма. В оставшееся же время ребёнок просто растёт. Кровь ребёнка не смешивается с кровью матери. Нерождённый ребёнок чувствует боль. Таким образом, не своим телом распоряжается женщина, когда делает аборт, а чужим телом и душой, жизнью своего ребёнка.
Оправдание абортов является утверждение, что ребёнок должен быть желанным. Из того, что дети должны быть желанными, вовсе не следует что нежеланных детей надо убивать. Мать должна преодолеть свое нежелание иметь ребёнка: «Он появился и я должна себя заставить полюбить его». Женщина, которая идёт на аборт, должна понимать, что она совершает это злодеяние не потому, что ребёнок должен быть желанным, а потому, что она так и не захотела полюбить свою кровинушку, чьё сердечко бьётся под её сердцем.
Аборт вызывает многочисленные осложнения: бесплодие, постабортный синдром – комплекс психологических осложнений, не затихающий с годами. К отдалённым последствиям аборта относятся различные онкологические заболевания, гнойные воспаления придатков, стойкое нарушение менструального цикла, невынашивание плода (рождение недоношенных детей) и др.
Абортом женщина наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью своих будущих детей. Матка - словно рыхлая земля, готовая принять в себя зачатый плод и питать его во время беременности. После аборта, когда после удаления плода матка буквально выскабливается, чтобы в ней ничего не осталось, как правило, остаются рубцы. Новый зачатый, уже «желанный» ребёнок попадает в израненный орган. И во время беременности он будет развиваться гораздо хуже. В лучшем случае он родится просто слабеньким, в худшем - с серьёзными нарушениями в работе каким-нибудь органов, нервной системы и т. д. В конце концов, идущей на аборт женщине лучше всего родить ребёнка и оставить его в роддоме. Всех детей-отказников, от которых отказались родители в роддоме, усыновляют в течение шести-восьми месяцев. Это будет лучше и ребёнку, который найдёт любящих родителей, и самой родившей, которая сохранит своё здоровье.
Обязанности родителей по отношению к детям многообразны. Родители были обязаны любить своих детей, содержать их и по-христиански воспитывать, когда для них сделать добро другому - лучшее удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь ближнему, нуждающемуся. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил». Родители должны служить для детей добрым примером и благоразумно наказывать их.
Воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание, а старшие приучаются заботиться о младших. Родители должны были с младенческого возраста учить детей вере, молитве, основам христианского вероучения и нравственности, развивать в них послушание (доброе дитя повинуется быстро), любовь, смирение, трудолюбие, отзывчивость и иные добродетели. Где нет страха Божия, там трудно человеку устоять против развращения среди окружающих его соблазнов и пороков. Воспитывая детей, родители воспитывают и самих себя, ибо присутствие детей часто удерживает от распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда. Каковы родители, таковы и дети. От хорошего корня дерева и плод бывает хороший, говорили отцы церкви (см. с……..).
Христианская религия в деле воспитания советует поддерживать твердую и строгую дисциплину. При воспитании детей не всегда можно ограничиваться только лаской и добротой, но вместе с любовью необходимо употреблять, как полезное исправительное средство, и строгость, и вместе с наградой - и наказание. Это объясняется тем, что дети не отличают добра от зла и подвержены дурным соблазнам и влияниям. Воспитание без жёсткой требовательности и дисциплины ведёт к безответственности и инфантилизму. Родительская любовь и строгость в должном сочетании - вот главные силы воспитания. Телесное наказание, самое строгое и чувствительное, должно быть употребляемо как можно реже - и только при самых серьёзных и важных проступках ребенка, и притом только тогда, когда все другие средства оказались бесплодными.
Премудрый сын Сирахов учит: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешиться им… Нагибай выю (шею) его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир. 30; 1, 2). «Несчастны те дитятки, которых не журят ни батьки, ни матки»; «Лучше заставлять сына плакать, чем потом плакать о нём» (арабская); «Кто не бьёт своих детей - бьёт самого себя» (турецкая); «Суббота - день порки» (английская); «Три дня не побьёшь детей - залезут на крышу и сдерут черепицу»; «Баловать сына - всё равно, что убить его, только из-под огненной палки выходят почтительные дети» (китайские); «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичём»; «Малые детки не дают спать, большие не дают дышать»; «Малые детки - мало хлопот, а возмужают, так отца испугают».
Наказания могут быть разными: временное лишение обеда или завтрака, прогулок, удовольствий и игр, отлучение о товарищей и заключение в отдельную комнату, внушение, выговор, выставление в угол на некоторое время. Телесное наказание необходимо употреблять в тех случаях, когда поступки детей происходят из упорства и злой воли, когда они от греха и страсти теряют рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своём проступке и упорно отвергает его, которое и после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадёт, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает руку на них, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или беззащитными животными и т. п. При этом всегда нужно давать детям возможность замечать, что вы неохотно прибегаете к наказанию, что вам больно браться за тело ребенка, и если берётесь, то потому, что вас вынуждает к тому родительская любовь, желающая его исправления. Наказание всегда должно происходить из любви и иметь целью исправление наказываемого.
Дети были обязаны повиноваться своим родителям и почитать их. «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», - гласит пятая заповедь Ветхого завета. Новый завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу». Одна жизнь есть такое благо, за которое дети никогда не могут оплатить родителям равным благодеянием. За великий труд воспитания дети должны быть благодарны родителям. Дети должны слушаться родителей во всём, что не противно заповедям Божиим, спасению души. Прямой долг детей молиться за родителей и при их жизни, и после смерти. Взрослые дети обязаны помогать родителям в их нуждах, и содержать их, если они лишены собственных средств к существованию.
«Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» (Сир. 3, 12-13). Каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: «какой мерой мерите, такою и вам будут мерить».
По обычному праву родителям бесспорно принадлежало право телесного наказания детей в интересах их воспитания, но при условии, чтобы оно не приводило к членовредительству. При грубости тогдашних нравов и при невмешательстве государства в дела подобного рода право это не отличалось мягкостью и умеренностью. Если родители не удовлетворялись домашними телесными наказаниями, то они могли обращаться к содействию государственной власти. По французскому обычному праву отец мог заточить своих непослушных детей в монастырь, мог продать их в случае крайней нужды. Французские короли, считая, что «естественное почтение к своим родителям связано с законным повиновением подданных своему суверену», расширили право родителей применять исправительные меры. Французским королевским ордонансом 1684 г. родители получили право в случае неповиновения воле отца сажать своих детей, даже взрослых (до 25-летнего возраста) в тюрьму, где приходилось выполнять тяжелую работу. При этом судебные органы осуществляли контроль над родителями. Они были вправе принудить отца к освобождению из-под своей власти детей, с которыми он жестоко обращался, которых он склонял к дурному поведению или лишал средств к жизни.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 701;