Город и деревня в средневековой Европе
Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город – средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количества городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов; вокруг цитаделей феодальных властителей; вокруг рынков; возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, так и вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов в торговле между континентами и регионами. В их числе – Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе.
Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и то же дело: ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долг и занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые «профсоюзы» – гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии), оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха). В уставе предусматривался контроль над качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии), ни завышать цены на свои изделия, ни понижать ее. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы.
Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления – муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно «год и один день»), освобождался от какой бы то ни было личной зависимости – ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных моментов города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители.
Самые богатые и сильные города получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, «вольных городов». Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей.
Город становился прежде всего мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет: горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм.
Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам («мужланам», как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пробивавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего – в город.
В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою в значительной мере именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это и в развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры.
4.4. Христианское сознание – основа средневекового менталитета
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианской церкви и догм христианства в формировании мировоззрения и менталитета европейцев. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно представить воздействие христианства на культуру в Средние века.
Это влияние начиналось с формирования картины мира, целиком определявшей менталитет верующих селян и горожан. Она основывалась на образах и толкованиях Библии. Церковь предлагала трактовать всю земную жизнь как подготовку к будущей вечной жизни в ином измерении, в просторечии – на небесах. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали всё, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С.С. Аверинцева, Библию читали и слушали в Средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.
Магическое мышление вносило убежденность, что мир населен, наряду с людьми и всем видимыми животными, целыми сонмами и полчищами сверхъестественных существ, посланников неба и ада. Эти особенности средневекового менталитета усугубляются неграмотностью основной массы носителей средневековой культуры. Средневековый европеец, включая и рыцарство вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Средневековая культура – это культура бескнижная, догутенбергова. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания, она существовала через сознание безграмотного, неписьменного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 609;