Понятие о нравственном воспитании
Eternal Mortale corpus moveat spiritus
Бренное тело дух вечный двигает. (Цицерон)
Духовность как основа нравственности
В основе формирования этической культуры (нравственного воспитания) лежит развитие духовности личности. В публицистических статьях нередко в понятие «духовность» в первую очередь вкладывают сакральный смысл. Действительно, категория «дух» идет от Ветхого Завета («рух», «пневма», «spiritus), означая вдохновение, некую героическую силу. Вместе с тем у Н.А. Бердяева, религиозного философа, «дух» трактуется не только как обращение к «Высшему Божественному миру», но еще и как некую свободу и свободную энергию, прорывающуюся в природный и исторический мир. Схожее понятие «духа» находим у И.А. Ильина, определяющего его как «живую энергию», способную превозмогать негативную силу влечений и обстоятельств, воздействующих на человека. В.С. Соловьев одним из признаков духовности также считал способность человека владеть своими витальными влечениями.
Современная отечественная наука рассматривает дух как космическую силу, как определенную потенцию, способность активно воздействовать на тело и душу, проще говоря, – активность человека, его энергию, направленную на позитивное преобразование действительности.
Духовность представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя, помимо сакральных, еще целый ряд смысложизненных ценностей. Применительно к обществу ученые толкуют ее как социальное явление, представляющее собой и общественную потребность, и важнейший фактор развития цивилизации, и качественную характеристику общественного сознания, и глубинное основание культуры.
Духовность отдельной личности рассматривается как симбиоз интеллектуальных, волевых, чувственных способностей человека, направленных на производство самых высоких жизненных ценностей: истины, добра, красоты, веры, надежды, любви.
Уровень духовности общества и отдельной личности тесно связан с нравственным воспитанием. Нравственность, наряду с интеллектуальными, творческими качествами, эмоционально-чувственной природой человека, интуицией и т. п., входит в содержательную структуру духовности.
При становлении личности важным аспектом является формирование духовных потребностей, которые представляют собой стремление к самоотдаче себя, своей души людям. Само воспитание, если оно основано на самоотдаче себя (отраженной субъектности), является в полной мере духовным процессом.
В России, переживающей переломный момент в политической и социально-экономической жизни общества (особенно в 90-е годы прошлого века), ощущается кризис духовности и нравственности, обусловленный такими причинами, как недостаток этического просвещения; разрушение системы просвещения с его идеологическими ориентациями и научными, духовными, эстетическими знаниями; отказ государства от защиты культурного пространства подрастающего поколения; проблемы самовыживания, актуальные для значительной части общества и др.
В формировании бездуховности у современной молодежи негативную роль играют СМИ, особенно телевидение. Телевизионные программы содержат мало образовательно-воспитательных передач, лучшее время отдается боевикам, где царят насилие, кровь, торжествует бездуховность. Телевидение вторглось в сферу человеческого духа, претендуя на роль новой философии. Экран вытеснил традиционной игры, в том числе, коллективной игры со сверстниками, необходимые для психического развития и личностного становления ребенка.
Уместно говорить о негативной роли и компьютерного экрана. Компьютерные игры отвлекают детей от общения со сверстниками и взрослыми, поэтому обладают ограниченными возможностями в сравнении с народными подвижными играми, тысячелетиями служившими средством для физического и психического развития, личностного становления. Психологи утверждают, что длительное общение с компьютером формирует интровертированность, недостаток эмпатии и ответственности, конфликтность, эгоцентризм. Следует заметить, что коллективные подвижные игры как раз способствуют воспитанию экстравертированности, коммуникативных качеств, эмпатии, коллективизма, ответственности за свои действия перед товарищами.
Существенную роль в нравственном становлении детей и молодежи может сыграть физическая культура, которая тесно связана с духовной сферой личности человека (И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Г.Ф. Шитикова и др.). Согласно исследованиям, абсолютное большинство лиц, занимающихся высокоинтеллектуальным трудом, убеждены в существовании тесной взаимозависимости между физической и духовной культурами, причем большинство опрошенных считают, что чем выше уровень духовной культуры человека, тем выше его культура физическая.
Нравственное воспитание в историческом аспекте
Вопросы нравственного воспитания всегда были стержневыми в педагогике любого народа. Эту социально-педагогическую категорию надо рассматривать как процесс становления личности в природо-социо-культурной среде, сфере духовной деятельности и институциональной системе как фундаментальный способ самосохранения и развития общества на основе воспроизведения нравственного опыта поколений в личностном мире ребенка.
Проблемы нравственного воспитания издавна интересовали многих великих мыслителей своего времени. Еще Цицерон определил сущность человека понятием «humanitas» («человечность»), а добродетель рассматривал как основной источник счастья. Моральное совершенствование человека как главную воспитательную задачу утверждал философ Древнего Рима Сенека. Основным педагогическим методом он считал стремление к божественному идеалу, чем предвосхитил христианские воззрения на воспитательный процесс. Укрепление нравственности по Конфуцию является конечной целью человека. Для мыслителя Древнего Востока Аль-Фараби главным в воспитании детей – это подведение к счастью через постоянное совершение добрых поступков. Проблемы этики интересовали философов и эпохи Возрождения (к примеру, Эразма Роттердамского), и Средневековья (например, Б. Спинозу).
Вокруг практического осуществления нравственного воспитания разгорались горячие дискуссии среди крупнейших мыслителей и педагогов мира. Так, гиганты античной философии Сократ и Платон считали, что сам процесс познания способствует нравственному совершенствованию, следовательно, заниматься специально нравственным воспитанием бессмысленно. Уже в первой половине XIX в. И. Ф. Гербарт, немецкий философ, психолог и педагог вслед за Сократом и Платоном полагал, что нравственные качества вытекают из чувствования, которое происходит из мыслей. Гербартианская концепция «воспитательного обучения» подверглась жесткой критике рядом выдающихся педагогов (К. Д. Ушинский, Г. Киршенштайнер, Л. Гурлитт и др.). И. Г. Песталоцци ратовал за связь умственного, физического и нравственного воспитания.
В России законам нравственности посвящали свои работы наиболее просвещенные монархи (Владимир Мономах, княгиня Ольга и др.), религиозные деятели (Сергий Радонежский, Епифаний Славинецкий, Феофан Грек и др.), светские писатели (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.), ученые и педагоги.
Этические воззрения в мировой культуре развивались под существенным влиянием той или иной религии. В главных священных книгах крупнейших мировых религиозных учений (Библия, Коран, Талмуд и др.) содержатся этические предписания поведения в различных сферах жизни человека. В частности, перевод текстов Священного писания оказал сильнейшее влияние на формирование педагогических взглядов в Древней Руси. Религиозная мораль лежала в основе российских сборников педагогического толка, из которых наиболее известен «Домострой».
О значении религии как основы нравственного воспитания находим высказывания в трудах выдающихся зарубежных и отечественных педагогов. В «троякой цели воспитания», по Я. А. Коменскому, на первом месте стоит «вера и благочестие», на втором – «добрые нравы» (достижение этой цели великий педагог видит в «упражнении в нравственности и добродетелях»), и только на третьем – «знание языков и наук». Д. Локк утверждал, что в основе нравственного воспитания лежит изучение Библии. Л. Н. Толстой учение о религии и нравственности считал основой разумного образования.
В исламе можно найти целый ряд общечеловеческих ценностей. Так, термин «элял» означает «дозволенное» (добрые, чистые помыслы и поступки), а «арам» – «запрещенное» (недоброе, нечистые дела). «Элял» подразумевает любовь к ближнему, к своему народу, почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, заботу о младших и нуждающихся, гостеприимство, доброту, честность, порядочность, доброжелательность.
Нравственное воспитание и народная культура
Необходимость использования ценностей народной педагогики в нравственном воспитании определяется их теснейшей связью со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношениями людей, тем, что в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный, проверенный и умноженный тысячелетиями народный опыт, мудрость, национальный колорит и характер. Неписаные нравственные законы народной культуры формировались с опорой на мощные традиции, истоки которых находятся в язычестве. Моральные идеалы вырабатывались в народе, утверждались в форме общественного сознания, развивались с ходом исторического процесса, видоизменялись с совершенствованием экономических, социальных и других общественных отношений, закрепляясь в традициях, обычаях, ритуалах, в общественном мнении, в фольклоре, в приемах народной педагогики.
Народная культура достигла своего наивысшего развития в эпоху традиционного общества, представляющего собой достаточно жесткую и замкнутую систему, поэтому заинтересованного в утверждении высокой нравственности своих членов, как залог и фундамент своей прочности. Нравственность простых людей была связана с добровольной зависимостью своих желаний, стремлений и деятельности с интересами своих сограждан, всего общества в целом.
Одним из основных путей достижения незыблемости основ традиционного общества было воспитание подрастающего поколения на идеалах Добра и Справедливости. Другое дело, что представления об этих идеалах у разных этносов могут не всегда совпадать. И. А. Ильин отмечал, что у каждой нации формируется свое мнение о праве и справедливости, свое представление о нравственном идеале. Действительно, вряд ли большинство народов может одобрить некоторые ритуалы, связанные с отношением к поверженным врагам (скальпирование у североамериканских индейцев или съедание какого-либо органа у африканцев). Почетное звание «батыр» у киргизов и казахов можно было получить не только в военных сражениях или в борцовских поединках, но также за угон чужого скота. У эвенков Нижней Лены перед сражением убивали самого древнего старика или женщину с целью «омочить стрелу кровью». Нганасаны и энцы, если не смогли омочить стрелы кровью в бою, возвращаясь убивали первого встречного, чтобы «напоить оружие кровью». Кулачный бой у таджиков («дук», «дукбозы», «джанг») и узбеков («жиккамушт», «жанг»), был связан с нормами традиционного права («адат»), согласно которому при ранениях или убийстве виновник платил выкуп за кровь («хан»). До XX в. в традиционной культуре нганасан допускалось убийство в поединках с ножами за обладание женщиной.
Вместе с тем основные понятия о таких важнейших этических категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, везде одинаковы. Об этом свидетельствует фольклор любого народа.
Формирование высоких моральных качеств подрастающего поколения в народной культуре осуществлялось через:
• привитие чувства привязанности и любви к семье и родственникам, уважения и доброжелательного отношения к соседям, знакомым, и жителям своего селения;
• воспитание почитания традиций своих предков, уважения к укладу жизни своей семьи, рода, селения;
• формирование любви к природе родного края.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1302;