Спортивное воспитание
Maximum victoria – se vincit
(«Величайшая победа – победа над самим собой» – Цицерон)
Занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с его правилами «честной игры». Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.
Спортивное воспитание предполагает решать ряд образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать (в том числе и себя), начиная с понимания человека как социобиологического индивидуума до правил и принципов построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.
История спорта изобилует случаями самых высоконравственных действий и поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи образцом и примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательные нарушения правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться в качестве постоянных характерных форм поведения, служить негативными примерами для детей и подростков.
Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:
1. Привитие знаний нравственного характера путем использования соответствующих методов. Для сообщения необходимых знаний из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры применяют рассказ о сложных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы. Разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные пути их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.
2. Формирование соответствующих убеждений, поскольку знания необходимо перевести именно в убеждения, то есть в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых. Это продукт осмысливания каждым личного и общественного опыта. Задача педагога – побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это беседами дискуссионного характера, обсуждением действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, разбором ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.
3. Систематическое упражнение в соответствующем поведении, способствующее развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Осуществляется четкой постановкой учебных задач, организацией занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Необходимы индивидуальные задания по устранению у подопечных слабых сторон в личностных качествах и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения этих заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль между ребятами, при этом обязанностью педагога является публичное озвучивание достигнутых успехов каждым спортсменом.
О некоторых принципах в спортивном воспитании
В воспитательном процессе используются методы спортивного воспитания – способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Для успешного использования таких методов необходимо придерживаться некоторых принципов, среди которых особо важными представляются: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) систематичность и непрерывность воспитательного процесса.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает знание тренера основ возрастной психологии, всестороннее изучение и оценку уровня развития и подготовленности воспитанников, их личностных отличительных черт. Педагогический процесс, предусматривающий тесную связь и взаимозависимость преподавания и обучения с воспитательным воздействием и самовоспитанием, обусловливает активную позицию принятия воспитанником педагогического воздействия. Необходимо изучать особенности группы в целом и каждого из воспитанников. С этой целью практикуются опросы, беседы диагностической направленности, педагогическое наблюдение, создание ситуаций проверочного характера, в том числе – обеспечивающих свободу выбора действий и поступков, свидетельствующих о степени проявления моральных качеств.
Главным условием систематичности и непрерывности воспитательного процесса служат четкое планирование и грамотное управление воспитанием, осуществляемые со стороны всех причастных к этому процессу. Особенно важен контакт тренера с родителями подопечных, которые должны внушать своим детям важность сознательного отношения ко всем тренерским установкам и требованиям. Юные спортсмены должны понимать, что успехи в спорте приходят с безукоризненным выполнением указаний тренера на тренировочных занятиях и с достаточно жесткими правилами поведения в быту.
Педагогическое общение в спорте
Педагогическое общение в спорте – сложный, многогранный процесс всестороннего воздействия тренера на воспитанников, на их чувства, волю, интеллект, поведение с целью побудить их к освоению поставленных тренировочных и воспитательных задач. Реакция спортсменов может колебаться от полного энтузиазма до пассивного сопротивления. Поэтому следует наладить процесс взаимосвязи, взаимоотношения и взаимовлияния между тренером и воспитанниками при ведущей роли наставника. Педагогическое общение пронизывает всю систему контактов тренера с подопечными в каждое мгновение их совместного нахождения, где бы это ни происходило – в тренировочном процессе и вне его, в помещении и на природе, в соревновательной или досуговой обстановке.
Организация и содержание общения тренера определяются стоящими педагогическими задачами, а со стороны воспитанников – уровнем их интеллектуального и нравственного развития, отношением их к наставнику и сиюминутным психологическим состоянием, без выяснения которых строить педагогический процесс малоэффективно.
Общение, как правило, основывается на вербальном обмене, в котором равное право высказываться должны иметь и воспитанники, давая тренеру возможность понять, насколько адекватно воспринимаются его слова и действия. Особенно это относится к нравственным и дисциплинарным установкам, которые могут противоречить ложно сложившемуся мнению у повзрослевших подопечных. Тренер должен побуждать их к высказыванию мнений и взглядов, чтобы получать возможность корректировать содержание и характер своих педагогических действий. Для этого ему необходимо совершенствовать у себя умение и способность слушать и слышать.
Олимпийская педагогика
Олимпийская педагогика – это наука о спортивном воспитании на основе гуманистических идеалов олимпизма, иначе говоря – теория олимпийского воспитания. Она включает в себя формирование не только знаний, умений и навыков, но также реальной (а не только декларативной) ориентации на идеалы и ценности олимпизма, проявляющиеся в поведении, образе и стиле жизни человека. Не случайно в Олимпийской хартии указывается важность воспитания на уважения к всеобщим основным этическим принципам.
С точки зрения воспитательного влияния весь спорт можно разделить на следующие разновидности, которые сложились с начала XX века:
- массовый спорт – широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;
- профессиональный спорт, основанный на коммерческих интересах, являющийся источником существования;
- олимпийский спорт, не утративший потенциал высоких гуманистических традиций.
Эти разновидности спорта решают одни и те же специфические задачи, но значительно отличаются друг от друга, выполняя разные социальные функции. Так, воспитательная функция в большей степени присуща массовому спорту, профессиональный спорт с его коммерциализацией – это прежде всего зрелищность, олимпийскому спорту характерна миротворческая значимость.
Спортивная деятельность находит новые пути своего развития, одним из которых безусловно является формирование спортивной и олимпийской культуры. Изменить общественное мнение во многом можно, используя систему олимпийского образования и воспитания, важнейшими задачами которых является формирование таких социально значимых качеств личности, как поликультурность и толерантность с одной стороны, патриотизм и гражданственность – с другой.
Воспитание поликультурности и толерантности
Важным аспектом олимпийского воспитания представляется поликультурное воспитание, значение которого существенно возрастает в эпоху глобализации, процесса всемирной интеграции и унификации, охватившего, помимо экономики, политики, культуры и религии, сферу спорта.
«Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам» – это выдержка из текста Олимпийской хартии как один из важнейших принципов олимпизма.
В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было подчеркнуто значение поликультурного воспитания, когда одинаково важным считается освоение подрастающим поколением культурных традиций собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Поликультурность проявляется в уважительном отношении к ценностям иных культур, в утверждении взаимопонимания между народами, в формировании готовности к сотрудничеству с людьми любой национальности и цвета кожи, а также резко отрицательного отношения к любым проявлениям дискриминации, национализма, расизма.
Антиподом поликультурности является этноцентризм, проявляющийся в расизме, крайнем национализме с их представлениями о превосходстве одной этнической группы над другой.
Поликультурность во многом смыкается с понятием «толерантность». Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Цель воспитания толерантности – формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Воспитание патриотизма и гражданственности
Воспитание поликультурности и толерантного отношения к людям и странам с иными политическими, религиозными и культурными взглядами никоим образом не противоречат необходимости формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.
Мы рассматриваем патриотическое и гражданское воспитание вместе, так как эти социально-педагогические явления тесно связаны друг с другом, что отражается в их научных характеристиках. В содержание гражданского самосознания входит патриотическое самосознание, в число патриотических качеств – наличие активной гражданской позиции.
Понимание патриотизма может выражаться на разных уровнях: эмоциональном (неравнодушное отношение к России); рациональном (осознание долга перед обществом и страной); деятельностном (готовность к конкретным делам, в которых побудительный мотив связан с общественными интересами).
Истинному гражданину свойственно ощущение себя как элемента социальной системы и обладание специфическими гражданскими чувствами (любовь к малой родине, ее людям, ее быту и культуре, законам и обычаям); знаниями (о законах и обычаях); стремлениями (сохранять и приумножать достояние своей семьи, народа, Родины); поступками, отражающими его знания и стремления.
Формирование гражданских качеств во многом зависит от нравственного воспитания. В понятие гражданственности входят такие моральные категории, как «ориентация на гуманистическую идеологию», «нравственная культура», «социальная справедливость».
В свою очередь, патриотизм тесно связан с духовностью, поскольку духовно мертвый человек не может любить свою Родину.
В условиях учреждений дополнительного образования со спортивным уклоном (ДЮСШ, спортивные секции и др.) патриотическое воспитание может осуществляться в следующих формах:
1. Учебно-воспитательная работа на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, сборах. Речь идет об участии в соревнованиях, посвященных памяти героев, павших за Родину; индивидуальных и коллективных беседах на соответствующие темы; изучении народных традиций и обычаев, истории своего места жительства, своей семьи; информировании юных спортсменов по проблемам военно-политической обстановки в стране, социальной ситуации в обществе, ходе государственных реформ; чтении лекций по специальной тематике («От вечного огня Победы до олимпийского огня», «Проявление патриотизма в жизни и спорте» и др.).
2. Спортивно-массовая и культурно-досуговая работа. Организация мероприятий, связанных с памятными датами России, боевыми традициями армии и флота. Участие в показательных выступлениях, посвященных различным родам войск. Проведение спортивно-военизированных эстафет.
3. Неспортивные формы. Участие в создании комнат боевой и спортивной славы, памятников, монументов, прославляющих героическое прошлое нашего народа; в акциях типа «Мы помним о вас», «Богатыри земли русской» и др.; в праздновании Дня защитника отечества, Дня победы и т.п. Чтение литературы о Великой отечественной войне, героях локальных войн, об известных спортсменах.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 6632;