Краткая история науки: до-классический этап
Вопросы
1. Возникновение науки и древневосточная наука.
2. Античная наука.
3. Средневековая европейская и арабская наука.
Лекция
1. Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
1) наука существовала всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
2) наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование;
3) наука возникла в Западной Европе в XII – XIV вв., поскольку проявился устойчивый интерес к опытному знанию и математике;
4) наука начинается в XVI – XVII вв., и благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера, X.Гюйгенса и особенно И.Ньютона создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
5) наука начинается с первой трети XIX века, когда исследовательская деятельность была объединена с системой высшего образования.
Древневосточная наука – это зачатки научных знаний в странах Древнего Востока. Наука зарождается в Древнем Египте, который располагал группой посвященных людей, владеющей глубокими знаниями в области математики, астрономии, медицины, географии, химии, астрономии. Знания носили характер предписаний и отвечали на потребности земледельческого общества. Из Древнего Египта пришли оккультные учения, которые оказывали влияние на мировосприятие всех народов. Из этих тайных знаний заимствовали свои научные идеи Индия, Персия, Китай, Япония, Древняя Греция и Рим (так, Пифагор изучал математику в храмах египетских жрецов).
Многообразные области человеческого знания (медицина, астрология, химия, музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство) имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем знания.
В Древнем Востоке наука развивалась вместе с философией и религией, составляя с ними одно синкретическое целое. Наука как специфический тип знания возникает только на Западе, так как европейская культура изначально была ориентирована на познание внешнего мира.
В восточной культуре имели место элементы практического знания. Они накапливались в процессе практической деятельности человека и формировались в основном исходя из потребностей практической жизни, не становясь предметом для теоретической деятельности. Эти элементы начали выделяться из практической деятельности в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Египте, Шумере и Древнем Вавилоне, Индии, Китае. Например, ирригационные работы в Египте и Древнем Вавилоне требовали знания по геометрии и практической гидравлики.
Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивали элементы практической математики. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, следовательно, астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в году. Строительство, особенно культовое и грандиозное государственное требовало, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний Восток был знаком с такими механическими орудиями, как рычаг и клин.
Вместе с тем ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. На возникновение практических знаний влияли развитие торговли, мореплавания, военного дела. Мореплавание стимулировало развитие астрономии для координации во времени и пространстве, для строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Свойство рычага – основы любых весов – было известно до древнегреческих ученых. Управление государством требовало учета и распределения продуктов, платы, рабочего времени, для чего были нужны хотя бы начатки арифметики.
Известны египетские источники II тысячелетия до н.э. математического содержания – папирус Ринда (1680 до н.э., Британский музей) и Московский папирус. Они содержат решение отдельных задач, встречающихся в практике, математические вычисления, вычисления площадей и объемов. Московский папирус содержит формулу для вычисления объема усеченной пирамиды.
Шумеро-вавилонская математика была более содержательна, чем египетская. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы линейных уравнений и квадратные уравнения.
Вавилонская математика носит алгебраический характер, геометрическая терминология не употребляется. При этом математика носила утилитарный характер. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. Для египетской и вавилонской математики характерно отсутствие исследований методов счета. Нет попытки теоретического доказательства.
Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 до н.э.). За «доисторический» (1800 – 400 до н.э.) период в Вавилоне небосвод разделили на 12 знаков Зодиака по 300 небесных светил (звезд) каждый: как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет; разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел – Луны, Солнца и планет. Развитая астрономия Вавилона объясняется ее применением в качестве государственной астрологии, причем астрология вавилонян не имела личностного характера: ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Астрономия на Древнем Востоке, как и математика, носила утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. Ни одному наблюдателю в Вавилоне не пришла в голову мысль: «соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?».
Итак, проблема «начала» науки, ее возникновения имеет важное методологическое значение для формирования теоретических подходов к определению природы/сущности науки, ее статуса, этапов развития.
2. «Страна происхождения» науки в европейском понимании – Древняя Греция. Чтобы стать научным, знание должно было возвыситься над практическими запросами, и приобрести свою теоретическую форму выражения. Объектом познания являются не реально существующие предметы, а идеальные объекты, конструируемые самим мышлением. Главным средством получения нового знания выступает не эмпирический опыт, а теоретический анализ, основанный на системе логических доказательств. Именно эти качества – теоретичность, логическую доказательность, независимость от практических потребностей, открытость для обсуждения и критики приобретает знание в Древней Греции.
Познавательная установка античности – созерцание, теория. Путь к истине пролегал через умозрение – «умное зрение». Для греческих мыслителей общее нельзя понять через единичное, но только умозрительно. Такое рационально познавательное отношение к миру было обусловлено мировоззренчески. В греческом космосе все взаимосвязано, гармонично, и гармонизирующим принципом выступает сама природа. Космос есть живой организм, он же есть подлинный творец, демиург. Поэтому человек в сотворчестве с ним занят тем, что пытается рационально постичь принципы мироустроения, причем рационально означает и логически, и этически. В Древней Греции теоретическое знание воспринимается как существующее ради самого познавания мира, а не ради утилитарной полезности.
Античная наука – этап развития науки с VI в. до н.э. – до VI в. н.э. Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, академия, ликей, сады и др.). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только ее составной частью).
Этот этап науки характеризовался: 1) попыткой целостного охвата и объяснения действительности; 2) созданием умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX века отсутствием дифференциации наук (только в XVIII в. самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться); 4) фрагментарностью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей).
Античная наука/натурфилософия прошла несколько этапов в своем развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Развитие науки в античном мире, как особой сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развеиваются неотделимо от философии в форме натурфилософии, знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида).
В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчего материала – пергамента. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую.
Основными заказчиками научных исследований были правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело (благоустройство городов требовало создания системы водоснабжения и канализации, строительства бань, цирков, театров), механика, промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии. Для создания такого рода науки необходимы были интеллектуальные предпосылки, прежде всего – переход от мифологического мышления к логико-понятийному. В сфере мифологических представлений объективное и логическое не востребованы и не представлены.
Логико-понятийное мышление открывает новую реальность – идеализированную реальность логических конструкций и доказательств, для которых чувственная реальность не имеет решающего значения.
Пифагорейцы, вводя понятие числа, и элеаты, апеллируя к логическим основаниям мышления, подготовили интеллектуальные основания для античной науки. Для нее характерна органичная связь с философией. Наука пытается заглянуть в сферу умопостигаемого, где и начинается влияние на нее философии. Философия отличается от мифологии тем, что она стремится к построению знания о мире (космосе), его причинах и первоначалах. Если первые философы искали первоначала в чувственно воспринимаемом, то в дальнейшем приходит понимание необходимости разграничения мнения (сфера чувственно воспринимаемого) и знания (сфера умопостигаемого).
Разграничение и противопоставление чувственно воспринимаемого и умопостигаемого, оказалось перспективным и создало возможности для становления науки в тесной связи с философией. Кроме того, к миру знания стало возможным применение математических и логических средств.
Идея применения математических средств восходит к Пифагору (вторая половина VI – начало V вв. до н.э.) и его школе. Именно здесь были заложены основы научного миропонимания, а математика становится его ведущим инструментом. Пифагорейцы утверждали, что числа – первоначала сущего, а онтология чисел раскрывает фундаментальные первоначала организации природы: «начало всего – единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигуры; из них – чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы – огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир – одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого – земля...».
Античная наука сумела выстроить завершенные теоретические образцы своего знания. К ним следует отнести «Аналитики» Аристотеля, «Начала» Евклида, работы Архимеда: «О математическом методе доказательства теорем», «О равновесии плоских фигур», «О плавающих телах» и др. Их объединяют общность логических основ, теоретическая доказательность, активное использование математических средств.
Характерной особенностью античной науки является ее созерцательный характер. Она выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач. Наука и философия взаимосвязаны, а научное знание плавно перетекает в философские рассуждения. Они включены в поиск мудрости, в целостное осмысление всего сущего. Высшими критериями этого поиска выступают принципы Блага, Красоты и Истины.
Античная наука характеризуется широким применением философских положений, математических форм доказательства, созерцательностью.
3. Культура той или иной эпохи обусловливает характер мировоззрения и предъявляет свои требования к научному знанию. В Средние века европейской науке были присущи теологизм, схоластика, догматизм; она обслуживала социальные и практические потребности религиозной культуры. Наука должна была согласовывать свои истины с богословскими догматами.
Философии отводилась роль «служанки богословия». Теоретически эксплицируя теологическую картину мира, выраженную в Библии, она обращалась к знаниям, добываемыми науками, согласовывая их с теологией. Но охват разнообразных научных знаний и их совмещение с христианским вероучением было эклектическим суммированием. Поэтому понятие «сумма» часто использовалось в названиях сочинений средневековых мыслителей (например, «Сумма теологии» Фомы Аквинского).
В то время форма (теология) пыталась объять все, но содержание, добываемое наукой, часто вступало в противоречие с ней. Поэтому наука не могла вырабатывать собственные теоретические построения (форма была задана теологией), а занималась разрешением научно-технических проблем.
Большое значение для развития науки имело открытие университетов. В 1158 г. был образован Болонский университет, в 1167 г. – Оксфордский, в 1209 г. – Кембриджский, в 1215 г. – Парижский университет, а позже университеты в Неаполе, Праге, Кракове. В конце XVI века в Европе насчитывалось 63 университета, где изучались теология, медицина, математика, геометрия, астрономия, физика, грамматика, философия.
Официальная средневековая университетская наука называлась схоластикой (греч. scholastikos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Признаками ее были: опора на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических положений с рационалистическими принципами, конечно, при доминировании первых, интерес к формально-логическим проблемам.
Значение университетской науки для Средних веков переоценить невозможно. Научная мысль XIII – XIV вв. в основном концентрировалась в двух университетских центрах – Париже и Оксфорде, ученые которых сыграли важную роль в развитии естествознания. Обсуждались и исследовались вопросы статики и гидравлики, равновесия тел на наклонной плоскости, проблемы веса и тяжести, использовались математические методы.
В эпоху Средневековья работало немало ученых-естествоиспытателей. Среди них следует отметить Р.Бэкона, отметившего важную роль опыта в научном познании; Леонардо Пизанского, занимавшегося разработкой алгебры, создавшего трактат «Liber Abaci»; Леви бен Герсона, изобретшего простейший секстант; Дж.Чосера, работавшего над совершенствованием астрономических приборов; астролога П.Дагомира, итальянского математика Жерома из Кремоны, французского математика Ж.Неморариуса и др.
Значительные успехи были достигнуты в сфере техники. В середине XIV века были построены первые доменные печи, получили распространение водяные и ветряные мельницы, усовершенствовался часовой механизм, было изобретено книгопечатание и т.д. Однако отдельные идеи и подходы еще не позволяли совершить научную революцию в сфере теоретического знания.
Тип научного знания эпохи Средневековья носит название «доктрина схоластики». В отличие от современного научного знания, на эксперимент оно не ориентировалось, вообще его не знало. Природа трактовалась как текст, природные явления и вещи – как символы Божественного творения, поэтому знание о природе – это расшифровка текста. Наука Средневековья представлена лингвистикой, семиотикой, логикой, риторикой, языкознанием. Основными принципами научного знания были: универсализм – стремление охватить мир в целом; символизм – всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность; телеологизм – все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.
Итак, средневековая европейская наука не имела еще своих оснований и как форма духовной жизни общества была ориентирована на теологию.
Средневековая арабская наука – это наука стран арабского Востока (VII – XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется в период правления Мухаммеда, объединившего территории Аравийского полуострова, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев и создавшего мусульманское теократическое государство. Багдадские халифы покровительствовали наукам.
В отличие от средневековой Европы, для которой символизм был важным элементом мировоззрения, связанным с нравственно-аллегорическим истолкованием природы, менталитет арабов отличался практичностью.
Средневековая арабская наука отличалась довольно высоким уровнем естественнонаучных знаний. В странах халифата (Египте, Сирии, Палестине и др.) успешно развивались математика, астрономия, география. В больших городах арабо-мусульманского мира существовали высшие школы, где изучались труды древнегреческих и индийских ученых. Арабы создали математику как науку, начав пользоваться индийскими цифрами. Они же создали алгебру и систематизировали геометрию. В Багдаде и Дамаске были созданы обсерватории. Пользуясь простыми, но точными инструментами, арабские астрономы сумели правильно вычислить размеры земного шара, составили первые звездные каталоги. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии первым высказал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Арабские географы осознавали необходимость систематического описания Земли. Они не только составили подробные карты известных им стран и морей, но и проникли вглубь Африки.
Успешно развивалась у арабов и медицина. Ученый Абу Али ибн Сина (980 – 1037), которого в Европе называли Авиценной, прославился как врач (в странах Востока его называли «главой ученых»). Он составил энциклопедию «Канон врачебной науки», в которой описал все известные ему болезни человеческого тела, а также различные способы их лечения.
Толчком к освоению европейцами того, что освоили арабы из античной культуры, стала Реконкиста (исп. Reconquista – отвоевание) – начавшееся с IX века отвоевание испанцами Пиренейского полуострова, долгое время находившегося под властью арабов. Начиная с этого времени, завязываются культурные связи европейцев с арабским миром, а к X веку авторитет арабской мудрости становится достаточно высоким для того, чтобы Герберт, лично ездивший в Испанию ради изучения арабской математики, мог стать папой римским (Сильвестр XI). Отвоеванный испанцами в 1085 г. Толедо стал подлинной Меккой для европейских студентов, поспешивших туда ради знакомства с достижениями арабов. А к XII веку прямые связи с арабским миром устанавливают Генуя, Пиза, Венеция, Милан и Флоренция. Так через арабский мир Европа снова постигала античную мудрость и науку.
В целом до-классический этап науки связан с ее возникновением и первоначальным развитием в русле других форм культуры – мифологии, религии и особенно – философии, в соответствии с практическими задачами, которые были присущи традиционному (до-индустриальному) обществу. Как автономная, специфическая система знаний, особый вид профессиональной деятельности и социальный институт общества наука еще не сформировалась.
Литература 1. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Вельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – С. 108-114. 2. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – С. 93-109. 3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 32-58. 4. Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов / В.П. Огородников. – СПб.: Питер, 2011. – С. 55-88. 5. Философия науки: Учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – С. 33-77. Дополнительная литература 1. Степин В.С. История и философия науки: учебник / В.С. Степин. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – С. 161-176. 2. Черникова И.В. Философия и история науки: учебное пособие / И.В. Черникова. – Томск: Изд-во HTЛ, 2011. – С. 88-93. |
Тема 9.
Краткая история науки:
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 6072;