Позитивизм и его направления как современная философия науки
Вопросы
1. Классический позитивизм как философия науки.
2. Эмпириокритицизм (философия критического опыта).
3. Неопозитивизм (логический позитивизм).
4. Постпозитивизм как историческая школа философии науки.
Лекция
1. Позитивизм (лат. positivus – положительный, т.е. положительная философия) – направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения мира считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.
Будучи реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм указывает на то, что все подлинное положительное знание может быть получено как результат специальных наук и их объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование объективной реальности, не имеет смысла.
Лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия. Как образно сказал австрийский философ Л.Витгенштейн, философ – это не архитектор, помогающий каменщику строить дом, а мусорщик, убирающий комнаты построенного дома.
В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже ΧIΧ – ΧΧ вв. и доминирование в сфере методологии спекулятивных философских воззрений, которые по своим принципам не соответствовали целям и задачам естествоиспытателей. Философские вопросы, считают позитивисты, – это псевдо-вопросы, не имеющие познавательной ценности; единственным источником истинного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины, а также математика.
Оформившись в особое направление в 30-х – 40-х гг. ΧIΧ века в трудах французского философа и ученого Огюста Конта (который и ввел этот термин), позитивизм прошел несколько этапов в своем развитии. Каждый из них имел свою специфику, но сохранял субъективно-идеалистическую основу, а также ориентацию на естественно-математические науки (их методы, способы построения знания, их язык и т.п.). При этом было выражено пренебрежение к гуманитарным наукам как к «неточным, несовершенным и неразвитым наукам» (по сравнению с естествознанием).
Характеризуя этот период (т.е. от О.Конта – до середины ΧΧ века), современный финский логик и философ Г.X. фон Вригт зафиксировал магистральную тенденцию в «методологическом мышлении» по вопросу о соотношении естественных и гуманитарных наук. И эта тенденция – философия науки, которую связывают с позитивизмом и его течениями.
Говоря о позитивизме, Г.X. фон Вригт выделяет три его основные постулата. Первый из них – методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода, независимо от различия областей научного исследования. Второй выражается в том, что точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал, по которому измеряют степень развития и совершенства других наук. Третий постулат связан с особым пониманием научного объяснения. По Вригту, он состоит в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая и «природу человека». Попытка трактовать факты в терминах намерений и целей, стремлений позитивистами либо отвергается вовсе как «ненаучная», либо предпринимаются попытки преобразовать их в причинные или иные естественнонаучные объяснения.
Представителями первой, классической формы позитивизма ΧIΧ века кроме О.Конта были английские мыслители Дж.С.Милль, Г.Спенсер, французы П.Лаффит, Э.Ренан и др. Но основные принципы позитивизма сформулировал именно Огюст Конт.
Конт Огюст (1798-1857) – французский философ, основоположник позитивизма и социологии. Его основная работа «Курс позитивной философии: В 6 т.» (1830-1842) принесла ему наибольшую известность.
О.Конт полагал, что философская метафизика как учение о сущности явлений, их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Ее он мыслил как синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественнонаучного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Основная ее характерная черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Поиски же первых или последних причин французский философ считает бессмысленным занятием.
Применяя принцип историзма, т.е. полагая, что ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей, О.Конт полагал, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его разума.
В этой связи О.Конт выделил три основные стадии интеллектуальной (теоретической) эволюции человеческого общества. В первом, теологическом (фиктивном) состоянии человеческий дух/разум объясняет природу вещей действием сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы были заменены абстрактными философскими сущностями («олицетворенными абстракциями»), с помощью которых и объясняются явления. В третьем, научном (положительном/позитивном) состоянии человек стремится познать действительные законы явлений, комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами. При этом согласно Конту, надо отказаться от претензии достижения абсолютных знаний и познания внутренних причин явлений.
Прохождение трех указанных стадий О.Конт называет основным законом развития интеллекта человека в различных сферах его деятельности. Исходя из этого закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон всемирного тяготения, с помощью которого объясняются все общие явления Вселенной.
Говоря о разъедающем влиянии специализации научного труда, О.Конт постулирует необходимость «новой науки», т.е. положительной философии, призванной предупредить разрозненность человеческих понятий.
Акцентируя пользу и назначение положительной философии в общей системе частных наук, О.Конт указывает на четыре ее основных свойства.
Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.
Во-вторых, обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где остро возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем основным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук – их главные методы и наиболее важные результаты.
В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук. Конт предложил классификацию наук, предполагающую следующую последовательность: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, мораль.
В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии, по О.Конту, состоит в том, что ее можно считать единственной прочной теоретической основой общественного преобразования.
Большой заслугой Джона Стюарта Милля (1806-1873) – философа, экономиста и общественного деятеля, стала разработанная им в работе «Система логики» (1843) совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Отводя в логике важную роль индукции, он, абсолютизировал этот прием исследования и отрицал дедукцию как метод получения новых знаний. В своей работе Милль утверждает, что единственным источником знания является опыт, предметом которого являются ощущения. Материя – лишь постоянная возможность ощущений, а сознание – возможность их переживаний, интерпретаций и обоснований.
В «Системе логики» содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук. В ней Д.Милль излагает учение об именах и предложениях, дедуктивных умозаключениях и индукции. Последняя – единственно допустимый прием познания. Он лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики. Он, с точки зрения Милля, должен устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.
Герберт Спенсер (1820-1903) получил известность благодаря разработанному им в «Системе синтетической философии» (1862-1896) учению о всеобщей эволюции, опиравшемуся на эволюционные идеи Ч.Лайеля и Ч.Дарвина. Философию он понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Философия, по мнению Спенсера – это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.
Согласно Г.Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идет путем накопления вещества при одновременном рассеивании движения. Развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности), т.е. от абстрактного – к конкретному, и осуществляется при столкновении и взаимодействии противоположных сил.
Идею эволюции через противоречия (созидание – разрушение и др.) Г.Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления, и разработка данной идеи – несомненная его заслуга. Однако данную диалектическую идею он понимал в целом механистически как перераспределение в мире вещества и движения, и этим самым стирал грань между различными областями материального мира. Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления – от неорганических – до нравственных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, он понимал эволюционизм как простое описание фактов. Его концепция эволюции не могла объяснить качественные изменения в развитии.
Однако философия Г.Спенсера резюмировала принципы и фактический материал естествознания (всей науки) своего времени. И хотя в целом она давала им механистически-метафизические объяснения, вместе с тем она внесла идею историзма в этнографию, историю религий и психологию.
Классический позитивизм (О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер) явился основоположением позитивистской философии как философии науки.
2. Второй основной формой развития позитивизма стал так называемый эмпириокритицизм (философия «критического опыта»), сложившийся в конце ΧIΧ – начале ΧΧ вв. в работах австрийского «философствующего» физика Э.Маха и швейцарского философа Р.Авенариуса. Эмпириокритицизм был призван «защитить» опыт от проникновения в него абстрактных философских категорий (субстанции, необходимости, причинности и т.п.).
Эрнст Мах (1838-1916) – австрийский физик и философ в своей философской концепции настаивал на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. При этом он считал «элементы» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривал как обозначающие «комплексы ощущений» («вещи») символы, а науки в целом – как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.
Итак, мир в целом и все вещи в нем – это «комплексы ощущений». Задача науки – их описание (с математической обработкой), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. Такое описание, согласно Маху, является идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (в особенности – философские категории и религиозные представления) в целях «экономии мышления». Это надо сделать для того, чтобы наука самым прямым образом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей.
Эти идеи возникли у Э.Маха не случайно, а в качестве реакции на кризис ньютоновской механики и классической физики, разразившийся в конце ΧIΧ – начале ΧΧ вв. Он стремился разрешить этот кризис с помощью нового истолкования базовых понятий «старой» физики и механики.
Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т.п. Э.Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, чем оказал влияние на А.Эйнштейна. Критический анализ Махом основ классической механики (включающий известный «принцип Маха») позволил Эйнштейну назвать его предшественником теории относительности. В частности, Эйнштейн отмечал, что Мах стремился ввести понятия, отличные от механических, и близко подошел к позиции, согласно которой конечная цель физики может быть достигнута из опыта чисто индуктивным путем, на основе тесного контакта используемых понятий и опыта.
Если в механике И.Ньютона ряд физических явлений объясняется через отнесение их к абсолютному пространству, то Э.Мах выдвигает другой принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот «принцип Маха» был использован как для критики классической физики, так и для построения новой физики крупными учеными ΧΧ века.
Э.Мах подверг специальному анализу понятие заблуждения и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественнонаучного мышления, физического и психического (и место ощущений в их соотношении). Также он обосновал принцип «экономии мышления», исходя из того, что наука схематизирует действительность.
Р.Авенариус за отправной пункт познания принимал не мышление или субъект, не материю или объект, а именно опыт в том виде, в каком он непосредственно раскрывается и познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Его учение о «принципиальной координации» субъекта и объекта («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую независимо от сознания.
Таким образом, представители первых двух форм позитивизма обосновывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, ведут к различным философским спекуляциям. Вопросы абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело с конкретными объектами. И изучать их можно лишь конкретными методами. Выход за пределы этой конкретной реальности с неизбежностью приводит к тому, что объективно-сущее подменяется должным. А там, где рассмотрение объекта осуществляется под углом зрения должного, нет места науке. Там господствует идеология.
3. Неопозитивизм или логический позитивизм – третий этап развития позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30-60-е гг. ΧΧ века (Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат, Л.Витгенштейн, Б.Рассел, Г.Рейхенбах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. ΧΧ века в рамках деятельности так называемого Венского кружка.
Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии – анализ его языковых форм и, прежде всего, языка науки. Однако исключение из науки традиционных (метафизических) философских вопросов как бессмысленных, сведение философии к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики – эти и другие установки неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.
Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (подтверждение на истинность) – процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Однако любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты всегда так или иначе «теоретически нагружены». «Чистого опыта», зафиксированного в так называемых «протокольных предложениях», как полагали представители логического позитивизма, быть не может. Тем не менее, верифицируемость научных выводов может быть отнесена к важному признаку (критерию) научности.
В качестве презентации неопозитивистской философии науки могут быть рассмотрены идеи австрийского философа и логика Р.Карнапа (1891-1970). Обосновывая свою философскую концепцию, Карнап считал важным уточнение основных понятий философии и науки с помощью аппарата формальной и математической логики. Главную задачу философии науки Карнап видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некоторые результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике.
Р.Карнап разрабатывал неопозитивистскую модель научного знания. Ее суть – все предложения науки должны быть верифицированы, т.е. сведены к так называемым «протокольным предложениям». Они абсолютно достоверны, так как выражают «чистые» чувственные переживания субъекта, лежат в основе научного знания, нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносеологически первичны. Предложения, которые верифицировать невозможно, которые не могут быть подвержены эмпирической проверке, – не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Такая же судьба уготована традиционной философии.
Философско-логические представления Р.Карнапа менялись в ходе его творческой эволюции. Так, «поздний» Карнап делает предметом исследования не только формальный, но и смысловой аспект языка науки, пытаясь на основе исходных понятий логической семантики построить единую систему формальной логики. В последние годы жизни Карнап более решительно, чем ранее, высказывал идею о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логических систем, близкую к естественнонаучной материалистической тенденции.
Неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к анализу языковых форм знания. И если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику. Знание для него является действительным только тогда, когда оно может быть адекватным образом представлено и зафиксировано в языке, в языке науки.
В работе «Логико-философский трактат» (1922) австрийский философ и логик Л.Витгенштейн утверждал, что мир есть совокупность фактов. И поскольку факты фиксируются, выражаются и объясняются посредством языка – мир есть универсум языка. Истина – это, прежде всего, язык, научная истина – это логический язык современной науки. Именно язык стимулирует потенциал человеческого сознания, придавая ему выразительность и целенаправленность. Отсюда и главная цель философии – логическое прояснение человеческих мыслей.
По мнению неопозитивистов, язык науки строится так: из простейших высказываний – фактов по законам логики вырабатываются сложные научные высказывания – гипотезы (которые затем подвергаются проверке фактами). Центральная задача философии – разработать принципы проверки научных высказываний на соответствие их опыту человека.
Английский философ Б.Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания/суждения делятся на три основные категории: 1) логико-математические (аналитические); 2) эмпирические (синтетические); 3) метафизические (научно-неосмысленные). Философия должна анализировать высказывания, имеющие место в науке, «изъять» из нее научно-неосмысленные суждения, т.е. суждения, лишенные научного значения, и обеспечить построение идеальных логических моделей научного знания.
В своих формах позитивизм оказал значительное влияние на естественные науки и науки о познании, мышлении. Положительное влияние позитивизма проявилось в критике умозрительного типа философствования, разработке ряда теоретико-методологических проблем (формализация, язык, лингвистика, формальная логика и др.), стремлении подключить философию к процессам развития точного знания: убрать из нее общие слова, неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия (абсолютный дух, чистый разум и т.п.), дисциплинировать на основе критического анализа обыденные научные (философские) высказывания, попытке осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и т.п.
Вместе с тем позитивизм показал также и свою ограниченность: редукция философской методологии к частно-научной, а самой философии – к анализу языка науки; абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; преувеличение принципа верификации; антиисторизм, агенетизм – анализ лишь готового, «ставшего» знания, вне и помимо его возникновения и развития; игнорирование социокультурных факторов процесса познания и др.
4. Историческая школа философии науки или постпозитивизм – представляет собой течение западной философско-методологической мысли, возникшее в середине XX в. Это направление философии восходит к работам К.Поппера 50-х гг. XX века и последующих представителей «философии науки» (Куна, Лакатоса и др.). Философия постпозитивизма характеризуется:
1) ослаблением внимания к проблемам формальной и символической логики;
2) обращением к истории науки как диалектическому процессу, переключением усилий с анализа структуры «ставшего» научного знания на содержательное изучение его развития и противоречий;
3) отказом от жестких разграничений, а попытками сочетать их, «смягчить» их противопоставление – эмпирии и теории, науки и философии;
4) стремлением представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);
5) анализом социокультурных факторов, влияющих на развитие науки;
6) акцентированием роли философии как важнейшего фактора научного познания;
7) заменой верификации фальсификацией – методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки.
Обратившись к развитию науки (не только к ее формальной структуре), представители постпозитивизма стали создавать модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов мира.
Британский философ, логик и социолог Карл Поппер (1902-1994), разработал собственную концепцию «философии науки» – «критический рационализм». Ее исходной позицией является не эмпиризм, а рационализм, т.е. признание ведущей роли в познании теоретических образований: идей, понятий, гипотез, теорий, а не фактов, эмпирических данных.
К.Поппер подверг критике эмпирическую концепцию фактов как психологическую в своей основе. Фактом науки, по его мнению, выступает не личный опыт отдельного ученого (в этом случае существует возможность принять субъективную видимость за факт), а то, что признается как факт научным сообществом. Факт конституируется не в психологической, а в социокультурной сфере. Явление становится фактом при условии его признания научным сообществом. Акцент на конструктивной роли научного сообщества как сообщества в научном познании имело значительное влияние на формирование исторической школы философии науки.
Продолжая рационалистическую традицию, К.Поппер подчеркивает несовершенство индукции, ее неспособность гарантировать истинность всеобщих научных суждений. По его мнению, разум человека не является «чистой доской». На любом этапе научного познания у ученого имеются определенные гипотезы, идеи, убеждения. Ученый не может от них всецело абстрагироваться, иначе сам процесс познания станет невозможным. Мир бесконечно разнообразен, и то, что человек обращает внимание на одно, а не на другое (на съедобность плодов дерева, а не на цвет или размер листвы, например) определяется убеждениями, предыдущими знаниями, ценностно-мировоззренческими предпочтениями. Человек всегда предубежден, имея свои представления о мире. Это касается как обыденного опыта, так и самого научного познания. Чистых наблюдений, лишенных предубеждений, а в науке ими выступают теоретические компоненты (идеи, гипотезы и т.д.), по мнению Поппера, не существует. Он считает, что все наблюдения, особенно экспериментальные, выполняются в свете той или иной теории.
Согласно К.Попперу, опыт (сфера фактов) не создает, а лишь контролирует, отбраковывает теории. Человек начинает познание, уже имея определенные предубеждения (гипотезы, идеи), которые при столкновении с фактами отрицаются или совершенствуются. При этом они не приобретают статуса абсолютных истин, а остаются гипотезами, которые предполагают возможность опровержения. По мнению Поппера, сколько бы фактов не свидетельствовало в пользу теории, при следующем контроле она может оказаться ошибочной. Теория содержит неограниченное количество выводов, а контролировать можно только ограниченное их число. Эта возможность опровержения или фальсификации является принципиальным отличием научного знания – от ненаучного. Поппер считает, что верифицировать можно любую теорию (можно подобрать факты, свидетельствующие в ее пользу). Отличие научной теории от других видов знания в том, что она формулируется так, что всегда сохраняется возможность ее фальсификации. Возможность возражения (дополнения, приращения и даже замены) – то есть фальсификации – является принципиальным признаком научного знания (надо отметить работу Поппера «Логика научного исследования», 1934 г.).
К.Поппер выступал за замену кумулятивной модели развития науки, которая основывается на накоплении знания, на эволюционную, согласно которой гипотезы-истины, подобно биологическим видам в эволюционном развитии, рождаются, совершенствуются, отмирают в результате их замены более совершенными гипотезами. В этом Поппер присоединяется к так называемой эволюционной эпистемологии – современному течению в западной философии, рассматривающему познание в качестве важнейшего необходимого компонента культурно-исторической эволюции человечества.
В 60-е годы XX века в США на базе философской разработки проблем методологии науки окончательно сформировалась историческая школа «философии науки», представители которой исследовали историю науки.
Так, американский философ и историк науки Томас Кун (1922-1996) в своей знаменитой работе «Структура научных революций» (1963) отвергает кумулятивную модель, рассматривающую историческое развитие науки как процесс количественного накопления безусловных истин. По его мнению, эта модель не учитывает качественной специфики в конкретно-историческую эпоху, а также зависимость научного знания от деятельности научного сообщества (ученых, организованных в академии, научные школы и т.п.).
Для характеристики исторического развития науки Т.Кун вводит понятия: «нормальная наука», «научная революция», «парадигма», «научное сообщество» и др. Нормальная наука – это теоретические достижения, которые на протяжении определенного времени признаются научным сообществом в качестве эталона для дальнейших научных исследований, задающего их методологию и проблематику. По мнению Куна, нормальная наука опирается на определенную парадигму (модель, образец) научности – т.е. правила, стандарты и принципы научной практики, признанные научным сообществом. Благодаря этому понятие «нормальная наука» и близкое ему по смыслу – «парадигма» находятся в коррелятивном отношении с научным сообществом, которое формируется вокруг определенной научной теории и определенного понимания стандартов научности как стиля мышления.
Т.Кун утверждал, что парадигмы имеют познавательную и нормативную функции, предоставляя основные принципы познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигмы, по мнению Куна, выступают источником методов, стандартов решения познавательных проблем, принятых тем или иным сообществом ученых. Каждая научная теория создается в рамках соответствующей парадигмы.
Историческое развитие научного знания, по мнению Т.Куна, происходит так: «нормальная наука» кумулятивно развиваясь, количественно накапливает знание. Так происходит до тех пор, пока парадигма обеспечивает решение проблем, которые возникают в исследованиях. Когда объяснительные возможности парадигмы исчерпываются, наступает научная революция, в ходе которой происходит замена существующей парадигмы. При этом Кун отрицает логическую связь между прежней и последующей парадигмой (например, между механикой Ньютона и квантовой механикой), так как историческое развитие науки не имеет четкого вектора развития.
Позднее Т.Кун назвал парадигмы дисциплинарными матрицами, побуждающими ученых к определенному стилю мышления и деятельности. Дисциплинарная матрица как единство упорядоченных элементов состоит из: 1) символических обобщений или формализованных концептов, привычно используемых сообществом ученых; 2) метафизических (философско-мировоззренческих) положений, задающих способ видения мира, определяющих научную картину мира и стиль мышления; 3) ценностных установок, разделяемых данным научным сообществом; 4) методологических стандартов, применяемых для решения конкретных задач.
Развитие науки представляется Т.Куном как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Он считает, что переход от старой к новой парадигме не может основываться только на чисто рациональных доводах, хотя этот фактор значителен. Здесь необходимы также убеждения и вера. Для Куна развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научных исследований.
Британский математик и философ науки Имре Лакатос (1922-1974) предложил свою модель развития науки, основанную на идее соревнования «исследовательских программ». Исследовательская программа, по Лакатосу, включает конвенционально принятое за истину «жесткое ядро» (комплекс определенных положений, которые выступают теоретической основой стиля мышления ученого) и «позитивную эвристику» (выводимые из «ядра» программы следствия как предпочтительные пути исследования, на основе которых формулируются проблемы, гипотезы и теории). Эти положения образуют «защитный пояс» между «ядром» программы и фактами. «Защитный пояс» охраняет «жесткое ядро» от опровержения и развивается благодаря правилам «позитивной эвристики», а также верификации и фальсификации. Сама исследовательская программа создается так, чтобы новые факты не влияли непосредственно на ее «ядро».
Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретическое развитие предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она может успешно предсказывать новые факты. Регресс наступает тогда, когда программа дает запоздалое объяснение научных фактов, предвосхищаемой конкурирующей программой. В результате может произойти вытеснение одной исследовательской программы – другой.
История развития науки, согласно И.Лакатосу, есть история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ, которые соревнуются на основе их эвристической силы в объяснении фактов, предвидении путей развития науки. При этом Лакатос выделяет в науке внутреннюю и внешнюю историю. Внутренняя история науки базируется на движении идей, методик и методологии научного исследования, что, по словам Лакатоса, составляет собственное содержание науки. Внешняя история – это формы организации науки и личностные факторы научного исследования. Если Т.Кун придавал им огромное значение, то Лакатос отводит им второстепенную роль (можно отметить работу «История науки и ее рациональные реконструкции», 1973).
Американский философ Пол Фейерабенд (1924-1994) разработал свою экстравагантную версию исторического развития научного знания. Отстаивая позиции теоретико-методологического плюрализма, он отрицал возможность универсального метода познания, так как развитие знания предполагает отказ от старых методов и формирование новых. Более того, он убежден, что следование методу несовместимо с творческим мышлением. А потому ученые должны руководствоваться принципом «все дозволено», который означает, что можно использовать любые подходы, методы и теории, какие возможны для решения научных проблем (работа «Против метода», 1975).
Нужно всегда иметь в виду, отмечал П.Фейерабенд, что, во-первых, наука является гораздо более «расплывчатой» и «иррациональной», чем ее методологические изображения. Попытки сделать науку более точной и «рациональной» препятствуют ей. Во-вторых, требования любых методов, в том числе рациональных правил и стандартов, справедливы только при точно сформулированных условиях. Фейерабенд утверждает, что единственно правильного метода не существует. Более того, наука, по его мнению, всегда обогащается за счет вне-научных методов и результатов. Недопустимо «тупоумное применение» и абсолютизация существующих методов, норм, приемов и правил как рациональных, так и иррациональных и др.
Особенность науки П.Фейерабенд видит в том, что разум в ней не может быть всеобщим и иррациональность не может быть исключена. С его точки зрения, даже в науке разум не может быть всевластным и должен подчас подчиняться внерациональным побуждениям. Фейерабенд считает догмой утверждение, что все люди и объекты автоматически подчинены законам логики, а мысль, что наука должна развиваться по фиксированным и универсальным правилам является, по его мнению, ложной. Фейерабенд убежден в том, что для любого данного правила, сколь «фундаментальным» или «необходимым» для науки оно ни было, найдутся обстоятельства при которых целесообразно его игнорировать и даже действовать вопреки ему.
П.Фейерабенд считает, что наиболее важные научные идеи и открытия стали возможны благодаря сознательному или непроизвольному нарушению рациональных методологических правил (например, коперниковская революция или возникновение квантовой теории). Это значит что, во-первых, правила или стандарты действительно нарушались и наиболее прозорливые ученые это осознавали; во-вторых, они должны были нарушаться, ибо их чрезмерно строгое соблюдение сдерживает прогресс науки. Развитие науки, по мнению Фейерабенда, во многом иррационально: новые теории получают признание не вследствие рациональных причин, их близости к истине и т.п., а благодаря активной пропагандистской деятельности их сторонников.
Ученый, согласно П.Фейерабенду, должен творчески и критически применять «плюралистическую методологию». При этом ученому надо понимать, что всякая методология имеет свои пределы применимости и единственным «правилом» есть правило «все дозволено». Плюрализм важен как для методологии, так и для культуры в целом, а взаимосвязанный с ним «познавательный анархизм» необходим для внутреннего прогресса науки.
П.Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий, согласно которому ученые должны создавать теории, конкурирующие с уже существующими и признанными. Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и стимулирует развитие науки. Познание в этом случае предстает сферой постоянно создающихся и конкурирующих альтернативных теорий. Следует отдавать предпочтение той теории, которая на конкретный момент решает наибольшее количество важнейших познавательных проблем (критерий преимущества одной теории над другой – не в сфере логики, а в сфере прагматики).
Заслугой позитивизма стало формирование современной философии науки с соответствующей ее содержанию проблематикой, связанной с разработкой критериев научности, с выявлением и верификацией значения и предназначения науки, ее цели и задач, возможностей и перспектив.
Литература
1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 37-40.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 420-454.
3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 196-203.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С.166-174.
5. Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії: філософія, логика, етика, естетика, релігієзнавство. Навчальний посібник / Є.А. Подольска. – К.: Центр навчальної літератури, Інкос, 2006. – С. 158-166.
6. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 102, 150-155.
Дополнительная литература
1. История философии. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С.283-291.
2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 188-307.
3. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун ; пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 605, [3] с.
4. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 115-133.
5. Татаркевич В. Історія філософії: Т.3: Філософія ΧIΧ століття і новітня: Пер. з пол. / В. Татаркевич. – Львів: Свічадо, 1999. – С. 15-42, 84-98, 118-122, 273-287, 408-421.
Тема 7.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3833;