Методология научного познания: логико-философский аспект
Литература
1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 86-89.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 379-390.
3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 472-480.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472, 496-502.
5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 464-480.
Дополнительная литература
1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С.4-38.
2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 33-137.
3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 9-152, 190-202.
Тема 2.
Научное познание как форма деятельности: специфика и структура
Вопросы
1. Особенности и специфика научного познания как формы деятельности.
2. Общая структура и основные уровни научного познания.
3. Структурные компоненты теоретического познания.
4. Основные функции научной теории в системе научного познания.
Лекция
1. Научное познание представляет собой сложный, обусловленный законами общественного развития и связанный с общественно-исторической практикой целенаправленный процесс отражения, осмысления и постижения человеком объективной реальности. Научное познание является основной формой научной деятельности. Его основные особенности следующие.
1) Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, процессов.
2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к миру/действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3) Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.
4) Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, гипотез, теорий, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математическая символика, физические, химические формулы и т.п.). Научное познание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.
5) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы.
6) Научному познанию присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему важнейшее значение тут имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, также и такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.
Ориентируясь на изучение объективного мира вещей и вещных отношений, имеющих жизненно важное практическое значение для человека, наука искала такие методы изучения и способы такой организации знания, чтобы его можно было практически применять, а также передавать в пользование широкому кругу людей, а не только ученых. Наиболее адекватной этим задачам формой организации знания явилась рационально-логическая, позволяющая представить знание в общем правиле, принципе, рецептуре, математической формуле и т.д. Учебники, справочники стали выполнять функцию сбора и хранения формализованных результатов научных исследований, пригодных к непосредственному использованию.
Чем научное познание отличается от обыденного познания? Ведь в своей повседневной жизни люди также изучают природу и процессы, происходящие в ней. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, истины, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений, не дано непосредственно чувствам, более того – скрыто от них. Проникнуть в сущность вещей нельзя путем простого наблюдения, обобщения фактов и т.д. Необходимы специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие в мысли. Например, в природе нет абсолютно черного тела, материальной точки. И то, и другое есть идеальные объекты, т.е. «сконструированные» мыслью и приспособленные ею для своей специфической деятельности объекты.
Способность мышления работать с идеальными объектами, моделями была открыта еще в Древней Греции, в древнегреческой философии. Мир идеальных конструкций – это теоретический мир. Его преобразовывают, с ним работают только в мышлении. Например, можно в мысли представить, что существует мир, в котором сопротивление, возникающее при трении поверхности одного тела о поверхность другого, стало бесконечно малым. Сконструировав, смоделировав такой мир, затем можно установить законы, которые будут действовать в нем. Теоретически, т.е. мысленно сконструировав такой идеальный мир, Галилей открыл закон инерции.
Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самым открыла рациональность. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и добавления. Античная рациональность – это открытие способности мышления свободно, безо всяких ограничений уноситься в бесконечные метафизические просторы. Античная рациональность не препятствовала мысли конструировать такие идеальные объекты, как кентавры, горгоны и т.д. Никто и ничто не контролировали деятельность мышления по созданию идеальных миров.
Наука не могла пойти на такую свободу мысли, ибо она искала знания, пригодные для практического использования и применения. Отсюда возникла необходимость ограничения свободы мысли: пространство работы мысли с идеальными объектами было ограничено требованием, согласно которому наука имеет право создавать такие идеальные объекты, которые можно превратить в реальные вещь, предмет или дело. Другими словами, наука присоединяет к идее античной рациональности идею возможности перевести идеальный объект в созданную руками человека вещь – артефакт. Она признает правомерной работу мысли только с такими идеальными конструктами, которые проверяемы на практике (непосредственно или хотя бы косвенно). Научная мысль – это также технологическая мысль. В интерпретации Гете это звучит так: «что надо знать, то можно взять руками».
Итак, наука объединила античный философский рационализм с рациональным «конструированием» вещей, придала способности мысли к продуцированию мира идеальных вещей технологические цели. Так родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («практическое делание»). Эксперимент не был одной из форм простого утилитарно-обыденного «делания»: он опирался на идеальные конструкты, модели, которые выполняли функцию концептуального испытания природы, были своеобразной формой вопроса к ней. Эксперимент переводил этот идеальный вопрос в физическое «испытание естества», заставляя природу отвечать на него, но не в идеальном, а в материально-практическом плане.
2. Как основная форма научной деятельности научное познание является целостной развивающейся системой, имеющей довольно сложную структуру. Структура выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предмет познания); субъект познания; средства, методы познания – его орудия/инструментарий (материальные и духовные).
Следует учитывать, что в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в строгое традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся четкой, выверенной вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных симпатий и антипатий, привычек, ошибок и т.д.
По одному из оснований деления в структуре науки различают: науку переднего края, т.е. научный поиск, который наряду с истинными включает неистинные, но полученные научными средствами результаты; 2) «твердое» (теоретическое) ядро науки – достоверный, истинный пласт знания, кристаллизируемый по ходу развития знания; 3) историю развития науки.
При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такиеэлементы его структуры: 1) фактический материал, почерпнутый из опыта; 2) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «вырастающие» из них законы, принципы и теории; 5) философские установки; 6) социокультурные основания; 7) методы научного познания, 8) идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; 8) стиль мышления и др. элементы.
Идеалы и нормы научного познания – это совокупность определенных концептуальных, методологических, ценностных и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической – к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.
Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностно-мировоззренческий характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический, каждый из них имеет свою специфику.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственно-опытное познание), рациональный момент и его формы (понятия, суждения и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект, осваивая его с помощью таких приемов и средств как наблюдение, измерение, эксперимент. Однако опыт не бывает слепым: он планируется, организуется, конструируется теорией, а факты всегда теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки – это не голые факты, а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного рода – постулатов, принципов, определений, концептуальных моделей и т.п.
Научное познание есть соединение двух слоев. Один слой – «слой наблюдения» (А.Уайтхед) складывается из непосредственных данных, полученных конкретными наблюдениями. Другой – «концептуальный слой» (А.Уайтхед) представлен общим способом постижения мира. Причем первый из этих слоев всегда интерпретирован с помощью понятий, доставляемых концептуальным слоем. Опыт в исследовании «задается» теорией. Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до ее последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, вне концептуальных построений, не являются основой теории.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» – таких как понятия, суждения, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования, составляющих основное содержание теорий – «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей полноте и конкретности ее содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение, прогнозирование будущего.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Но недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая теоретическое знание. «Схоластическое теоретизирование» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом является иллюзорно-утопические, догматические построения.
3. Рассматривая теоретическое познание как высшую его форму, следует определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом уровне.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать. Это предположительное знание, актуальный вопрос, возникший в ходе познания и требующий своего ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить, сформулировать проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения.
Наука, как правило, начинается не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных или псевдопроблем, например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими проблемами, существуют и практические проблемы.
Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если, например, проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными. Так, например, выдвинутая М.Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были опровергнуты. Стадию гипотезы прошли и открытый Менделеевым периодический закон, и эволюционная теория Дарвина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках.
Решающей проверкой истинности гипотезы является практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.
Любая теоретическая система должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и опровержимости или фальсифицируемости, опытной экспериментальной проверяемости. Британский философ Карл Поппер образно сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что называется реальным миром для осознания, объяснения и овладения им. Во-первых, истинная теория по идее должна соответствовать всем (а не только лишь некоторым) реальным фактам, во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики. Теория, согласно Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.
Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующиеосновные структурные элементы теории: 1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.; 2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей исследуемых объектов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.); 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность исследуемого объекта во всей его целостности и конкретности.
Закон – это устанавливаемая наукой/научным познанием связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, устойчивой, повторяющейся. Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т.п. Тем самым любой закон есть конкретно-исторический феномен.
С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д. Многообразие видов реальных взаимосвязей служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному основанию: физические, филологические, законы мышления, общие, частные и т.д. Открытие законов есть самая необходимая задача научного познания.
Один из важных внутренних источников развития теории – противоречие между ее формальным и содержательным аспектами. Через содержательный аспект в теорию входят определенные философские представления и установки исследователя, его методологические принципы и мировоззренческие, «смысложизненные» ориентиры. Эти факторы, как и социально-исторические, политические обстоятельства достаточно сильно влияют (позитивно или негативно) на процесс формирования теоретического знания (особенно гуманитарного) и на развитие науки в целом.
4. К числуосновных функций теории можно отнести следующие.
1. Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п.
3. Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная функция – предвидение. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению объективной реальности. Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как ее выбрать из всего множества конкурирующих теорий.
Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости» отдает предпочтение той теории, которая: 1) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; 2) является логически более строгой; 3) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4) может быть более строго проверена, верифицирована посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.
Как правило, выбирается та теория, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями, и в ходе так сказать естественного отбора оказывается наиболее пригодной к функционированию.
Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз и навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.п., выражать в своем содержании развитие действительности.
Только наиболее полная и высоконаучная основательная теория (а не просто эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практики. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности. Последняя, в свою очередь должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое и экономически оправданное применение науки.
Существенный признак развитой теории – целенаправленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с позиции их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т.п. «Понятийное творчество» – атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, так же как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое оперирование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.
Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Для осуществления научных идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.
Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, программой последней, и есть опредмечивание теоретического знания. В процессе его опредмечивания люди не только создают те артефакты, которые природа сама по себе не создавала, но и обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность.
Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (так сказать с угасанием ее в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.
Успешная реализация в практике научных знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся за практические действия, убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, настоящую веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.
Литература
1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 86-93.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 381-384.
3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 468-469, 473-477.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 463-465.
5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 473-476.
Дополнительная литература
1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 110-117.
2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 139-166.
3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 9-27.
Тема 3.
Методология научного познания: логико-философский аспект
Вопросы
1. Понятие метода и методологии познания.
2. Общефилософские методы познания.
3. Общелогические методы познания.
Лекция
1. Этимологически метод (греч. methodos) в широком смысле слова означает «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, искусстве, политике и т.д.); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить методологию полностью к рациональному началу деятельности, поскольку существуют и внерациональные приемы и пути познания.
Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Основная функция метода – обеспечение и регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Существенным признаком научного метода является его обоснованность, обусловленная теорией, лежащей в основе данного метода. В принципе любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его использования на практике.
Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее правил, приемов, принципов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (знание), но и ведущий к нему путь, т.е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного объекта. Нельзя «разводить» объект и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к объекту и лишь «налагаемое» на него внешним образом. Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.
Метод не навязывается объекту познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его объекту. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Истинность метода обусловлена, прежде всего, содержанием объекта (предмета) исследования.
Рассматривая соотношения понятий «метод», «объект», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта, который всегда включен в метод. Иначе говоря, «человек – центр всей методологии» (Л.Фейербах). Во-вторых, любой метод имеет инструментальный характер, является системой регулятивов деятельности.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как совокупность умозрительных, чисто произвольных приемов, правил и процедур, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Первую группу методов познания образуют общефилософские методы, имеющие всеобщий характер: диалектический и метафизический.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
При этом классификация общенаучных методов связана с уровнями научного познания: эмпирическим и теоретическим. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование, в зависимости от его разновидностей) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (физика, биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, формализация, идеализация и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы тесно связаны с общенаучными, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов исследования.
Частнонаучные методы связаны и с диалектическим методом, который преломляется через них. Так, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.
При этом любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон объективной реальности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.
2. Большое значение для познавательной деятельности имеют универсальные философские методы, обладающие выраженной мировоззренческой составляющей и способные выступать в качестве стратегий (стратегем) познавательной деятельности. Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода.
Можно сказать, что философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам английского философа Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь.
Главными общефилософскими методами познания являются диалектический и метафизический методы.
Диалектика представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Диалектический метод исходит из того, что мир и его явления нужно изучать в развитии, и если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы адекватно отражать развивающуюся действительность.
Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение объекта в его развитии, самодвижении, изменении.
Мир представляет собой систему, где каждый предмет или явление как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики – всесторонность рассмотрения. Правильное понимание какого-либо явления как объекта познания возможно в случае, если исследована вся совокупность его внутренних и внешних сторон, связей, отношений и т.д. Чтобы действительно познать предмет/объект глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» в их системе, с вычленением главной, решающей, определяющей стороны.
Также диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в своей совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.
Категории диалектики – это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения объективной реальности и познания. Главная диалектическая категория – развитие. Развитие – это изменение материальных и идеальных явлений, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого выступает переход на более высокую ступень организации. Также среди категорий диалектики следует отметить такие, как: противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.
Связь и взаимодействие определенных философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие, внутренне присущее всем действительным явлениями (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга. К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы как положительное и отрицательное, интегрирование и дифференцирование (в математике), ассимиляция и диссимиляция (в биологии), ассоциация и диссоциация (в химии и психологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное и т.п.
Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия данного явления. Именно они выступают в качестве решающего источника их развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры, давления, и др. факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия», повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей: «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: знаменитое «ячменное зерно» (зерно – растение – новые зерна); тезис (утверждение) – антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное, отбрасывание) – синтез (единство тезиса и антитезиса); теория – практика – новая теория и т.п. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
Своего рода антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» буквально означает «то, что следует после физики».
В современной философии и обществознании понятие «метафизика» используется в трех основных значениях:
1. Философия как наука о всеобщем, о всеобщих началах и принципах мироздания. Ее основные категории – это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект и субъект познания.
2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания.
3. Философский способ, метод познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу. Самая характерная, существенная черта метафизики – односторонность, абсолютизация какой-либо одной стороны живого процесса познания, или шире – того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить традиционную и новую формы.
«Старая» (традиционная) форма метафизики была характерна для философии и науки в XVII – XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Ее специфика – отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного, системного взгляда на мир, – мышление по принципу «или-или», убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей. Метафизике присуща тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению явлений мира. Необходимо отметить, что сам по себе метафизический метод познания, предполагающий рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами.
Традиционный метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления – необходимость объяснения частностей, отдельных элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» (мысленно) из целого и рассмотрены в изоляции от других сторон, вне связи с ними и вне развития. Данный способ правомерен и необходим в житейских делах, на уровне здравого смысла и рассудка – везде, где не требуется брать предмет в развитии и во всех его связях и отношениях. Поэтому данная форма метафизики была обусловлена необходимостью исследования предметов в их неизменности, устойчивости, с тем, чтобы затем перейти к систематическому познанию происходящих с ними изменений, к анализу их как целостных развивающихся систем, к выявлению источников и механизмов их развития. Укрепление на рубеже XIX – XX вв. влияния идеи развития, ее широкое распространение, происходившее в борьбе со «старой» метафизикой, привело к двум важным результатам: появилась новая форма диалектического мышления – материалистическая диалектика; возникла новая метафизика, ставшая господствующей в XX веке.
Новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенность антидиалектики в новой форме метафизики – сосредоточение ее на поисках различных вариантов интерпретации развития.
Развитие, например, здесь может пониматься следующим образом: а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, или наоборот, уменьшение (т.н. «плоский эволюционизм»), т.е. как только количественные изменения; б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»); д) как движение, из которого при этом изымается его сущность – противоречие; е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего – к высшему, от простого – к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, интерпретации развития, связи и взаимодействия.
Виды метафизики могут быть выделены по различным критериям. Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности – консерватизм, волюнтаризм и т.п. – любые односторонние действия.
Влияние философии на процесс развития науки и ее результаты выражается в следующих основных моментах:
1) Философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий, особенно фундаментальных.
2) Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает умозрительно-прогнозирующей своей функцией: в ее недрах вырабатываются идеи, научная значимость которых подтверждается через большой период времени (например, идеи атомизма античности).
3) Воздействие философских принципов на процесс научного исследования осуществляется не непосредственно, а опосредованным путем – через методы, формы и концепции других методологических уровней.
4) Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия и т.д.), которые и делают всякую науку прикладной логикой, пронизанной философским компонентом.
5) Принципы философии функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня. Данная программа не должна быть жесткой схемой, шаблоном, по которому «кроят факты», а всего лишь гибким и динамичным общим руководством для исследования.
6) Философия разрабатывает универсальные модели объективной реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на объект/предмет исследования, выбирает всеобщие познавательные средства – понятия, принципы и т.п., определенные ценностно-мировоззренческие установки, смысложизненные ориентиры (особенно – в гуманитарных науках), обращается к общим закономерностям самого познавательного процесса.
7) Философско-методологические принципы выполняют функцию вспомогательного, производного от практики, критерия истины.
3. В научном исследовании широко используются общелогические методы и приемы исследования, связанные с логикой человеческого мышления, в его познавательном выражении. Эти (общелогические) методы присущи всему познанию в целом, без чего познания не может быть состоятельным. Если более точно – общелогические методы являются общими для научного эмпирического и теоретического, а также – философского познания, как и для других видов познавательной деятельности. Природа универсальности этих (общелогических) методов объясняется тем, они являются наиболее простыми и распространенными операциями мышления. Они опираются на логику мышления и практических действий человека и формируются напрямую.
Среди общелогических методов необходимо выделить следующие:
1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составляющие его части/элементы, с целью их специального изучения.
2. Синтез – объединение выделенных в процессе анализа частей/элементов изучаемого объекта в единое целое, с целью выявления закономерных, существенных связей и отношений объекта. Анализ и синтез – это не две оторванные друг от друга логические операции в процессе исследования. По своему существу они представляют собой две стороны единого аналитико-синтетического процесса.
3. Сравнение – логический прием, устанавливающий сходство или различие исследуемых объектов. Чтобы составить понятие об объекте, нужно сравнить данный объект с другими объектами, найти признаки сходства и различия.
4. Абстрагирование – это мысленное выделение одних – существенных признаков и отвлечение от других – несущественных признаков объекта. Результат, полученный в процессе абстрагирования, именуется абстракцией (используется термин «абстрактное» – в отличие от «конкретного»).
5. Обобщение – это объединение отдельных объектов на основе присущих им одинаковых свойств в группы/классы однородных объектов. При этом признаки изучаемых объектов распространяются на все сходные объекты.
На основе этих методов формируется понятийный аппарат науки.
6. Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок (фактов). Это (логический) переход в рассуждениях от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
7. Дедукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором осуществляется процесс логического перехода от общих посылок, положений к выводам о частных случаях как следствиям из них. Это (логический) переход в рассуждениях от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности.
8. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Так, например, при изучении природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Л. де Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к заключению о волновой природе частиц вещества. Общая схема умозаключения по аналогии: объект В обладает признаками а, в, с; объект С обладает признаками в, с; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное знание.
С помощью общелогических методов познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки объекта, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом.
Литература
1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 93-99.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 420-454.
3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 487-504.
4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С.465-467.
5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 267-277.
Дополнительная литература
1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С. 123-127.
2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 167-277.
3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 170-190.
Тема 4.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1906;