Образование и наука. 9 страница
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938) - поэт, прозаик критик, переводчик. Родился в семье купца первой гильдии. Детство провел в Петербурге. Окончил Тенишевское училище (1907), учился в Сорбонне (1907-1908), Гейдельбергском (1909-1910) и Петербургском (с 1911- не окончил) университетах. Основная сфера студенческих интересов - романская филология. В ранних стихах Мандельштама сказывается влияние поэзии символизма. В начале 1910-х годов он сближается с акмеистами, вступает в Гумилевский "Цех поэтов" (М. Кузьмин, А. Ахматова, Г. Иванов, В. Нарбут и др.). У Мандельштама был свой взгляд на акмеизм, изложенный в статье "Утро акмеизма" (1912). В стихотворениях 1912— 1915 гг. он начинает строить собственную систему поэтического смысла. Первый сборник стихов "Камень" (1913), второй "Tristia" (1922). Лишь некоторые из стихов Мандельштама поддаются пересказу: как правило, в них тесно связаны первоначальный и побочные смыслы, игра смыслами и звучаниями, метафоры и ассоциации. Широко известно "политическое" стихотворение Мандельштама, посвященное Сталину: "Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны" (ноябрь 1933). В 1934 г. поэт был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. Вернулся в мае 1937 г. В 1938 г. был арестован вторично. Умер 27 декабря в лагерном бараке. Стихи его были долгое время под запретом.
МАНЕ Эдуар (1832 – 1883) - французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе – 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам М. присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881 – 1882). Один из основоположников импрессионизма, в 70-х обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).
МАНН Томас (1875-1955) – немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1929 г. В романе «Будденброки» показывает распад буржуазных форм жизни, в философском романе «Волшебная гора» - кризис буржуазного сознания, в повести «Смерть в Венеции» кризисные явления в культуре. В 1933-1943 гг. вышел его замечательный роман «Иосиф и его братья», где художник обращается к библейскому сюжету об Иосифе Прекрасном. Писатель настаивает, что формула счастливой жизни скрыта в далеких временах; каждый человек должен найти свой миф – основу и усовершенствовать ее в соответствии с требованиями времени, что нельзя изменять своей первооснове, «должному» в себе.
МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИЙ (121 — 180) - римский император с 161 г. Происходил из богатой испанской семьи и в 146 г. стал соправителем своего дяди Антонина Пия. С 161 до 169 г. царствовал вместе с братом Люцием Вером. Почти всё время своего правления провёл в войнах с варварами, подавив при этом мятеж сирийского наместника и восстание в Египте. Умер во время эпидемии чумы в Виндобоне (современная Вена) или Сирмии. Приверженец стоической философии, написал на греческом языке трактат «Размышления», своего рода обращённое к самому себе наставление на путь нравственного самосовершенствования.
МАРКС Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) соединил диалектику с материализмом, применил материалистический метод к познанию общественных явлений; направление исследований общества и культуры, основанное на концепции смены общественно-экономических формаций (исторический материализм) и выделение в этом процессе классовой борьбы как источника общественного развития. Диалектика материального и идеального решается марксизмом в пользу материального: материальное первично, идеальное вторично. Культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Причины происхождения культуры и её составной части – искусства М. рассматривались главным образом сквозь призму трудовой деятельности как определяющей всю социокультурную жизнь. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия «двух культур», каждая из которых интересы и цели антогонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собствености и построение бесклассового общества.
МАРКУЗЕ Герберт(1898-1979) — нем.-амер. философ и социолог, один из основателей и ведущих представителей Франкфуртской школы. В 1933 г. эмигрировал из Германии в Швейцарию. С 1934 г. - в США. На филос. взгляды М. оказали влияние идеи Гегеля, Маркса, Хайдеггера, Фрейда. С 30-х гг. участвовал в разработке «критической теории», выступил с критикой современного буржуазного об-ва и его культуры как «аффирмативной», утверждающей существующее. В гл. теоретическом труде — «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941) — полемизировал с национал-социалистическим вариантом интерпретации философии Гегеля. В работе «Эрос и цивилизация» (1955) М. стремился обосновать несостоятельность учений об обществе Гегеля и Маркса и противопоставить им теорию инстинктов и культуры, опирающуюся на психоанализ; проблему конфликтности соотношения индивидуального и социального М. рассматривал с позиций идеи биопсихологического переустройства человека на основе «новой чувственности». Маркузе критически освещает ряд важных проблем современного социального кризиса, касающихся положения человека, социализации личности, возможности свободы и гуманизма, продуктивности и деструктивности науки и техники. М. исследовал процессы социальных и идеологических манипуляций и их результаты — в частности, процесс формирования т. наз. «одномерного» человека. «Одномерный» человек, по М., характеризуется полной утратой социально-критического отношения к обществу. В современном обществе этот тип личности стал массовым, в результате чего, по М., массы уже не могут быть носителями революционной инициативы — она переходит к «аутсайдерам»: безработным, студенчеству, национальным меньшинствам.
МАСЛОУ Абрахам Хоралд (1908—1970) — американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Выдвинул бихевиоральную теорию мотивации, согласно которой существует иерархия потребностей; истинно человеческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального характера. М. выделил 5 групп потребностей : физиологические потребности (потребности выживания) — потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексуальные потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающих, уверенность в будущем. Первые две группы потребностей называются первичными; социальные потребности — потребности принадлежности, причастности к другим, чувство привязанности и поддержки; потребности в уважении потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности признания; потребности самовыражения — потребности в самореализацииличности. Последние три —вторичные. Все потребности находятся в строго иерархической структуре. Их удовлетворение осуществляется снизу вверх: удовлетворяются нижние, затем более верхние. М. сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня.
МАТИСС Анри (1869-1954) – французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) - поэт, драматург. Родился на Кавказе, в семье лесничего. Учился в Кутаисской гимназии. С 1906 г. жил в Москве. Одно время был вовлечен в революционную деятельность. Побывав в тюрьме, начинал писать стихи (1909). С 1911 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, принадлежал к группе кубофутуристов, пропагандировавших новые формы в искусстве. Вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых готовил манифест "Пощечина общественному вкусу". В это время для творчества Маяковского характерны мотивы революционного обновления, бунт и одиночество лирического героя. Первые публикации: сборник стихов "Я" (1913) и поэма "Облако в штанах" (1915). После 1917 г. Маяковский стремится дать "... героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи". Агитатор лирик, трибун он работает в "Окнах РОСТА", создает: поэмы "150 000 000 , Люблю" "Про это", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос"' пьесы "Мистерия-буфф", "Клоп", "Баня". В послереволюционный период Маяковский утверждает поэзию нового типа, сочетающую широчайший социально-исторический, философский, нравственный ракурс художественного познания мира с лирически страстным и откровенным рассказом "о времени и о себе". Покончил с собой 14 апреля 1930 г. Тоталитарный режим после смерти поэта упростил, обеднил его лирического героя, превратив в пропагандистский плакат, образец "советского человека". Обстоятельства смерти поэта до сих пор не выяснены окончательно.
МЕДЖНУН (умер около 700 г.) - арабский поэт любовной лирики. Настоящее имя - Кайс ибн аль-Мулаввах. Ещё в ранней юности М. случайно увидел красавицу Лейлу на стоянке соседнего бедуинского племени — и полюбил навсегда. Он воспевал её в своих прекрасных стихах — но, когда посватался к ней, её отец отказал ему, сказав, что он обесчестил девушку своими песнями. Лейлу выдали за другого. В отчаянии М. ушёл из родного стойбища в пустыню, где продолжал писать о своей любви и оплакивать судьбу. Любовь стала его безумием (отсюда прозвище — Безумный, Одержимый). Люди ему сделались ненавистны, он дружил только с газелями: они напоминали ему Лейлу (газель — обычное название возлюбленной в арабской поэзии). М. выкупал их у охотников и отпускал на волю. Любовь, которую воспевает М., не надеется на обладание возлюбленной. Это любовь, неизбежная, как смерть, любовь-мука, но мука, без которой не имеет смысла жить. Такая всепоглощающая любовь-безумие получила у арабов название «узритской» — от племени узра, прославившегося своими поэтами. Она, в сущности, направлена не на возлюбленную — та никогда не имеет каких-либо конкретных черт и ничем не поддерживает любовь. Чувство питается самим собою, а возлюбленная служит лишь поводом для него, знаком чего-то высшего — быть может, самой любви. Узритская поэзия, впервые изобразившая любовь, граничащую с мистическим чувством, оказала влияние и на европейскую поэзию трубадуров и миннезингеров и на мусульманскую поэзию суфиев. Об узритских поэтах складывались легенды, которые на Востоке послужили сюжетами для бесчисленных поэм, а на Западе повлияли на становление жанра новеллы.
МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940) - советский режиссер и актер, народный артист Республики (1923). Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 г. поступил на юридический факультет Московского университета. В 1896 г. — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 г. вошел в труппу Московского художественного театра, затем актер и режиссер в Херсоне, Николаеве, Петербурге и др. В 1920-1938 гг. возглавлял театр в Москве (с 1923 г. - Театр имени Мейерхольда). Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привел Мейерхольда в первые же годы после Октябрьской революции 1917 г. к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольда в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им театра были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Творческие поиски Мейерхольда оказали большое влияние на советский и зарубежный театр. Поставил: "Мистерия-Буфф" (1921), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) В.В.Маяковского, "Мандат" Н.Р. Эрдмана (1925), "Лес" А.Н. Островского (1924), "Ревизор" Н.В. Гоголя (1926), "Горе уму" (по 'Горе от ума") А.С Грибоедова (1928), "Дама с камелиями" А. Дюма-сына (1934) и др.
МЕНЬ Александр Владимирович (1935-1990) - православный проповедник и священник, протоиерей. В своих выступлениях, проповедях, статьях, книгах поднимал вопросы взаимоотношения религии, культуры и общества; его интересовали духовные учения древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы мировой литературы, русский религиозный ренессанс начала XX в. М. обратил внимание на то, что у европейцев сложилось «ренессансное» понимание греческой культуры, т. е. последняя представляется пасторальной, легкомысленно-веселой, но почему-то забывают о том, что в Греции создана трагедия - величайшее достижение этой культуры. Высказал мнение об основах культуры: «Когда мы говорим об основах любой культуры, мы должны прежде всего задать себе вопрос, не какие материальные формы куют ее, а какой дух лежит в ее основе. И, пробегая мысленным взором историю цивилизации, мы всегда можем точно определить, какой дух лежит в ее основе». М. интересовали не только деятели русской культуры, но и в первую очередь жизнь и творчество отечественных философов: Вл. Соловьева, С. и Е. Трубецких Н. Бердяева, Ф. Достоевского, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова и др. Основные работы М: «Христианство» (лекция, 1990); «Православное богослужение. Таинство, слово и образ» (1991); «Радостная весть» (1992); «Культура, христианство. Церковь. Лекции и беседы» (1997) и др.
МЁРДОК Джордж Питер (1897—1985) - известный американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Получил образование в Йельском университете. Работал самостоятельно, избегая влияния школы Боаса. Сосредоточился на создании методологии, применимой в социологии и антропологии, с помощью которой можно было бы исследовать культурно-детерминированное поведение человека. Для того чтобы сделать возможным обоснованные кросс-культурные сравнения, он инициировал создание группы межкультурных обзоров в Йеле. Классифицировал огромное количество сведений по различным культурам, заложив основы для целого направления в мировой антропологии. Все исследуемые элементы культуры были зафиксированы при помощи формализованной записи, которая была разработана М. и положена им б основу HPAF (Ареальная картотека человеческих отношений — Human Relations Area File ). Впервые она была опубликована в виде «Этнографического атласа» (1967) и представляющей: набор табулограмм по 600 культурам. М. сформулировал концепцию универсальной культурной модели и эволюции систем родства, изложенную в книге «Социальная структура». М. считал, что все формы родства детерминированы экологическими условиями, определяющими, в свою очередь, хозяйственный тип и половое разделение труда. Разные типы родственных организаций эволюционируют в разных направлениях в зависимости от изменения окружающих условий. Терминология родства, по М., полностью детерминирована родственными отношениями. М. проводил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в развитие африканской этнографии.
МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - поэт. Родился в Петербурге в семье дворцового служащего. Окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. В начале 1880-х годов выступил в печати со стихами, близкими к поэзии С.Я. Надсона. Интерес к современной французской поэзии, религиозно-мистические искания определили место поэта в зарождавшейся в России декадентской культуре. Его книга "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893) явилась одним из первых программных документов русского декадентства. Самое значительное сочинение в прозе - трилогия "Христос и Антихрист" (1895-1905), проникнутая религиозно-мистическими идеями. В числе сочинений: исследование "Л.Толстой и Достоевский" (кн. 1-2, 1901 — 1902), антиреволюционные памфлеты "Грядущий хам" (1906), исторические пьесы ("Павел 1", 1908; "Царевич Алексей", 1920) и др. В 1920 г. Мережковский эмигрировал, жил в основном в Париже, продолжал литературную деятельность, выступая с антисоветских позиций.
МЕРИМЕ Проспер (1803 – 1870) – французский писатель, член Французской академии с 1844 г. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823 г.). Романтический интерес к экзотическим странам нашел отражение в первых сочинениях Мериме – сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825 г.). Мериме приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодрамностью. Сборник «Гузла» (1827 г.) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз – селлирийских народных песен. Мериме создал произведение, близкое народному творчеству, и ввел в заблуждение А.С. Пушкина и А. Мицкевича. Незаурядным мастерством отмечены научные работы Мериме – книги очерков («Заметки о путешествии по югу Франции», 1835г.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 г. литературная активность Мериме пошла на убыль. В эти годы усилился интерес Мериме к русской культуре. На сюжеты Мериме написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе «Кармен» Ж. Бизе (1875г.), созданы песенные фильмы.
МЕТЕРЛИНК Морис (1862 - 1949) – бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896г. жил во Франции. Идеалистические символические взгляды раннего Метерлинка – реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натурального искусства. В 1889 г. вышел сборник стихов Метерлинка «Теплицы», в 1896 г. – сборник «12 песен». Человек в ранних пьесах Метерлинка – жертва рока (сказка «Принцесса Мален», 1889 г.); это драматургия молчания, натисков и недомолвок. В годы 1-ой мировой войны 1914-1918 гг. Метерлинк – публицист, клеймист германского милитаризма. В 1904 г. Метерлинк уехал в США, вернулся во Францию в 1947 г., написал мемуары «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948г.). Гуманистические пьесы Метерлинка периода 1896-1918 гг. вошли в репертуар мирового театра. Метерлинку была присуждена Нобелевская премия в 1911 г.
МЕЦЕНАТ Гай Цильний (I в. до н. э.) - влиятельный римский политический деятель, который оказывал покровительство и материальную помощь группе поэтов, в т. ч. Вергилию и Горацию. Его имя стало нарицательным — так называют богатых и влиятельных людей, помогающих художникам, писателям, артистам, ученым.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарротти(1475-1564) - великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512), статуя «Моисей» (1515-1516) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат во фреске «Страшный суд» (1536-1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. 1550-1555) и др. В архитектуре М. господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции,1523-1534). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
МИМАР Синан (1489 или 1490— 1578 или 1588) - один из самых известных зодчих мусульманского мира. Именно его таланту, изобретательности и плодотворной деятельности на протяжении удивительно долгой жизни архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцветом и достижениями. Его архитектурное наследие огромно — триста восемнадцать сооружений. Начало жизни Синана ничем не предвещало его блистательной карьеры. Грек-христианин, он родился в деревне Аирнас в Малой Азии, его настоящее имя было Христодулу. В 1512 г. он попал под рекрутский набор, которому подлежало христианское население Османской империи, был привезён в Стамбул и стал янычаром (так называли обращённых в ислам юношей, составлявших отборную пехоту турецких султанов). Жизненной школой Синана были завоевательные экспедиции на Восток и в Европу. Во время военных действий Синан возвёл мост через реку Прут за тринадцать дней, чем заслужил высокую оценку монарха, и был назначен главой имперских архитекторов. Он пробыл в этой должности пятьдесят лет. Как военный инженер, Синан строил мосты, акведуки, подземные кладовые; как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции он строил в Сирии, Македонии, Боснии и Герцеговине, в Крыму. Самые замечательные проекты были выполнены Синаном во второй половине жизни. Это комплексы трех прославленных соборных мечетей (джами) — Шахзаде и Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (Турция). Возведённые из серого камня, подчинённые логике геометрических форм, постройки Синана, строгие, почти суровые снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». У Синана было много продолжателей и подражателей, но главное в его творчестве — создание художественного стиля, который на столетия определил пути развития турецкой архитектуры.
МИРОН (5 в. до и. э.) - древнегреческий скульптор. Работал в Афинах, но получал заказы из многих городов; его статуи устанавливались и в Малой Азии, и в греческих колониях на юге Италии. Позже некоторые из них были перевезены в Рим. Тематика творчества М. разнообразна: статуи богов, Геракла, атлетов; восхищение вызывали его изображения животных. Славился М. и как ювелир. Произведения М. до нас не дошли. Судить о них мы можем по описаниям очевидцев и по римским копиям, которые не дают достоверного представления о его работах. М. был мастером работы в бронзе, теплый цвет и металлический блеск которой, по свидетельству современников, придавал его статуям необычайную убедительность и жизненность. А копии выполнялись в мраморе, свойства которого изменяли характер созданных М. образов. М. приписывалось множество произведений, но в большинстве случаев авторство его не доказано. Одно из немногих исключений составляет знаменитая скульптура «Дискобол», изображающая атлета в момент перед броском. Эта статуя — первый пример того, что в неподвижной скульптуре можно передать как бы вечно длящееся стремительное движение. Другой шедевр М. — группа «Афина и Марсий», стоявшая в свое время на афинском Акрополе. Она изображает мифологическую сцену: богиня Афина запрещает лесному божеству Марсию прикасаться к брошенной ею флейте. Фигура Афины — один из совершенных женских образов в истории скульптуры. В пропорциях, чертах лица, в пластике складок ее одежды выражены величие и естественность, разум, мягкость и непреклонная воля. Облик Марсия, напротив, воплощает неуравновешенность, необузданную стихийную силу. М. считают мастером переходного периода, в творчестве которого некоторые архаические черты и обобщенность форм ранней классики сочетались с новыми тенденциями: с интересом к разнообразным сторонам действительности, с поиском выразительного жеста, более индивидуальной характеристики персонажей.
МИХАЛКОВ Никита Сергеевич (р. 1945) - видный российский актер и кинорежиссер, народный артист России (1984). Поставил фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Очи черные» (1987), «Урга» (1992), «Утомленные солнцем» (1994); премия за лучший иностранный фильм Американской академии киноискусства «Оскар».
МОИСЕЕВ Никита Николаевич (1917-2000) – выдающийся мыслитель-гуманист, математик, педагог, представитель блестящей плеяды ученых России, легендарного племени энциклопедически образованных личностей XX. С середины 80-х гг. М. основное внимание стал уделять гуманитарному знанию. Создал более десятка крупных научных трудов по проблемам глобалистики, экологии, образования, культурологии и политологии. Ему принадлежит попытка синтезировать классический рационализм, русскую научно-философскую традицию В. И. Вернадского и А. А. Богданова с возможностями современной математики. Предметом его научных изысканий была совместная эволюция человека и биосферы («коэволюция»). После Международной конференции ООН «Окружающая среда и развитие» (1992), которая выдвинула новую парадигму развития человечества под названием «устойчивое развитие», М. много сделал для распространения этой идеи в России, для создания новой картины мира – «миропонимания», «времяпонимания», т.е. для нового научного мировоззрения грядущего века.
МОЛЬЕР Жан Батист (1622 – 1673) - великий французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, - комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов М. оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.
МОНЕ Клод (1840-1926) – французский живописец, один из родоначальников импрессионистского направления в живописи. От названия его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) и произошло наименование этого направления. Стремясь передать игру света и цвета, воплощающую красочное многообразие мира, М. использовал в своих картинах («Бульвар капуцинок в Париже», «Поле маков в Живерни») особый прием – сочетание мелких мазков «чистого» цвета и дополнительных тонов спектра, совмещающихся в единое цветовое пространство в глазах зрителя. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи. М. стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», «Руанский собор»).
МОНТЕНЬ Мишель де (1533 – 1588) - французский философ – гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580 – 1588), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755) – французский философ – просветитель, политический мыслитель, социолог и историк. М. развивал идею всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и общественной жизни. Отвергая провинденционализм, он в отличие от сторонников последовательного рационалистических идей считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования различны. Отсюда выводил М. разнообразие законов и форм правления. М. был одним из основоположников географического направления в социологии. Подвергая критике, феодальный строй и абсолютистские порядки М. как идеолог политического компромисса отстаивал идею умеренной конституционной монархии и принцип разделения властей. Основные труды: «Персидские письма», «О духе законов», «Размышления о причинах величия и падения римлян».
МОНФЕРРАН Август Августович (Огюст Рикар де Монферран) (1786-1858) – русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Француз по происхождению. Учился в Политехнической школе у архитектора Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтена в Париже. С 1816 г. работал в Петербурге. Творчество Монферрана знаменует переход от позднего классицизма к электизму: Исаакиевский собор, Александровская колонна, дом Лобанова-Ростовского (1817-1820), отделка Фельдмаршальского, Петровского и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827-начало 1830-х годов).
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 384;