Образование и наука. 4 страница

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 - 1814) - архитектор. Был крепостным графа А.С. Строганова. С 1777 г. учился в Москве («перспективной и миниатюрной живописи», а также архитектуре, возможно) у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. С 1779 г. жил в Петербурге как “дворцовый” живописец Строганова; получил вольную в 1786 г. С 1781 г. сопро­вождая графа П.Л. Строганова, совершил несколько путешествии по России, 1786 -1890 гг. жил вместе с ним в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику. Академик “перспективной и миниатюрной живописи" (1797), профессор (1802), старший профессор (1811) петербургской Академии художеств. Ранние работы Воронихина, предпринятые в основном для Строгановых (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Верной речке в Петербурге, 1795 - 1796 it.) и Голицыных, родственников жены П.А. Строганова (усадебный дом в Городне Калужской губернии, 1798), сочетают присущую зрелому классицизму композиционную ясность с изяществом и утонченностью деталей. Дальнейшее творчество Воронихина получавшего с начала XIX века крупные государственные зака­зы, ознаменованы поисками большого монументального стиля, разра­боткой нового тина общественного здания, храма, в простых и строгих формах выражающею идею величия и мощи государства. Эти принципы зарождавшегося русского ампира воплощены в наиболее известном про­изведении Воронихина - Казанском соборе в Петербурге (1801 - 1811), величественном, триумфальном по характеру сооружении, композици­онным центром которого стала мощная полуциркульная колоннада, об­разовавшая торжественную площадь в ряду ансамблей Невского про­спекта. Градостроительная акцентировка существенна и для других ра­бот Воронихина - здания Горного кадетского корпуса (1806 - 1811; поз­же - Горный институт) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве, неосуществленных проектов Исаакиевского собора в Петербурге (1808 - 1810) и храма Христа Спасителя в Москве (1813). Участвовал также и в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Пав­ловске (деревянный “Павильон роз”, интерьеры дворца. 1803 – 1808), проектировал мебель, осветительные приборы, вазы в органичном стилис­тическом единстве с характером архитектуры и отделки интерьеров.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) - живописец, график, скульптор. Из семьи юриста. В 1874-1880 учился на юридичес­ком факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. - в пе­тербургской Академии художеств. В 1884-1889 гг. жил в основном в Кие­ве, где работал над иконами ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младен­цем") и росписями ("Сошествие Св. Духа" и др.) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. В художе­ственной манере Врубеля резкий ломающийся штрих, деформация и со­вмещение пространственных планов, своеобразная "кристаллизация" фор­мы, эмоциональный светоносный колорит становятся средствами вопло­щения тревожной и драматичной в своей основе картины мира. В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С.И. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890 ), офор­млял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900, и др.), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891). С 1898 г. - участник выставок "Мира искусства". Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. Одновременноуниверсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическоепанно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля; стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г.) Сквозная тема творчества Врубеля - образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890 ; к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова ), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902 ). В последние годы жизни Врубеля, омраченные душевной болезнью, его искусство приобретает характер трагической исповеди, мистического визионерст­ва лучшими произведениями этого периода стали замечательные острой
проницательностью характеристик графические портреты («После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель» ).

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - русский психолог. Научная деятельность начал с изучения психологии искусства. В. понимал культуру как «продукт социальной жизни и общественной деятельности человека». Разрабо­тал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилиза­ции. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведе­ния — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат ист. развития общества), слитые в развитии психики. В. полагает, что суть культур, поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вто­рые — «вовнутрь», сначала на преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением). Куль­турно-историческая теория В. по сути дела представляет собой отечественную психол. школу. Из нее вышли такие круп­ные ученые, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Галь­перин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др. Сковные работы: «Этюды по истории поведения» (coBUettHO с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1925, опубл. в 1965); «Мышление и язык» (1934); Избр. психол. исследования. М., 1956; Собр. соч., т. 1—6. М., 1982-1984.

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938—1980) - выдающийся русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически ис­поведальные стихи, романтико-лирические, комические и сати­рические песни, баллады (сборники «Нерв», 1981, «Я, конечно, вернусь...» 1988). В песенном творчестве отталкивался от тради­ций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша — «Пугачев» по С. А. Есе­нину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин — «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль» (1967), «Короткие встречи» (1968), телефильмах «Место встречи изме­нить нельзя» (1979) и др. Высоцкому присущ мощный «лавин­ный» темперамент; его подлинно трагический герой — сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах В. с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной уз­наваемости гротескных «зарисовок с натуры». В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справед­ливости.

 

ГАЛЕН Клавдий (около 130 — около 200) - классик античной медицины. Внёс огромный вклад в развитие анатомии и физиологии, в своих физиологических исследованиях активно применял экспериментальный метод. Долгие века до самого конца Средневековья считался непререкаемым медицинским авторитетом.

ГАЛИЛЕЙ Галилео(1564 - 1642) – итальянский физик и астроном. Первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности – геометрического, моделирования явлений природы. Главным достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Основной труд – «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой».

ГАУТАМА (Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни) - осно­ватель буддизма, согласно традиции живший в 623—544 гг. до н. э. и про­исходивший из царского племени шакьев. В своих проповедях учил, что жизнь есть страдание, и указал пути избавления от страданий, ве­дущие к умиротворению, понима­нию, Просветлению. Как достигшему Просветления, тра­диция приписывает Г. такие ка­чества, как способность исцелять, творить чудеса, менять свой облик, влиять на ход событий в мире и т. д.

ГЕ Николай Николаевич (1831 - 1894) - живописец, из дворян. Правнук французского эмигранта Матье (Матвея) Ге. В 1841 - 1847 гг. учился в 1-й Киевской гимназии, слушал курс русской истории у Н.И. Костомарова. Учился на математическом отделении философского факультета Киевского университета (1847 - 1848), затем Петербургского университе­та (1848 - 1850). В 1850 - 1857 гг. учился в петербургской Академии худо­жеств у П.В. Васина; в 1857 - 1863 гг. пенсионер Академии художеств в Италии, затем работал в Риме и Флоренции до 1869 г. Профессор Акаде­мии художеств с 1863 г. (подал в отставку в 1890 г.). Широкий обществен­ный резонанс вызвала в России демонстрация картины Ге “Тайная вече­ря” (1863 ), в которой один из центральных евангельских эпизодов решен как психологическая драма, столкновение материального и ду­ховного начал (отзывы М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова и др.). После возвращения из Италии жил в Петербурге, стал членом-учредите­лем Товарищества передвижных художественных выставок. Обратившись в этот период к исторической живописи, Ге нашел тему большого граж­данственного содержания (“Петр I допрашивает царевича Алексея Пет­ровича в Петергофе”, 1871 ), которую раскрыл как столкновение двух противоборствующих исторических сил, выраженное в драматичес­ком конфликте характеров. Дальнейшие опыты Ге в области историчес­кой живописи (“Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы”, 1874 ; “Пушкин в селе Михайловском”, 1875 ) обозначили кризис в его творчестве, экспрессивно-романтичес­кие основы которого расходились с конкретно-аналитическими художе­ственными методами большинства художников. В 1876 г. Ге переехал на хутор Ивановский Черниговской губернии, занимался сельским хозяйством, участвовал в деятельности земства. В поисках выхода из духовного и творческого кризиса с начала 1880-х годов обратился к учению Л.Н. Толстого (тесно общался с ним с 1882 г. как в Москве, так и на собственном хуторе); в новом цикле евангельских картин (“Что есть истина?”. 1890, запрещена к показу повелением императора Александра III, куплена П.М. Третьяковым по настоянию Толстого, ныне в ГТГ; “Распятие”, 1892, местонахождение неизвестно; “Голгофа”, 1893, ГТГ, и др.) обратился к обществу со страстным протестом против зла, провозгласил величие жертвы во имя нравственной идеи. Кроме тематических картин, известен также портретами, передающими богатство и сложность духовной жизни близких ему людей (“А.И. Герцен”, 1867, “Н.И. Костомаров” 1870, “Л.Н. Толстой”, 1884, “Н.И. Петрункевич”, 1893 ).

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770- 1831) – выдающийся представитель немецкой классической философии. Широта его воззрений и интересов несоизмерима со сравнительно узкими рамками науки о культуре. Однако составляющее фундамент его обширной философской системы – учение о «духе» оказало огромное влияние и на общую культурологическую теорию, и на ее частные разделы, посвященные отдельным народам и цивилизациям. Основополагающий интерес представляет один из первых трудов Г. – «Феноменология духа» (1807), где история человечества и его культуры показана в качестве продукта развития некой объективно существующей «абсолютной идеи», «мирового разума», «мирового духа», которым подчинены судьбы отдельных людей, разных народов и Вселенной в целом. Единый «мировой дух» проходит через различные исторические формы и одновременно распадается на множество национальных, народных «духов»; каждый из них имеет свое собственное лицо, находящее неповторимое выражение в культуре. Так, иудаизм, античность, христианство – это ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней мирового духа. Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т.е. такое, которое берется не в логической форме, а в единстве со всем многообразием наличных «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715 - 1771) – представитель французского материализма. Основу философии Г. составил сенсуализм. Объективно существующая материя, по Г. познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Г. считал память, которую определил как ослабленное ощущение. Подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в подготовке утопического социализма. Основные произведения Г.: «Об уме», «О человеке».

ГЕРАКЛИТ (около 540 - около 480 до и. э.) - древнегреческий фи­лософ, основатель диалектики как учения о вечном потоке, взаимном переходе и тождестве противопо­ложностей. Достоверность припи­сываемого изречения «Всё течёт, всё изменяется» сомнительна, но смысл её совпадает с его знаменитым афо­ризмом, что в одну и ту же реку нель­зя войти дважды. По мнению Г., мир не создал «никакой Бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живущим огнём, мерно вспы­хивающим и мерно угасающим».

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий философ-просветитель, писатель и литературовед, теоретик культуры. Ему принадлежит одна из самых выразительных и фундаментальных попыток представить развитие мира как некий органически процесс эволюции неживой и живой природы, увенчанный появлением человека и развитием общества. Мысль о непрерывном прогрессе человечества Г. проводит в своем четырехтомном труде «Идеи к философии истории человечества (1784 – 1791), что оставалось едва ли не главной культурологической аксиомой вплоть до начала XX в. Он считал, что общество – это саморазвивающееся целое, движущими пружинами которого являются, прежде всего, язык, а также порожденные с его помощью науки, ремесла, искусство, религия, семья и государство. Значительное место в ряду факторов, влияющих на развитие общества, становление его культуры, Г. отводит религии. По Г. религия – самый древний элемент культуры. С особым вниманием и глубоким уважением Г. относился к творческому гению славянских народов и народов России, которые, по его мнению, «принесут обильные плоды», «укажут путь погруженной в сон Европе и заставят ее служить тому же духовному началу». Он был создателем славистики – науки о славянских языках.

ГЕРОДОТ Галикарнасский (между 490 и 480 — около 425 г. до н. э.) - древнегреческий историк, «отец ис­тории» (так назвал его Цицерон). Совершил продолжительные путе­шествия в Азию, Египет, Средизем­номорье, в глубь Балканского по­луострова. Последние годы жизни провёл в Южной Италии. Был дру­жен с выдающимися афинянами — Периклом и Софоклом. На основании трудов предшественников и лично­го опыта составил «Изложение со­бытий», охватывающее историю взаимоотношений древневосточных и греческих государств с незапамят­ных времён до 478 г. до н. э. Каждая книга его сочинения во II в. н. э. по­лучила имя одной из девяти муз.

ГЕРШВИН Джордж (1897-1937) – американский композитор. Использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора. Опера «Порги и Бесс» (1935), «Рапсодия в блюзовых тонах (1924) для фортепьяно с оркестром, мюзиклы, песни.

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - фи­лософ, историк, исследователь рус. общественной мыс­ли. Инициатор и вдохновитель издания сб. «Вехи». Ав­тор популярных в нач. XX в. историко-биографических соч., посвященных деятелям отечественной культуры. Находился под влиянием англ, историка Т. Картейля, а также Л. Толстого. Исследовал особенности рус. интел­лигенции; полагал, что ей необходимо преодолеть «рас­кол в обществе» с помощью творческого обращения к духовным сторонам жизни. Первая мировая война выз­вала у Г. критическое отношение к европейской культуре. Он пришел к выводу о том, что существует глубокий разрыв между культур, сознанием и личной волей, что он при­сущ не одной России, а носит универсальный харак­тер. Г. осуждал вандализм воюющих стран по отноше­нию к своей собственной культуре. Он писал также об отчужденности культуры от человеческой природы. В своих культурологич. воззрениях Г. не разделял культуру и цивилизацию. По его мнению, такие культур, ценнос­ти, как ред., мораль и т.д., как и орудия труда, создан­ные цивилизацией, являются всего лишь мертвыми отличиями от живых конкретностей Бога, человека и природы. Основные работы: «История молодой России» (1908); «П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (1908); «Об­разы прошлого; А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, П. В. Ки­реевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев» (1912); «Грибоедовская Москва» (1914); «Мудрость Пушкина» (1919); «Видение поэта» (1919); «Ключ веры» (1922); «Судьбы еврейского народа» (1922); «Письма к брату» (1927) и др.

ГЕСИОД(8—7 вв. до н. э.) - первый известный по имени древне­греческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т.е. родословная бо­гов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Г. противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трез­вую «правду» красивой «лжи».

ГЕССЕ Герман (1877-1962) – немецкий писатель С 1912 г. жил в Швейцарии. Постижение внутреннего мира личности, вечное стремление человека к самосовершенствованию и победе над «звериным» началом. Проблема драматической неслиянности и неразделимости творческого духа и суетного бытия – в интеллектуально-философском романе «Игра в бисер» (1943). Нобелевская премия (1946).

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945) - поэтесса, прозаик, критик. Родилась в Белеве, Тульской губернии. В 1882 г. после смерти отца, с матерью и сестрами переехала в Москву, в 1885 г. - в Тифлис. Несколько лет жила в Грузии. Летом 1888 г. в Боржоми познакомилась с Д.С. Мережковским, вскоре они обвенчались. Дом Гиппиус и Мережковского в Петербурге был одним из центров интеллектуальной и духовной жизни начала XX в. А. Белый говорил, что в нем "воистину творили культуру". Послереволюционная эмиграция не изолировала Гиппиус от культурной жизни. Она и в Париже устраивала литературно-философские собрания, была инициатором и вдохновительницей общества "Зеленая лампа". Литературное наследие огромно и разнообразно: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, две книги мемуаров, дневники. Гиппиус удалось сформулировать кредо своего философского и жизненного поведения: "сердце как игла". Это черта характера, внутренняя сила, устремленность к идеалу.

ГИППОКРАТ (около 460 — около 370 до н. э.) - древнегреческий врач. За систематизацию медицинских знаний и активную педагогическую деятельность получил титул «отца медицинской науки». С именем Г. также связывают клятву Гиппо­крата— нравственный кодекс вра­ча.

ГИРЦ(Герц) Клиффорд (р. 1926) - видный американский антрополог, представитель «интерпретативной антропологии», ока­зал определяющее влияние на развитие культурной антропо­логии США во второй половине XX в. В 1956 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете, с 1970 г. — профессор Института высших исследований Принстонского ун-та. Проводил полевые исследования в Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Интерпретативная антропология впитала традиции герменевтики, социологии и аналитической филосо­фии. В основание своей теории культуры положил так называ­емое «насыщенное описание культуры». В одной из своих цен­тральных работ — «Интерпретация культур», попытался пересмотреть весь предшествующий опыт изучения культуры. Он считал себя сторонником веберовской понимающей социо­логии, связав идею культуры с идеей образа жизни и поведе­ния, интерпретировав социальное действие как нечто, что из­нутри принадлежит социальному фактору и что должно быть изучено извне социальным теоретиком. Выдвинул семиотичес­кую концепцию культуры, согласно которой культура — сим­волическая сеть, принадлежащая семиотическому контексту; человек — существо, запутавшееся в паутине сим­волических значений, которую он сам же и соткал. Познать ее можно не с помощью научных экспериментов и поиска объек­тивных законов, но лишь на основе субъективной интер­претации, для которой главным выступает значение. Много вни­мания Г. посвятил методологическому анализу роли т.н. посредников (настроения, мотивации, интересов ученого), ко­торые неизбежно вклиниваются между фактами и их интерпре­тацией. Он проранжировал все артефакты культуры — родство, религию, политику, экономику — и утверждал, что они реали­зуются в двух плоскостях: на уровне сознательного и подсозна­тельного. Подсознательное увело его в область психоанализа и структурализма. Главным для антрополога считал полевое ис­следование этнографического материала — отношений, уста­новок, символов, которыми люди пользуются в повседневной жизни, обращая внимание на практическое значение вещей и явлений. Отсюда проистекает его убеждение в том, что культура – не источник причинных связей, а контекст интеллигибельности .

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 -1857) - композитор. Первоначаль­ное образование получил дома. В 1818 - 1822 гг. занимался в Петербург­ском Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, в 20-х годах был популярен в музыкальных кругах как пианист и певец. К этому же времени относятся первые сочинения М.И. Глинки (камерно-инструментальные оркестры, фортепьянные, вокальные произведения). В 1937 - 1839 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Вел пе­дагогическую работу. М.И. Глинка вошел в историю мировой музыкаль­ной культуры как основоположник русской музыкальной классики. В его глубоко национальном творчестве представлены почти все основные музыкальные жанры. Оно выросло на основе русской национальной песенности, традициях русского хорового искусства, достижениях русской композиторской школы. М.И. Глинка в своих произведениях открыл мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Он уделял вни­мание не только городскому фольклору, но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритмы народной музыки. В то же время его творчество тесно связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Впе­рвые в русской музыке он нашел метод целостного симфонического раз­вития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. В симфонических произведениях М. И. Глинка раскрыл специфичес­кие особенности национального музыкального мышления, синтезиро­вал богатство народной музыки и высокого профессионального мастер­ства. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии А.С. Пушки­на, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Творчество М.И. Глинки дало могучий толчок дальнейшему разви­тию национальной музыкальной культуры. Сочинения: оперы – “Жизнь за царя” (1836), “Руслан и Людмила” (1842); музыка к трагедии Н.В.Кукольника “Князь Холмский” (1840); Симфония на две русские темы (1834, завершена В.Я. Шебалиным, ИМ-1948 г.), “Вальс-фантазия” (1839), “Арагонская хота” (“Испанская увер­тюра” № 1, 1845), “Ночь в Мадриде” (“Воспоминания о летней ночи в Мадриде”, “Испанская увертюра” № 2, 1851), “Камаринская” (1848) и другие произведения для оркестра; камерно-инструментальные сочине­ния; пьесы для фортепьяно; около восьмидесяти романсов, песен, арий, в том числе “Я помню чудное мгновенье”, “Сомнение”; вокальные ан­самбли и хоры; вокальные упражнения и этюды; музыка к спектаклям драматического театра; инструментовка произведений и др. Книги: “За­писки” (1854 – 1855), “Заметки об инструментовке” ( 1856 ).

ГОББС Томас (1588-1679) – английский философ, материалист. Мир по Г., совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они сложные механизмы, всецело определяемые возможностями извне. Отсюда Г. выводит 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3) утверждение, что вера в бога только плод воображения. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию. Его идея – не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. Основные труды: «Левиафан», «Философские элементы учения о гражданине».

ГОГЕН Поль(1848-1903)-французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн», использовал синтетические обобщения и упрощения цвета линий и линий. В декорациях, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и искусств ( «Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?»,1882) .

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852) - прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в семье помещика средней руки. Детство провел в имении родителей д. Васильевка Миргородского уезда. В 1818 - 1819 гг. учился в Полтавском уездном училище, в мае 1821 г. поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как актер и как художник-декоратор. Пробует он себя и в различных литературных жанрах, преимущественно серьезных (эти его ранние произведения до нас не дошли), но в то же время пишет и сатиру (также не сохранившуюся). Творческая эволюция Гоголя, движение его поэтики может быть прослежена в направлении от фантастических ранних произведений (“Вий”, “Портрет”, “Нос”) к реализму (“Ревизору”, а затем к гениальным “Мертвым душам”). Гоголь был дружен с Пушкиным, именно Пушкин дал ему сюжеты будущих “Ревизора” и “Мертвых душ”. Для непосредственных продолжателей Гоголя - представителей “натуральной школы” первенствующее значение имели антиромантические тенденции его поэтики: обнаружение пошлости жизни; снятие всяческих запретов на тему, материал и т.д.; установка на социальную критику, которой они придали целенаправленный аналитический характер также гуманистический пафос в решении темы “маленького человека". Что же касается гротескно-фантастической линии поэтики Гоголя, историко-философской направленности и глубокой нравственно-религиозной проблематики его произведений, а также мучительных поисков писателем идеала (прежде всего в “Мертвых душах”) и других подспудных слоев художественного мира писателя, то они остались непонятыми современниками и невостребованными ими.

ГОЙЯ-И-ЛУСЬЕНТЕС Франсиско Хосе де (1746 – 1828) – испанский живописец, гравер, рисовальщик. Сын мастера-позолочника и дочери обедневшего дворянина. С 1760 г. учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769г. отправился в Италию. В 1771г., получив 2-ю премию Пармской Академии Художеств за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко. Около 1773 г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байсу, в 1776-1780гг. и 1786-1791гг. выполнил для королевской шпалерной мануфактуры панно, которые служили образцами для ковров. Сначала в 1780-х г. получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность уступает затем место интимности, не исключающей подчас легкой иронии по отношению к модели. В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780г. был избран в Мадридскую Академию Художеств; в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799г. первый живописец короля. Характер искусства Гойя резко меняется с начала 1790-х гг., когда Карл IV, после событий Великой французской революции, стал на путь реакции. В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное искусство Гойя. В нем остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, даже вызов окружающему. Последние 4 года жизни Гойя провел во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии. К этому времени влияние Гойя на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение. Свободолюбивое искусство Г. отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: патроны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки»,1791), портреты («Семья короля Карла IV»,1800), росписи («В капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорда» 1798 Мадрид), ( в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе около 1814 года).








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 422;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.