Образование и наука. 2 страница
БАСЕ(настоящие имя и фамилия Мацуо Мунэфуса) (1644—1694) - японский поэт. Создал жанр хокку и наполнил его глубоким философским содержанием. Стихи Б. большей частью пейзажная лирика, но за образами природы таятся настроения и раздумья автора. «Стиль Басе» царил в японской поэзии почти 200 лет.
БАТКИН Леонид Михайлович(р. 1932)-русский теоретик и историк культуры. Основные работы посвящены анализу процесса творчества, связи творческой личности с ренессансным типом культуры. Предпринял попытку рассмотреть историю культуры «на стыках» психологии, философии и искусствоведения, литературоведения и эстетики. Ценность его научных идей заключается в том, что они способствовали разработке им принципов культурологического подхода. Основные работы, в которых нашли отражение его культурологические идеи: «Данте и его время. Поэт и политика» (1969); «Тип культуры как историческая целостность» (статья, 1969); «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» (1978); «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности» (1989); «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления» (1990); «О некоторых условиях культурологического подхода» (статья, 1985); «Два способа изучать историю культуры» (статья, 1986) и др.
БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) -русский философ, литературовед, эстетик, культуролог. В 1929 г. был репрессирован и отправлен в ссылку в Кустанай. Работы Б. стали широко публиковаться в 60-80-х гг. XX в. В них поставлены и оригинально решены проблемы философии, эстетики, литературоведения, коммуникации, а также культурологии. Культурологическая концепция Б. основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а также как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. В концепции важными категориями выступают «ответственность», «полифония» - многоголосие и равноправие существующих в мире и худ. произведениях сознаний по отношению друг к другу и к единому культур, целому. Им проанализированы некоторые проблемы поэтики на примере творчества Ф. М. Достоевского, использовавшего полифоническую форму романа. Много внимания Б. уделял творчеству Рабле и ввел в научный обиход понятие смеховой «карнавальной культуры», характерной для средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», 1949; 1965). Понятие «карнавальной культуры» прочно вошло в категориальный аппарат культурологии. Основные культурологические идеи Б. нашли отражение в работах: «Фрейдизм. Критический очерк». М.-Л., 1927 (опубликовано под фамилией Волошинов В. Н.); «Проблемы поэтики Достоевского» (1963); «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965); «Вопросы литературы и эстетики» (1975); «Эстетика художественного творчества» (1979); «К философии поступка» в кн. «Философия и социология науки и техники». Ежегодник 1984-1985 (1986).
БЕЖАР Морис (р.1927) - выдающийся французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 г. совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет «Звезды». В 1957-1960 гг. возглавлял труппу «Балетный театр Парижа» В 1960-1987 в Брюсселе организовал труппу «Балет XX века». В 1987-1992 основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Обновил танцевальную лексику.
БЕЛЛ Даниил (р.1919) – американский философ, социолог и футуролог, один из создателей теории «постиндустриального общества». Кризисные явления в современном капиталистическом обществе он рассматривает как разрыв между «рациональными» принципами капиталистической экономики и гуманистически ориентированной культурой. Он решительно выступил против господствующего в современных социальных науках воззрения на общество как на целостную систему отношений. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры, политической и культуры. Эти сферы управляются различными и противоречащими друг другу «осевыми принципами»: экономика – эффективностью; политическая система – принципом равенства; культура – принципом самореализации личности. Для современного общества, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов. Б. развивает «религиозно-центрическую» версию кризиса западной культуры, преодоление которого видит в религиозном возрождении. Основные труды: «Конец идеологии (1960); «Грядущее постиндустриальное общество» (1973); «Культурные противоречия капитализма» (1976).
БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - поэт, прозаик. Теоретик символизма. Родился в семье известного математика, профессора Московского университета Н.В. Бугаева. Под влиянием отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета университета, окончил его. Уважение к точным наукам и своего рода чувство гордости и сопричастности с ними он пронес через всю жизнь. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Белого (особенно его интересовали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. Шопенгауэр, И. Кант, Г. Спенсер, Ф. Ницше). Представления о религиозном назначении творчества и конечной цели его преображении духовной жизни общества, предопределили сближение молодого Белого с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товарищем С. Соловьевым организовал кружок московских "аргонавтов". На протяжении многих лет Белый являлся признанным теоретиком искусства. По его учению выходило, что искусство - это кратчайший путь к религии, а музыка - господствующий вид искусства. Эти идеи получили отражение в художественной практике Белого, прежде всего в его "симфониях". "Симфонии" Белого - оригинальная попытка создания литературного произведения по музыкальным законам: с использованием рефрена, контрапункта, последовательного и перекрещивающегося чередования тем, размытости образов. Всего Белый написал четыре "симфонии": "Северную", "Драматическую", "Возврат", "Клубок метелей". Своеобразной поэтической параллелью темам "симфоний" стали сборники: "Золото в лазури", "Пепел" (обращен к теме родины и народа) и «Урна» (запечатлел попытку автора обрести точку опоры в научном знании). Наиболее значительным из всего написанного Белым в прозе является роман "Петербург" (1912; вторая редакция - 1927). В центре повествования автора - Россия на переломном этапе своей истории в октябре 1905 г., т.е. в разгар революционных событий. Роман написан в стиле ритмической прозы, что оказало заметное действие на русскую прозу 1910-1920 гг.
БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960) - выдающийся российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства» Создал стиль романтичного историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусствоведческих трудах Б. впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствоведение стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства, выступал против русского авангарда, участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 г. возглавил Картинную галерею Эрмитажа). В 1926 разочаровавшись в революции, обосновался в Париже.
БЕРГМАН Ингмар (р. 1918) - выдающийся шведский кинорежиссер. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната (1978) и др. Развивал тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - философ, творчество Б. пронизано культурологическими идеями, хотя специальных работ по культурологии у него нет. Постановка О. Шпенглером проблемы различия «культуры» и «цивилизации» для русских нова: они обличали цивилизацию, даже когда оставались сторонниками культуры. Б. даже противопоставлял культуру и цивилизацию: у него цивилизация жизненна, а культура символична; цивилизация атеистична, а культура религиозна. По Б., культура порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Цивилизация, по сути дела, та же культура, но лишившаяся своих жизненных истоков. Выросшая из культуры, цивилизация уничтожает последнюю. Б. указывает также на два пути, по которым совершают свой путь культура и цивилизация. Так, культура идет сверху вниз — это аристократический путь, тогда как цивилизация идет снизу вверх — по демократическому пути. «Культура создается индивидуальностью, личностью, свободным духом, она обращена к личности. Культура аристократична, качественна, она развивалась благодаря досугу, благодаря возможности проявить творческую избыточность, она предлагает неравенство». Культура, как указывает Б., аристократична, т. е. она не существовала никогда для всей массы человечества, она всегда была культурой верхнего интеллектуального слоя. Противоположное представление складывается о цивилизации. Она, напротив, «количественна, демократична, эгалитарна. Ей присущ пафос равенства, и как раз этот пафос привел к понижению качества культуры». Б. выступает за неравенство культур, и соц. жизни. Массы — могильщики свободы и культуры. Человек по-разному включается в культуру и цивилизацию: в культуре он духовно растет и сам является ее органическим элементом, а в цивилизации совершенствование переносится с человека на соц. среду, а сам человек становится средством этого совершенствования. Основные культурологические идеи Б. отражены в его работах, изданных в четырех томах в Париже (1983-1991), а также в двухтомнике, изданном в Москве: «Философия творчества, культуры и искусства» (1994) и др.
БЕРЛИОЗ Гектор(1803-1869) - французский композитор, дирижёр. Создатель романтичной программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (1959). Наряду с Вагнером создал новые школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» «Мемуары».
БЕТХОВЕН Людвиг ван(1770 - 1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижёр. Жил в Вене с 1792. Представитель венской классической школы. В его творчестве нашли отражения идеи Великой французской революции. Укрупнив масштабы тематического развития и расширив содержательные возможности различных музыкальных жанров, создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 5-я, 9-я симфонии, опера «Фиделио», увертюры «Эгмонт», «Кориолан», ряд иностранных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигла Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воля – в поздний период появились наиболее глубокие, философские сочинения композитора. 9 симфония; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонеты, в том числе 32 для фортепьяно, 10 для скрипки с фортепьяно.
БЕХЗАД Кемаледдин (ок. 1450 — 1536) - живописец-миниатюрист, прозванный «иранским Рафаэлем». Жил и работал в Герате и Тебризе. Искусство Б. сочетает простоту, изящество, праздничную яркость, жизненность детали. Ему принадлежат, в частности, иллюстрации к произведениям выдающихся поэтов Низами Гянджеви и Саади, портреты правителей. Б. — наиболее известный мастер миниатюры в исламском искусстве.
БЛОК Александр Александрович (1880-1921) - поэт. Родился в семье профессора. В 1904 г. опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной даме", который выдавал в нем поэта-символиста. Вторая книга стихов «Нечаянная радость» сделала имя Блока популярным в широких читательских кругах. В нее вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1906 г. Блок обращается к театру и пишет три лирические драмы («Незнакомка», "Король на площади", "Балаганчик"), а также большое количество литературоведческих и критических статей. Цикл "Вольные мысли" (1907), и особенно стихотворение "О смерти", обнажают демократическую тенденцию творчества поэта. Болью и горечью за исковерканные страшным миром судьбы, верой в будущее наполняются стихи лет, вошедшие в третий том его лирики: цикл "Страшный мир" и цикл в цикле "Пляски смерти", "Возмездие" и "Арфы и скрипки". Это лучшее, что написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта, результатом поездки в Италию в 1909 г. стал цикл "Итальянские стихи", позже в 1914 г. лирический шедевр — цикл "Кармен". Важная для Блока тема России звучит в цикле "На поле Куликовом" (1908). Рост гражданских настроений поэта отражается в поэме "Возмездие" (1910). Образ революции, суровым и восторженным гимном которой стала поэма "Двенадцать", олицетворяется поэтом со всепобеждающей стихией, в которой гибнет ненавистный ему страшный мир и встает мир преображенной.
БОАС Франц (1858—1942) - немецкий этнограф, эмигрировавший в 80-е гг. XIX века в США. Считается отцом современной американской антропологии, один из основателей психоаналитического направления в антропологии. Почти все американские культурные антропологи считают себя его учениками. Получил образование в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля (в последнем ему присуждены ученые степени доктора философии и доктора медицинских наук). По первоначальному образованию был физиком и математиком, защитил диссертацию о цвете воды и прославился трудами по лингвистике. В США являлся профессором во многих университетах, изучал культуру индейцев северо-западного побережья США. С 1899 и до конца жизни - первый профессор антропологии Колумбийского университета. Один из основателей Американской антропологической ассоциации (1902), журнала «International Journal of American Linguistics» (1917).Плодовитый ученый, Боас опубликовал сотни статей и книг по физической антропологии, лингвистике, археологии и этнологии, создал школу исторической этнологии. Ф. Боас заложил фундамент антропологии XX в. Выступал против увлечения общими законами развития культуры. Изучение дописьменных культур убедило его в том, что общие схемы этнографии — эволюционизм, диффузионизм и функционализм — опираются на умозрительные основания. На эмпирических фактах он убедился в том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Сходные черты, например, общность языка или системы исчисления родства (матрилинейная или патрилинейная системы) в одних случаях объясняется общим происхождением, а в других — взаимным влиянием. Различия народов и присущих им систем ценностей (т.е. культуры) часто объясняется различием мотивов деятельности: на шкале ценностей китайцев добрый поступок означает совсем не то, что на шкале индейцев или эскимосов. Поэтому научное исследование культуры возможно только на базе ценностей того народа, которому они принадлежат. Освободиться от оценок, связанных с собственной культурой, и оценивать чужую культуру, исходя из нее самой, такой принцип получил в науке название принципа культурного релятивизма.
БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - великий итальянский писатель, гуманист раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) – книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).
БОМАРШЕ Пьер Огюстен(1732 – 1799) - выдающийся французский драматург. В комедиях «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) изображен конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Великой французской революции; герой комедии – полный энергии и ума слуга. На сюжеты пьес написаны оперы В. А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757—1825) — живописец-портретист, академик (1795), советник (с 1802 г.) петербургской Академии художеств. Происходил из семьи казачьего старшины. Учился первоначально у отца - Луки Ивановича Боровиковского, “значкового товарища” Миргородского казачьего полка и иконописца. С 1774 г. числился на службе в том же полку (оставил службу во второй половине 1800-х годов в чине поручика), одновременно занимался иконописью и живописью. В 1770 - 1780-е годы был близок с В.В. Капнистом, по, поручению которого и в связи с путешествием Екатерины II в Крым исполнил в 1787 г. аллегорические картины, изображавшие Петра I и Екатерину II (не сохранились). С конца 1788 г. жил в Петербурге в доме Н. А. Львова, с его помощью вошел в кружок Г. Р. Державина, сблизился с И. И. Хемницером и Д.Г. Левицким, советами которых пользовался для совершенствования мастерства - с 1792 г. учился также у И. Б. Лампи. Круг общения во многом определил мировоззрение и эстетические взгляды Боровиковского. С середины 1790-х годов в его работах наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма; в противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения “частного” человека, простые, естественные чувства которого наиболее полно проявляются в природном окружении, обычно на фоне окутанного легкой дымкой паркового пейзажа (портреты: М. И. Лопухиной, 1797, В. И. Арсеньевой, 1795). “Частный” характер имеет и портрет Екатерины II (1794), изображенной на прогулке в Царскосельском парке в домашнем салопе и с левреткой. В 1802 г. вступил в масонскую ложу “Умирающего сфинкса”; позже отошел от масонства, с 1819 г. состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой “Союз братства”. С начала XIX в. в творчестве Боровиковского складывается новый, отвечающий эстетике русского классицизма идеал личности: обратившись к изображению людей с сильным характером, действенных и энергичных, он стремится подчеркнуть в них черты гражданственности, благородство и достоинство человеческой натуры (портрет А.А. Долгорукого, 1811, 1 II). В 1804 - 1811 гг. исполнял живописные работы (в том числе иконы для иконостаса) в Казанском соборе в Петербурге.
БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) - композитор, ученый-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в том числе музыкальное, образование. Композицию изучал самостоятельно. Окончил Петербургскую медико-хирургическую (ныне Военно-медицинскую) академию (1850-1856), не прекращая занятия музыкой. С 1859 по 1862 г находился за границей для научного усовершенствования. С 1862 г. до конца жизни профессор (с 1877 г. - академик) Медико-хирургической академии. С 1863 г. профессор Лесной академии (кафедра химии) Член-учредитель Русского химического общества (основано в 1868 г.), один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885 г.) Женских врачебных курсов. С 1862 г. началось его сближение с творческим содружеством “Могучая кучка”, активным участником которого он стал в дальнейшем. В 1885 - 1886 гг. состоялась поездка в Бельгию, где исполнялись его произведения. Характерные черты творчества А. П. Бородина - народность национальный характер, монументальность, эпическая мощь, эмоциональность, стройность и ясность формы, красочность гармонического языка. Талант А. П. Бородина равно могуч как в симфонии, так и в опере и в романсе. Он создал жанр национально-эпической песенной симфонии. Сочинения: опера “Князь Игорь” (1869 - 1887), окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, комическая опера “Богатыри” (1867), IV акт коллективной оперы “Млада” (1872); две симфонии (1867 - 1876), две части III симфонии (1880), Секстет (1860), фортепьянный квинтет (1862), два квартета (1879; 1881); Маленькая сюита (семь пьес) для фортепьяно (1885); шестнадцать романсов, в том числе “Для берегов отчизны дальней”, “Море”, “Песня темного леса”, “Спящая княжна”, статьи о музыке, сорок две научные работы.
БОСХ (Босх Ван Акен) Хиеронимус (ок. 1460 - 1516) - великий нидерландский живописец. Причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклорные, сатирические тенденции, реалистические наблюдения жизненных явлений, новаторски смелые поиски в области колорита («Искушение св. Антония», триптихи «Воз сена» и «Сад наслаждений»).
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (наст. имя и фам. – Алессандро Филипепи, Filipepi; 1445-1510) - великий итальянский живописец. Представитель раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темя («Весна», «Рождение Венеры») отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 90-х гг. искусство Б. становится напряженно-драматическим («Клевета»). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, изящные острохарактерные портреты («Джулиано Медичи»).
БРЕЙГЕЛЬ Старший или «Мужицкий» Питер (между 1525 и 1530-1569) - выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Масленицы и поста», «Безумная Грета», «Крестьянский танец», серия «Времена года», «Слепые»).
БРЕТОН Андре (1896-1966) – немецкий писатель, один из основоположников сюрреализма. В декларациях 1930-х гг. и книгах, не принимая буржуазную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом.
БРЕХТ Бертольд (1898-1956) – немецкий писатель, режиссер. В 1949 г. основал театр «Берлинер ансамбль». Философско-сатирические пьесы на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Кавказский меловый круг». Ориентировался на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному сопереживанию, а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел так называемый эффект отчуждения – новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора – песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т.п. Оказал влияние на театр XX в.
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-1996) - поэт, переводчик. Родился в семье известного фотожурналиста. Работал фрезеровщиком, техником-геофизиком, кочегаром, матросом, санитаром, фотографом. Писать стихи начал с 1957 г. Занимался переводами с английского, испанского, польского и сербохорватского языков. В 1964 г. был приговорен к пяти годам принудительных работ за "тунеядство". После мощной волны протестов со стороны мировой культурной общественности получил освобождение через полтора года, вынужденно покинул СССР (1972), жил в Нью-Йорке. В творчестве Бродского можно выделить два больших периода: 1) с 1957 по 1972 г. (до отъезда) - "Большая элегия Джону Донну" (1963) 'Рождественский романс" (1962), "Холмы" (1963); 2) с 1973 по 1996 г. (после отъезда) - "Колыбельная трескового мыса" (1975), "Осенний крик ястреба" (1975). В целом же поэзия Бродского определяется его трагическим мироощущением. Стихи часто опираются на Ветхий Завет, нередко речь идет о проблемах смерти, есть тяга к повествовательности, часто встречаются стихи исповедального и философского характера. При этом поэт остается верным классическому стиху. Его работы, часто забивающие тему ссылки, восхищают лаконичным, насыщенным языком. Наиболее известные из них: "Конец прекрасной эпохи", "Рождественский романс" (1962), "Письма римскому другу" (1972), "Осенний крик ястреба" (1975), цикл "Части речи" (1980). В 1987 г. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе.
БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Б. отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений ( купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Оспедале дельи Инноченти, капелла Пацци – все во Флоренции).
БРУНИ Федор (Фиделио) Антонович (1799 - 1875) - русский живописец. Итальянец по происхождению. Учился в петербургской Академии художеств (1809 - 1818) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова и В. К. Шебуева; профессор (с 1836 г.) и ректор (1855 - 1871) там же. В 1818 - 1836 и 1838 - 1841 гг. работал в Италии. Ранние произведения Бруни наполнены гражданским пафосом (“Смерть Камиллы, сестры Горация", 1824) и романтической эмоциональностью (“Портрет З. Волконской в костюме Танкреда”, 1820). С 1830-х годов творчество Бруни представляет наиболее консервативные, религиозно-мистические тенденции русского романтизма (“Медный змий”, 1827 - 1841). С конца 1840-х годов В. Бруни - глава русского академизма.
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852) - русский живописец. В 1822 - 1835 гг. работал в Италии. С 1836 г. профессор петербургской Академии художеств. Уже в ранних картинах Брюллова, написанных им под ярким в впечатлением от природы и искусства Италии и своей мажорно-идиллической тональностью перекликавшихся с анакреонтической поэзией А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (“Итальянский полдень”, 1827, ГРМ; “Вирсавия”, 1830), проявились привлекшие внимание современников его артистический темперамент, блеск фантазии, романтичность мироощущения. Зрелое творчество Брюллова отмечено стремлением к обновлению выразительных возможностей русской живописи, взволнованным утверждением страстных порывов души, сильных эмоций. Главное произведение Брюллова - картина “Последний день Помпеи” (1830 - 1833) - проникнута новым для русского искусства духом историзма, который проявился не только в детальной технике, основанной на тщательном изучении (с 1827 г.) исторических источников и археологических находок, но и в понимании художником хода истории как драмы колоссального масштаба, потрясающей основы человеческого существования; впервые в русской живописи Брюллов сделал содержанием исторической картины не подвиг отдельного героя, а трагическую судьбу массы людей. Публичная демонстрация в России картины, косвенно отразившей и трагическую атмосферу николаевского режима, и интуитивное предчувствие грядущих исторических сдвигов, стала событием русской общественной жизни. Вернувшись в 1836 г. в Россию (через Грецию и Турцию), Брюллов сблизился с широким кругом художественной интеллигенции - живописцем В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, В.А. Жуковским и др. Мастерство Брюллова раскрывалось в этот период и в его эффектных (иногда не лишенных налета салонной красивости) парадных портретах (“Ю.П. Самойлова с Амалией Пачини”, около 1839), и в более камерных, психологически углубленных портретах деятелей русской культуры (портреты Н.В. Кукольника, 1836, И.А. Крылова, 1839, А.Н. Струговщикова, 1840), но его попытка создать новое монументальное историческое полотно в жанре “народной эпопеи” (“Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, 1839 - 1843,) не удалась, и картина осталась незавершенной. Преподавая в петербургской Академии художеств, Брюллов стремился преодолеть рутинные методы обучения художников, поддерживал первые живописные опыты П.А. Федотова и Т.Г. Шевченко; в 1838 г. содействовал вместе с А.Г. Венециановым и В.А. Жуковским освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости (деньги для выкупа были получены от лотерейной продажи специально написанного Брюлловым портрета Жуковского). В 1849 г. из-за болезни покинул Россию, жил на острове Мадейра, с 1850 г. - в Италии.
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) – поэт. Родился в московской купеческой семье. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Стал одним из зачинателей русского символизма. В 1884-1895 гг. подготовил и издал три сборника «Русские символисты», составленные главным образом из его собственных и переводных стихотворений. С изданием созданного Брюсовым альманаха «Северные цветы» русский символизм заявил о себе как о целостном и самостоятельном литературном течение. Со временем был признан как писатель общенационального значения, авторитетный деятель культуры, поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик и литературовед. В 1921 г. Брюсов организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) – писатель-прозаик. Родился в семье доктора богословия, профессора Киевской духовной академии А.И. Булгакова. Закончил Первую Киевскую гимназию (1909), поступил на медицинский факультет Киевского университета. После окончания с 1916 г. работал земским врачом под Смоленском, затем до 1919 г. имел медицинскую практику в Киеве. Близко видел события гражданской войны. В 1920-1921 гг. жил во Владикавказе, где началась его литературная и театральная деятельность. В эти годы им создаются «записки юного врача». С сентября 1921 года в Москве сотрудничал во многих журналах и газетах («Накануне», «Гудок» и др.). Входил в литературную среду, завязал знакомства с В. Маяковским, А. Толстым, И. Бабелем, В. Катаевым, И. Ильфом, Е. Петровым, Ю. Олешей, К. Паустовским и др. Роман «Белая гвардия» (1924) не был напечатан полностью (и вообще не был закончен) из-за прекращения существования журнала «Россия» (поэтому роману была написана пьеса «Дни Турбиных», 1926). Ранняя сатирическая проза Булгакова была частична опубликована в его сборнике «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925). Повесть «Собачье сердце» (1925) была конфискована «органами».
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 529;