Геоэкология: система наук об интеграции геосфер и общества 5 страница
Объем мировой экономики, выраженный в стоимости валового продукта за год (в долларах США), удваивался в XX веке каждые 20 лет. В ближайшие десятилетия ожидается дальнейшее увеличение валового продукта с соответствующим возрастанием нагрузки на экосферу:
Год | ||||
Валовый мировой продукт, млрд. долл. США/год |
III. 3.2. Природные ресурсы
Природные ресурсы экосферы обычно подразделяются на невозоб- новимые (полезные ископаемые), возобновимые (в основном биологические) и "неисчерпаемые" (энергия Солнца, вода, воздух, тепло недр и др.) (рис. 4). К этой же последней категории могут быть отнесены и такие системы жизнеобеспечения как глобальные биогеохимические циклы основных элементов, глобальный гидрологический цикл, циркуляция атмосферы и океана, процессы синтеза-деструкции органического вещества и пр. Это весьма условное деление. Границы между категориями ресурсов размыты. Эти границы относительны с точки зрения времени. Например, минеральные ресурсы и почвы продолжают создаваться и эволюционировать и в наше время, но скорость их формирования несравнимо меньше скорости их потребления. Вода, в целом возобновимый ресурс, может быть при определенных обстоятельствах невозобновимым ресурсом.
Рис. 4. Основные виды природных ресурсов |
Современная промышленность и энергетика основывается в основном на использовании невозобновимых ресурсов, а именно полезных ископаемых, подразделяемых на три основные группы: горючие ископаемые (нефть, газ, уголь и др.), металлы (железо, алюминий, медь и пр.) и неметаллическое минеральное сырье (соединения серы, фосфора, поваренная и другие соли и пр.). Первая группа относится также к категории уничтожаемых ресурсов, а две другие группы - к категории рассеиваемых ресурсов.
Индустриализация резко увеличила добычу и использование полезных ископаемых. Производство стали в мире с начала XX века увеличилось более чем в 70 раз, нефти в 130 раз, алюминия более чем в 1700 раз. Этот интенсивный рост связан главным образом с увеличением доходов на душу населения и повышением уровня потребления в богатых странах, и только во вторую очередь с ростом численности населения и потреблением в менее развитых странах, потому что в последних более двух третей семейных доходов идет на питание.
Рост добычи полезных ископаемых в мире приводит к возникновению геоэкологических проблем, связанных: а) с возможным глобальным кризисом вследствие нехватки тех или иных минеральных ресурсов, и б) с включением новых, антропогенных потоков в глобальные циклы вещества и энергии, что значительно изменяет системы жизнеобеспечения экосферы.
Суммарная добыча большинства полезных ископаемых за текущие десятилетия намного превысила разведанные запасы к началу этого периода. Тем не менее запасы почти всех полезных ископаемых за это время выросли благодаря геологической разведке, которая обеспечивает перевод полезных ископаемых из категории ресурсов (то есть материалов, имеющихся в земной коре) в категорию резервов, по западной терминологии, или запасов, по российской терминологии. Резервы (запасы) - это часть минеральных ресурсов, технологически доступных и экономически целесообразных для добычи. Например, производство железа в мире за 1950-1980 гг. составило 11 млрд. тонн, но запасы железа выросли за это время с 19 млрд. т до 93 млрд. т.
Похоже, что скорость прироста разведанных запасов полезных ископаемых растет быстрее, чем их добыча. За последние 20-30 лет как запасы, так и отношение запасов к ресурсам в мире увеличились. Лишь очень немногие ископаемые обнаруживают уменьшение запасов, то есть превышение скорости их добычи над скоростью прироста запасов. Цены на мировом рынке на минеральное сырье в основном снижаются, что также указывает на изобилие этих товаров, хотя это и не единственный фактор, определяющий цену сырьевых ресурсов.
При современном уровне добычи разведанных запасов цинка, свинца, ртути хватит на 20 лет, нефти будет достаточно на 40 лет, железа, угля, алюминия - более чем на 100 лет, причем эти цифры имеют тенденцию к возрастанию. Последнее обстоятельство позволяет надеяться, что в целом дефицит минеральных ресурсов не станет в ближайшие десятилетия основной причиной глобального геоэкологического кризиса.
Важнейшим вопросом потребления является эффективность использования ресурсов. Мы будем обсуждать этот вопрос в следующем разделе, посвященном технологии. Здесь отметим лишь, что потребление различных полезных ископаемых как на душу населения, так и на единицу производимого продукта в последние десятилетия в мире сокращается.
Еще сравнительно недавно, 10-20 лет тому назад, популярной темой в литературе был ожидаемый кризис, вызванный грозящей нехваткой тех или иных минеральных ресурсов. Опасность этого кризиса, по-видимому, отодвинулась, но вопрос не снят полностью с повестки дня, потому что прогнозирование спроса на полезные ископаемые содержит много неопределенностей, а запасы минерального сырья не дают оснований для спокойствия.
В особенности этот вопрос важен для энергетики. Посредством сжигания горючих ископаемых в мире производится около 80% энергии, и нехватка их без соответствующего изменения источников энергии означала бы не кризис, а катастрофу. Тем не менее, к середине 90-х гг. стало ясно, что главным в изменении типа энергетики, то есть в переходе к возобновимым источникам энергии, будет все же не недостаток горючих ископаемых, а угроза системам жизнеобеспечения Земли вследствие неконтролируемого парникового эффекта. Асидификация территорий (см. раздел V.4), также возникающая преимущественно вследствие тепловой энергетики, - еще один серьезный фактор необходимости перехода к возобновимым источникам энергии. Если иметь в виду столь серьезные глобальные геоэкологические последствия, то в первую очередь возникает не проблема дефицита горючих ископаемых, а вопрос, будут ли все доступные ресурсы горючих ископаемых когда-нибудь сожжены, или экологические ограничения заставят остановить тепловую энергетику, прежде чем будут израсходованы все запасы горючих ископаемых.
Еще более сложны проблемы использования возобновимых ресурсов. В целом в мире их количество и качество сократилось под воздействием деятельности человека. Поскольку важнейший источник возобновимых ресурсов это фотосинтез, создающий первичное органическое вещество, мы будем обсуждать геоэкологические проблемы, связанные этими ресурсами, главным образом в главе IX, посвященной биосфере. С общесистемной, экосферной точки зрения, потребление человеком биологической продукции превысило пределы, обусловливающие устойчивость экосферы, в частности, вызвало нарушение глобальных и локальных биогеохимических циклов и снижение биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.
"Неисчерпаемые" природные ресурсы, потребляемые обществом, это в значительной степени ресурсы атмосферы и гидросферы. Потребление этих ресурсов человеком приводит к изменению химического состава атмосферы с соответствующими серьезными последствиями, к ухудшению качества природных вод и трансформации как локальных, так и глобального круговоротов воды. Мы будем обсуждать эти вопросы в последующих главах.
III. 3.3. Различия в уровнях потребления
Обсуждая принципиальные вопросы потребления природных ресурсов и экосферных "услуг", нельзя не сказать о различии в уровнях потребления как внутри стран, так и между странами.
Разница в уровнях потребления различных стран очень велика. Например, в развивающихся странах потребление нефти, газа, угля и стали на душу населения на порядок меньше, чем в развитых странах.
Величина валового национального продукта (ВНП) дает определенное представление о разнице в уровнях потребления различных стран. ВНП - это стоимость всей конечной продукции и услуг (за год), произведенных на территории данной страны. В 1993 г. ВНП всех стран мира составил 29 триллионов 135 миллиардов долларов. Из них на долю США приходится 21%, Китая - 10%, Японии - 9%, Германии - 5%, Индии - 4%, Франции - 3%. ВНП России был 725 млрд. долларов, или 2,5% от общемирового. ВНП развитых и развивающихся стран различаются на порядок величины: в 1991 г. разница на душу населения США и Индии, например, была приблизительно в 20 раз.
Использование ресурсов жителями развитых стран превышает разумные потребности. Подсчитано, что обобщенный уровень потребления среднего жителя Швейцарии приблизительно в 40 раз больше уровня потребления жителя Сомали. Достаточно посмотреть также на огромные, забитые товарами магазины западных стран, чтобы понять, что преобладающая часть товаров не может быть раскуплена, и, таким образом, ресурсы, использованные для производства этих товаров расходуются впустую. В США только затраты на содержание очень приятных на вид лужаек у каждого дома равны примерно 7,5 млрд. долларов в год. В то же время все виды иностранной помощи США составляют около 10 млрд. долларов в год. Для сравнения укажем также, что расходы на лужайки на жителя США составляют менее 50 долларов, тогда как весь ВНП на душу населения самой бедной страны мира, Эфиопии, составляет 100 долларов в год.
По всей видимости, эту разницу одолеть не удастся. Развитые страны, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР или OECD) пришли к выводу, что страны с низким средним доходом (развивающиеся страны) не смогут сравняться с уровнем стран ОЭСР ни за 40, ни даже за 100 лет (цит. по Р.Гудланду, 1995). Эта цель недостижима. Напротив, различия в имущественном состоянии стран увеличиваются. Было бы очень желательно, чтобы развивающиеся страны хотя бы приблизились к имущественному уровню развитых стран. Возможный путь к этому - в снижении разницы в доходах. Средний годовой доход в странах ОЭСР составляет 21000 долл./чел. Существуют исследования, показывающие, что страны с низким доходом могут достичь уровня дохода в 1500-2000 долларов на человека в год. При таком уровне дохода можно обеспечить около 80% тех показателей качества жизни, которые имеют жители стран с доходом 20000 долларов (продолжительность жизни, уровень питания, образования, особенности отдыха и пр.).
Развитые страны не только потребляют больше природных ресурсов, но они также в большей степени используют системы жизнеобеспечения Земли, сбрасывая в воду и воздух на душу населения значительно больше загрязнителей, чем развивающиеся страны. Неравномерность уровней потребления является отражением как внутринационального, так и международного неравенства и зачастую служит причиной общественной и политической напряженности и конфликтов, т.е. фактором глобальной экологической безопасности.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 923;