I. Теория естественного права
Истоки этой теории в научной мысли античности. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
"Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон" (Цицерон).
Расцвет теории – эпоха буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др.). Идеи теории закреплены, например, в Декларации независимости США (1776 г.).
Суть теории естественного права состоит в следующем.
1. Кроме позитивного права, создаваемого государством существует высшее, настоящее, естественное право, стоящее над позитивным правом.
2. Естественным правом считаются только такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека:
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на собственность;
- право на труд;
- право на сопротивление произволу властей и др.
3. Источник прав человека в самой природе человека.
Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут дароваться государством. Естественное право исторически предшествует государству.
4) Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным ценностям.
Право и закон не тождественны. Законодательство может либо правильно отражать право, либо искажать идеи свободы и справедливости.
С этой точки зрения не всякий закон является правовым.
Современной модификацией теории естественного права является теория возрожденного естественного права. В ее рамках выделяются два основные направления:
а) неотомистская теория права.
Неотомизм – современная интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского, суть ее состоит в том, что основные права заложены в мировом порядке, который согласуется с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.
Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом;
б) "светская" теория естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, которое основано на стандартах справедливого поведения.
В противовес естественной правовой теории возникла позитивистская теория и историческая школа права.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2796;