Полицейское государство
В средние века государственная власть выполняла военные, судебные и финансовые функции. Средневековые юристы определили политическую власть как юрисдикцию, то есть отправление суда, и уже из юрисдикции выводили военное и финансовое управление. У городской муниципальной власти функции были несколько сложнее. Они простирались на управление торговлей и ремеслом. Гúльдии и цéхи, хотя и являлись самостоятельными корпорациями, всё же находились под надзором городских властей. О народном образовании, здравоохранении, продовольствии в голодные годы заботилась католическая церковь. Монастыри оказывали населению медицинскую помощь и организовывали народное продовольствие в годы бедствий. Школьное дело зародилось и развивалось в ведении церкви. Церковными учреждениями считались в средние века и университеты, то есть корпорации учёных и учеников, учреждавшиеся папой римским и получавшие от него привилегии на занятие наукой и обучением.
Абсолютная монархия, возникшая к XVI в., существенно расширила функции государственной власти. Государственная власть стала заботиться об удовлетворении материальных и духовных нужд подданных: о развитии торговли и промышленности, о народном здравоохранении, продовольствии, просвещении (университеты). Если в средние века политическая власть выступала как юрисдикция, то в абсолютной монархии XVI-XVIII веков она оказалась преимущественно управлением, или, как тогда говорили, полицией (от греческого полис, политéйя - государственной устройство), отчего и весь характер абсолютистского государства получил название полицейского государства. Это не потому, что в государстве учреждена и функционирует полиция, призванная обеспечить общественную безопасность внутри страны, а потому что до середины XIX в. для обозначения управления использовался термин «полиция».
Целью полицейского государства провозглашалось достижение общего блага, «народного счастья», материального благосостояния и духовного благоденствия подданных. Эта цель может быть достигнута абсолютной монархией путём регламентации всех сторон общественной, экономической жизни народа, широкого вмешательства государства в частную жизнь подданных и ограничением инициативы и ликвидации всякой автономии. Во имя общего блага допускалась самая широкая регламентация всех сторон жизни подданных со стороны государственной власти. Полицейское государство стремилось подчинить своей опеке и руководству всю общественную и частную жизнь подданных. В чём заключается общее благо, каковы средства его достижения, - все эти вопросы разрешались исключительно государственной властью и проводились в жизнь при помощи специальных слуг государства - профессиональных чиновников.
Население признавалось вечно-несовершеннолетним, неспособным к самостоятельности, нуждающимся в опеке. Народ как малого ребенка надо водить за руки для его же пользы. Народ ни о чём не спрашивали, с ним не считались. Ему лишь предписывали, приказывали, властно вели его к благополучию. Забота о народном благополучии есть исключительное дело государственной власти. Дело подданных повиноваться предписаниям благодетельного начальства и не рассуждать. Власть есть сила благожелательная и благодетельная, чего не могут понимать разве только люди злые, упрямые и невежественные. Управление в полицейском государстве в принципе отрицало какую бы то ни было самостоятельность индивида и общественных групп и всецело покоилось на начале всеобъемлющей и всепоглощающей опéки государства над личностью и обществом.
Широкое развитие государственного управления привело к тому, что все стороны жизни населения подчинялись законодательному регулированию и правотворчество признавалось исключительной функцией государства. В XVIII в. закон, исходящий от короля, объявляется основным источником права.
Таким образом, полицейское государство - это абсолютная монархия XVII-XVIII веков, которая для общего блага стремится регламентировать и контролировать общественную и частную жизнь народа во всех её проявлениях и без участия самого народа.
Система государственной опéки полицейского государства в своё время вызывалась исторической необходимостью. В известную эпоху она являлась полезной и плодотворной, особенно политика меркантилúзма - политика государственного вмешательства в экономику, регламентации промышленности и торговли. Однако эта система государственной опеки и воздействия действовала по инерции и при поддержке заинтересованных в ней общественных групп дольше, чем это требовалось жизнью, и проводилась чересчур прямолинейно вплоть до крайностей. Например, королевскими указами предписывалось из какого дерева изготовлять гробы, какими орудиями возделывать землю, из каких материалов шить обувь, на скольких лошадях ездить чиновникам каждого ранга и т.п. С течением времени эта система стала вредной, тягостной, так что само название полицейского государства стало синонимом угнетения личности и общества.
Наиболее типичным полицейским государством являлась Пруссия, крупнейшее германское государство, наряду с Австрией. Абсолютизм в Пруссии называют военно-полицейским. В германских монархических государствах создавались в XVII-XVIII вв. постоянные армии. Их численность была непропорционально велика по сравнению с численностью населения. Пруссия в период правления Фридриха II (1740-1788) при численности населения пять миллионов человек имела армию в 200 тысяч человек. Рядовой состав прусской армии компектовался путём вербовки прусских подданных из числа крестьян, обязанных 20-летним сроком службы королю. Офицерский состав формировался из дворян - ю’нкеров, прошедших подготовку в кадетских корпусах.
Просвещённый абсолютизм второй половины XVIII века
Вторая половина XVIII века (1740-1789) в западных государствах называется эпохой просвещённого абсолютизма. Политику просвещенного абсолютизма проводили такие государи, как Фридрих II в Пруссии (1740-1788), Иосиф II в Австрии (1780-1790), Екатерина II в России (1762-1796), министр Тюргó Людовика XVI во Франции (1774-1776).
Просвещённый абсолютизм есть неограниченная королевская власть, находящаяся в союзе с философами и совершающая реформы, которых требовали разум и справедливость. «Веком Просвещения» назвали XVIII век. Люди эпохи просвещения считали, что усовершенствование человеческого общества возможно только средствами разума, образования и культуры. Всемогущий человеческий разум устанавливает естественные законы общежития, применение которых в состоянии обеспечить всеобщее благосостояние и счастье. Для того чтобы благоденствие и счастье водворились на самом деле, необходимо соединение знания и власти. Соединение такое будет дано, если философы будут царствовать или цари философствовать. Первое едва ли достижимо. Второго легко достигнуть, стоит только европейским государям проникнуться идеями века Просвещения и проводить их в жизнь путём законодательства и управления («полиции»). Знания естественных законов нельзя ожидать от народа. В тёмных массах его нет. Просвещенный государь может и должен насаждать естественное право всей полнотой своей власти. Ведь за ним стоит рациональная истина, а истина абсолютна, и Евклúд являлся деспотом в геометрии. Безграничная власть государства - единственное средство создать земное благополучие.
Просвещённый абсолютизм признавал служение общему благу, интересам подвластного общества обязанностью религиозной или моральной, которой носители верховной власти, монархи почитали себя связанными перед Богом или перед своей совестью. Юридической обязанности по отношению к подвластным, которой соответствовали бы субъективные права последних, носители власти не признавали. О юридических обязанностях власти не было речи и тем более о правах населения на участие в решении вопроса о том, чего именно требует общее благо, на содействие власти или же на свободу от её всеобъемлющей опёки. Просвещённая государственная власть имеет безграничное право вводить преобразования, не считаясь с мнением, интересами и даже правами отдельных корпораций и сословий. Осуществление этого права всецело предоставлялось усмотрению власти, не встречавшему никаких ограничений со стороны каких-либо прав подданных.
Идеалом просвещенного абсолютизма являлась сильная просвещенная власть, централизация, бюрократизм, просвещение, гуманность. Просвещенный абсолютизм начинает ограничивать сословные привилегии дворянства и духовенства, особенно по отношению к крестьянам, во имя интересов государства, получавшего главную массу налогов с крестьян. Просвещённый абсолютизм отменил церковную десятину, стремился к отмене крепостного права и к ограничению дворянской власти над крестьянами, отменив дворянское право суда и телесного наказания крестьян, к ограничению барщины. Просвещённый абсолютизм предпринимал меры, направленные на улучшение администрации, финансов, осуществил гуманизацию уголовного права, отменив наиболее мучительные наказания, как квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, произвёл гуманизацию уголовного процесса с отменой пытки. Например, пытку отменили в Пруссии в 1756 г., в Австрии в 1776 г., во Франции в 1788 г., в России в 1801 г., в Баварии в 1806 г. Абсолютизм предпринял меры по направлению к всеобщей обязанности платить налоги, стал допускать на гражданскую и военную службу недворян.
Просвещенный абсолютизм осуществил ряд мер против католической церкви. В католических странах он произвёл секуляризáцию - изъятие церковной собственности, которая в протестантских странах подверглась конфискации ещё в период реформации XVI в. У духовенства, как католического, так и протестантского отнималось исключительное заведование народным образованием, книжной цензурой. В католических странах - Франции, Испании произошло изгнание иезуúтов - католической организации, которая занималась католической пропагандой и обучением. Изгнание иезуитов ослабило влияние католической церкви.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1653;