Общая юридическая характеристика полиса
Вторым историческим типом государства в древнем мире являлось античное государство в Древней Греции и Риме. Античное государство представляло собой городскую республику, город - государство. Афины и Рим сложились как полисы. Пóлис - это город - государство, то есть небольшое по размерам государство, включающее в себя центр - город и прилегающую к нему земледельческую округу, небольшую область. Характерная черта полиса - незначительный размер государственной территории, преобладание городского центра над окружающими его сёлами. Римляне называли город - государство - цúвитас (civitas). Полис дал названия таким терминам как «политика», «политический» и даже «полиция», а цивитас другим терминам: «цивильное (гражданское) право», «цивилизация».
Полис - это коллектив сравнительно небольшого числа полноправных граждан, которые противостоят не гражданам, чужакам - иностранцам и рабам. Всякий полис состоял из полноправных граждан, неполноправных свободных - иностранцев и бесправных рабов. Коллектив граждан являлся замкнутым, немногочисленным в Афинах и довольно многочисленным в Риме. Только граждане имели право частной собственности на землю в полисе, обладали политическими правами, то есть правом на участие в государственном управлении и суде.
Политические права были тесно связаны с военными обязанностями граждан. Для участия в народном собрании и занятия государственных должностей являлась обязательной военная служба. Только гражданин, с оружием в руках защищающий свою Родину, имел право на участие в управлении делами полиса. Армии полисов представляли собой именно ополчения граждан. При этом воинская повинность одновременно являлась не только обязанностью, но и правом. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в редких случаях самой крайней необходимости. Гарантией политических прав граждан являлось запрещение долгового рабства граждан за долги.
Свободные неполноправные иностранцы и их потомки (метэ’ки в Афинах, перегрúны в Риме) лишались политических прав, но были лично свободны. Раб считался не субъектом права, а лишь объектом права, вещью, принадлежащей своему хозяину, «одушевленным орудием». Раб не имел ни гражданских, ни политических прав, ни права собственности, ни права на семью. Раб - это подневольный работник, живущий и работающий в господском хозяйстве и на господском содержании. За работу он получал содержание от хозяина.
Основой экономики полиса являлось сельское хозяйство. Основу населения полиса составляли крестьяне, хотя имелись и ремесленники и торговцы. Основным производителем являлся свободный гражданин-крестьянин.
Древнегреческие города не были, в отличие, скажем, от городов Европы средних веков и Нового времени, городами ремесленников и торговцев. Они были городами крестьян. Крестьяне по утрам уходили на свои участки, а вечером возвращались домой, под надёжную защиту городских стен. В этом смысле можно сказать, что в античности еще не возникла противоположность между городом и деревней, столь знакомая всем цивилизациям наших дней.
Крестьянский, земледельческий труд считался в античности самым почетным и, собственно, единственно достойным свободного человека и гражданина. Иными родами деятельности занимались, как правило, те лица, для которых по какой-нибудь причине не был доступен статус крестьянина.
Полис являлся и религиозной организацией. Церкви как особой, отличной от государства организации никогда не существовало в полисе. Светская и духовная власти воплощались в одних и тех же институтах и лицах. Очень хорошо видно на примере должности архонта-басилея: гражданин, сроком на год избиравшийся жребием на этот пост, становился одновременно одним из первых лиц в государстве и главным жрецом.
Сакральный центр полиса - акрополь, городской «кремль» с храмом и агора – главная городская площадь. Главный афинский холм носил название Акрополь («верхний город»). Подобно огромному кораблю, возвышался он над окрестностями. Это был священный центр города и его цитадель. На нем размещались важнейшие храмы, дома правителей, а также оборонительные укрепления. Эти крепости можно с полным основанием сравнить с древнерусскими кремлями. На всей территории полиса имелись очаги сакрального - святилища богов и героев, священные рощи, гробницы и пр.
Греческая религия являлась языческой, признавала многобожие. Греки представляли богов как тех же людей, но только людей идеальных: бессмертных, могучих, блаженных, то есть не ведающих горестей и забот. С точки зрения морали, нравственности боги вполне разделяли все человеческие недостатки. Согласно мифам, небожители вполне способны препираться, браниться, хвастаться, лгать, воровать, изменять своим божественным супругам.
От богов ждали не обещаний загробного блаженства, а прямой, непосредственной помощи в реальных земных делах. И если эти надежды не оправдывались - в богах начинали разочаровываться. А в то же время у людей с богами - почти ничего общего. Эти божества были какими-то слишком холодными, равнодушными, замкнутыми в своем прекрасном аристократическом мире. Отношения с ними строились, в общем-то, на основе чистого прагматизма. Люди приносят богам жертвы и дары, молятся им - а боги за это, как считалось, выполняют то, о чем их просят. А может быть, и не выполняют - ненадежные, капризные это союзники.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 653;