Армяне, греки и другие народы Причерноморья и Северного Кавказа в Приазовье и на Дону в XV - начале ХX в.в.

Донские, нахичеванские армяне.

Заметную и весьма значительную этническую и социокультурную группу, ставшую устойчивой, титульной частью населения Донского края в дореволю­ционный период и в настоящее время являются донские, нахичеванские армяне.

Основным капитальным трудом подробно и полноценно осветившим процесс становления и развития колонии армян Дона, со времени её основания в 1779г. до революционных событий 1917г., остаётся многоплановое исследование В.Б. Бархударяна «История армянской колонии Новая Нахичевань». (Ереван. 1996г.). За последние 15 лет в ряде современных исследований, историко-этнографических очерках, научных статьях и публикациях: В.З.Акопяна, Т.Н.Абрамовой, М.Г.Багдыкова, В.Г.Вартаняна, С.С.Казарова, Н.В.Курасовой, М.Г.Нигохосова Б.Т.Ованесова, В.Н.Сидорова, С.М.Саядова, А.Е.Тер-Саркисянца, Р.Г.Тикиджьяна, Ш.М.Шагиняна, В.Ц. Худавердяна и других авторов были намечены новые подходы и даны оценки по дальнейшему изучению истории армян Юга России.

Специальных обобщающих исследований по этнокультурной истории донских армян практически нет. Пожалуй исключением здесь, по-прежнему остаётся уникальная работа Е.Шахазиза «Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб-Хач Нового Нахичевана.»( Тифлис 1903г., в переводе с армянского Ш.М.Шагиняна в 1986 была опубликована в 2005г.). Данная работа по своему значению имеет и источниковедческий статус для любого интересующегося историей и этнокультурныхми особенностями донских армян.

Выгодное географическое и геополитическое положение, мягкий и тёплый климат, плодородные Приазовские и донские земли дающее неограниченные возможности в торговле и развитии ремёсел, привлекали сюда армян ещё задолго до их компактно организованного переселения из Крыма в последней четверти 18 века. Есть свидетельства о пребывании армян в татарском Азаке и Тане в 14-15 в.в.Донским историком и краеведом Б.В.Чеботаревым установлены факты проживания армян в середине XVII в. в турецком Азове, где у них была своя церковь Иоанна Предтечи. По подсчетам П. Буткова к середине 17 в. при взятии Азова донскими казаками в 1636 году в нем насчитывалось 63 семьи армянских и греческих купцов. Известны так же и факты единичного включения армян в состав сообщества и сословия донских казаков в 16 - 19в.в.

Петр Первый, увидев в армя­нах полезный для развития Российского государства на­род, писал в указе от 2 марта 1711 года: «Армян, как возможно, приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». Генералу Кропотову царь прямо предписывал: «Учини им редкое вспоможение, понеже мы оный армянский народ в особливу нашу в императорскую милость и протекцию приня­ли».

Однако, в нелегкое время петровского правления, армяне, компактно проживавшие в Крыму, так и не по­лучили реальных привилегий для закрепления в России. Новый период в русско-армянских отношениях насту­пил после победы России в русско-турецкой войне 1768 - 1774 годов. Императрица Екатерина Вторая решила про­должить экономическую борьбу с Оттоманской Портой, нанеся удар по ее главному союзнику на юге России - Крымскому ханству. Поскольку подати, собираемые с проживавших в Крыму греков и армян, составляли глав­ную статью доходов крымского хана, дальновидная императрица решила переманить греков и армян в Россию, создав им, как христианам, более благоприятные условия для жизни и деятельности, нежели в мусульманском Крыму. Тем более, что возникла острая необходимость в заселении вновь приобретенного, но пока безлюдного, благодатного Ново­российского края.

Уже 9 марта 1778 года, в указе князю Г.Потёмкину, императрица Екатери­на повелела «…живущих в Крыму греков и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и по­желают поселиться в Новороссийской и Азовской губер­ниях..., стараться всеми образами склонять и уговаривать их...» Энергичный Потёмкин через надежных людей на­чал секретные переговоры с духовными и светскими ли­дерами армянской общины в Крыму. Обещая самые бла­гоприятные условия для начала жизни на новых землях, князь просил армянское духовенство провести среди ар­мянского населения Крыма соответствующую агитацию. При этом Потемкин советовал в этой агитации упирать на то, что христианское армянское меньшинство, ущемлен­ное в Крыму мусульманским татарским большинством, на новом месте будет иметь полную свободу вероисповеда­ния, осуществляя судебную, полицейскую и исполнитель­ную власть по своим законам. Узнав о тайных перегово­рах Потёмкина с армянскими лидерами Крыма, хан пы­тался протестовать, но вынужден был смириться под дав­лением русской силы.

К лету 1778 года большая группа армян во главе с ар­химандритом Петром Маркосовым выразила желание переселиться на юг России. В своем письме из Бахчиса­рая на имя Екатерины Второй, от 16 июля 1778 года, они просили принять их «в вечное подданство Российской империи», прося указать их точное местопоселение. По­скольку армянские купцы с середины XVIII столетия с семьями жили близ Темерницкой таможни и хорошо зна­ли Нижний Дон, для их переселения из Крыма и были определены земли близ крепости Димитрия Ростовского. Депутация крымских армян во главе с Арутюном Богосовым и Карапетом Аслановым, прибыв сюда, осмотрела окрестности крепости, выбрав для переселенцев слободу Полуденку, на востоке от крепости Св. Димитрия Ростовско­го, и местности по рекам Самбек и Чалтырь. В августе - сентябре 1778 года из Кафы и некоторых других селений Крыма сюда, под охраной донских казаков, было вывезено 12598 армян. Снелегким сердцем и душой покидали армяне насиженные места, где оставались дома, церкви, цветущие сады, могилы предков и воспоминания о неспо­койной, но обеспеченной жизни.

Переселением армян на Дон руководил А.В. Суворов, под чьим началом находились тогда территории Дона и Кубани. Из-за чиновничьей нерадивости переселение со­вершалось в трудных условиях, когда не хватало фургонов, продовольствия, медицинской помощи, не было точ­но определено место их нового поселения. Попав в труд­ные условия, лидеры армянских переселенцев обратились к епископу российских армян Овсепу Аргутяну (Иосифу Аргутинскому), который в свою очередь обратился к Ека­терине Второй.

14 ноября 1779 года появилась Высочайшая грамота, в которой определялось, что «для удобнейшего поселения ва­шего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих селений округу крепости Св.Димитрия Ростовского, как границы оной с Донским Войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли в три тысячи десятин, для рыбных ловель тамошним обывателям четвертую часть Дона, из того, сколько оной реки в даче той округи состоит вверх от устья реки Темерника» Всего армянам было нарезано 20 тысяч десятин, а несколько позже - еще 8 тысяч десятин.

В декабре того же года переселенцы-армяне прибыли на отведенные им земли и начали строительство города На­хичевани-на-Дону (Нор-Нахичевань),по аналогии с древним армянским городом Нахичевань-на-Араксе. Кроме города, пересе­ленцы основали в отведенной им «округе» (север и севе­ро-запад от крепости Дм.Ростовского) еще пять се­лений: Чалтырь, Топти (Крым), Мец-Сала (Большие Салы), Покр-Сала (Малые Салы) и Несвита (Несветай).

Новые жители Донского края по царской грамоте по­лучили весьма значимые по тем временам привилегии. Армяне навечно освобож­дались от рекрутской повинности и от налогов - на 30 лет, они могли заниматься беспошлинной торгов­лей, на выгодных условиях основывать и владеть промыш­ленными предприятиями, заниматься различными про­мыслами, рыболовством. Им было разрешено строить храмы и осуществлять свободно и на родном языке религиозные обряды (ар­мяне – христиане-григорианцы), соблюдать национальные обряды и традиции.

21 апреля прибывший на Дон архиепископ И.Аргутинский начал торжества по закладке города. В церкви св. Богородицы он зачитал послание католикоса Симеона в честь основания города. Затем он освятил землю и в сопровождении торжественной процессии заложил четыре краеугольных камня в четырех крайних точках будущего города . На торжествах присутствовали комендант крепости Св.Дмитрия Ростовского, донские казаки, военный оркестр. « Раскаты орудийного салюта возвестили о знаменательном событии – основании нового города». Так армяне обосновались на гостеприимной донской земле.

Всеми делами Нахичевани и армянской общины Дона ведал образованный в 1789 году орган самоуправления - Магистрат, объединяв­ший исполнительную, судебную и полицейскую функции. В его состав входили: председатель, четыре заседателя и пять судей. Судопроизводство осуществлялось на основе «Армянского судебника», основанного на нормах нацио­нальной жизни и «Судебника» Мхитара Гоша XII - XIII веков, приспособленных к тогдашним условиям жизни дон­ских армян. Поэтому в городе не было тяжких преступле­ний: например, в отчете магистрата от 23 июня 1823 года с гордостью отмечалось, что «в течение последних 10 лет в округе Нахичевань никем из жителей ни одного убий­ства не учинено».

Город Нахичевань-на-Дону строился по проекту извес­тного русского архитектора, академика Ивана Егоровича Старова, участвовавшего в разработке планировки Пско­ва, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа, Екатеринослава, Херсона, Николаева.

Нахичевань по проекту Старова, утвержденного в но­ябре 1782 года, обращалась лицом к Дону. На площади размером 780 на 1175 саженей планировалось разместить население в 85 - 90 тысяч жителей. На главной площади нового города планировалось возвести собор, администра­тивные и торговые здания, семинарию, архиерейский дом с приходскими церквами вокруг центральной оси. Четы­ре меньшие площади, соседствующие с главной, носили названия: Базарная, Екатерининская, Полицейская и Бульварная. Прямоугольные кварталы города тянулись с севера на юг, ориентация основных улиц определялась с запада на восток. На донском побережьи для обслуживания судов должен был расположиться порт со строениями. Главная дорога города вела к собору Григория Про­светителя, заложенного в 1783 году, вторая дорога спус­калась от восточных ворот крепости Св. Димитрия Ростов­ского к Дону и к прежнему форштадту Полуденка.

Город быстро строился и рос. К 1781 году здесь числи­лось 337 каменных и 1711 деревянных домов, 2 церкви, 180 каменных лавок, заводов 9, и проживало 1040 куп­цов, мещан и цеховых, 4121 человек другого звания. В 1786 году на улице Федоровской (ныне улица Сарьяна) был освящен храм Сурб Теодорос (Святого Федора), а в 1807 году в Нахичеване открылся собор во имя Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), сооруженный по проекту И.Е. Старова. В 1783 году в городе открылась первая армянская школа. С 1802 года здесь начала функ­ционировать школа Лазарянов, в 1850 году открыла свои двери уездная школа, в 1857-м — женская школа А.А. По­повой, а в 1880-м году — ремесленное училище. Наибо­лее талантливые и состоятельные нахичеванцы обучались в Лазаревском институте в Москве и в вузах Петербурга.

В дореформенный период с 1811 по 1861г.г. г.Нахичевань и армянская сельская округа опираясь на национальное самоуправление и религиозные, культурные традиции, используя дарованные права и привилегии, связи с армянами зарубежья, развивались экономически и культурно весьма успешно и превратилась в полноценный процветающий город Юга России, явно опережая по всем показателям г.Ростов, Таганрог и Мариуполь. Одно из первых сведений о численности населения городов относят к 1782 г., тогда в Ростове числилось населения 1600, а по Нахичевани — 3000 человек. В 1806 г. у Ростова, а в 1811г Нахичевани-на-Дону появились свои гербы. 11 мая 1811 г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону — два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью Святого Д. Ростовского, получили первые генеральные планы, лично утвержденные императором Александром I. Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники — скот практически не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевани организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах. На наш взгляд именно этот период можно охарактеризовать как базовый для расцвета армянской колонии, сохранения её прав и привилегий, в том числе с учётом присоединения части Восточной Армении к России в 1828г., воссоздания в новых условиях устойчивого этнокорпаративного сообщества

Жители Нахичевани, получив значительные привиле­гии от правительства, успешно их реализовывали. В городе процветали: ювелирное производство, резьба по камню, сапожное, кожевенное, кузнечное, шорное ремесла, изго­товление серебряных и медных изделий, гончарное, вос­ковое, салотопное, шерстомоечное, кожевенное производ­ства, изготовление кирпича, черепицы, кафеля, извести.

В армянском городе работали и заводы по производству вина, водки и других спиртных напитков. В 1828 году нахиче­ванцы по Сенатскому постановлению получили во владе­ние богатый рыбой левый берег Дона от границы города до устья Темерника. Это дало им возможность успешно заниматься рыболовством и рыбопереработкой. Особое место в жизни города занимала торговля. Местные купцы широко и успешно торговали донскими, российскими и заграничными товарами.

Эту торговую особенность Нахичевани подчеркивали все путешественники, побывавшие здесь. Посетивший го­род в июне 1820 года, вместе с А.С. Пушкиным, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский отметил, что «...город армянский, Нахичеван называе­мый - пространный, многолюдный и торговлей весьма богатый». Семнадцать лет спустя в Нахичевани побывал член Петербургской и некоторых иностранных академий наук Анатолий Демидов. Он писал, что «Нахичеван - город замечательный по своей наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности», что «народонаселение Нахичевана отличается смышлено­стью и ловкостью в торговле» и «многочисленные магазины города наполнены прекрасными шелковыми тканя­ми и разными восточными, преимущественно персидскими, товарами».

Известный французский ученый-геолог Гомер де Гелл, побывавший в Нахичевани в 1840 году, писал о местных купцах: «Ничто не ускользало от их яр­кой сообразительности. Они вырабатывали все виды про­мышленных изделий и не удовлетворялись местной торгов­лей, которая полностью находилась в их руках. Не было во всей России ярмарки, куда бы нахичеванец не вывез на продажу своего товара».

Бурное развитие Нахичевани привело к тому, что к 1842 году он официально стал третьим городом Юга России по экономическим показателям, опережая Ростов-на-Дону и Таганрог.

Своего значения не утратил этот город и к началу реформ 1860 - 70-х годов. В отчете Таганрогского градоначальства за 1859 год читаем: «Нахичеван-на-Дону - один из лучших горо­дов Новороссийского края. Ведет значительную внутрен­нюю торговлю, имеет, в частности, несколько доходных кожевенных заводов и фабрик. Крестьяне Нахичеванского округа отличаются трудолюбием по отношению к ос­тальному населению. Градоначальство характеризуется не только богатством, но и своеобразным благосостоянием».

Новый период развития колонии донских армян, её трансформации и интеграции в местное сособщество хронологически, достаточно чётко определяется с 1861г.г. по 1917г.г. Это и прериод миграции особенно иногороднего неармянского, российского населения в Ростов и Нахичевань, в том числе и на земли донской армянской колонии. Он, в первую очередь, связан с серьёзными изменениями в правовом статусе, экономических и политических правах донской армянской общины, подъёмом экономической и культурной активности, постепенной урбанистической интеграции, объективного процесса слияния г.Ростова и Нахичевани-на-Дону в период либерально-капиталистической модернизации Юга России и Приазовья.

Этот период в жизни армянской колонии и её населения определялся непосредственным проведением государственных либеральных реформ, практической ликвидации армянской автономии, ограничением и фактической отменой привилегий армянской и других донских колоний, усилением капиталистической конкуренции, началом экономической и культурной интеграции и унификации г. Ростова и Нахичевани-на-Дону. Он по своему стал стал критической точкой для перспектив последующего сохранения самобытности этнического и социокультурного статуса армянской доской общности ( в отличии от донских казаков).

Так с 1864 по 1875 г.г., (в том числе по закону от 1871г. регламентировавшим жизнь колоний и поселенцев в империи) жизнь и деятельность колонии донских армян была унифицирована по общероссийской схеме реформ: проведена отмена большей части налоговых льгот, особенностей суда и местного самоуправления, полиция переведена в Ростов, отменено освобождение от воинской службы, и др. Неоднократно на уровне высшей госбюрократии, официально обсуждался и вопрос о возможности слияния в один город Ростова и Нахичевани, переодически инициировавшийся ростовской торгово-промышленной элитой и лично ростовским Городским головой А.Байковым.

Отдельный важный этап развития с 1887г. по 1913г.г. связан с последствиями важной административно-территориальной реформы, проведённой по указу императора, присоединения уездов и городов Приазовья, в том числе г. Нахичевани с сельской округой, к Области Войска Донского. В новых условиях выстраивались отношения с донским войсковым Наказным атаманом и казачьим правительством г. Новочеркасска в составе созданного Ростовского округа. Постепенно завершался объективно обозначившийся, в период интенсивной капиталистической модернизации, процесс слияния г.Нахичевани и Ростова-на-Дону уже с первых лет ХХ века. Однако нахичеванцам пока удавалось сохранять определённую самостоятельность и самобытность, особенно в быту, семейно-брачных отношениях.

Резко изменился культурный уровень населения, из города где люди ходили в традиционных восточных одеждах, он превратился в европеизированный южнороссийский город, в котором пока ещё сохранялся и этнический колорит Востока, национальная неповторимая самобытность. При этом светские нахичеванские салоны и магазины уже мало чем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Всё менее заметными становились отличия этих городов друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре. Однако в сельской армянской округе эти процессы шли гораздо более медленно, сохраняя основы этнической и культурной архитипичной самобытности армянского населения.

Помнящие добро и благодарные императрице Екатерине Второй за свое благосостояние, нахичеванцы проведя сборы среди общественности, открыли ей 18 сентября 1894 года красивейший бронзовый памятник. Его установили в городском Александровском саду, на том месте, где, по преданию, ос­тановились первые переселенцы из Крыма. Скульпторы М.А. и М.М. Чижовы изобразили императрицу в полный рост. На лицевой стороне (западная часть) памятника шла надпись: «Императрице Екатерине II - благодарные ар­мяне», на восточной части еще одна надпись: «В царствование императора Александра III в 1894г.», а с боков имелись два барельеф-медальона, с портретом архиепископа Иосифа Аргутинского справа и герб города Нахичевань с датой 1779 г. – слева. Вокруг памятника шла чугунная в 16 секций ре­шетка-ограждение высотой в 60 сантиметров, с 4-мя стол­бами-фонарями по углам. Немного позже в 1899г. на средства армянских меценатов в городе был построен и открыт крупнейший, одиниз первых на Юге России театр.

Однако, упустив возможность провести к городу железную дорогу, которая прошла через Аксай напрямую к Ростову-на-Дону и порту, Нахичеван в 80-90-е годы Х1Х века постепенно уступил инициативу в торгово-промышленном предпринимательстве быстро развивающимуся соседу.

В начале ХХ века, к 1915 году, в Нахичевани проживало уже более 50 тысяч человек. В городе работали табачные, мыльные, химический и механический заводы, городские бойни, санитарный двор. В нём было 7 храмов, городской банк, театр, городская боль­ница, открылись многочисленные начальные и средние учебные за­ведения, типографии, разнообразные ма­газины, выходили газеты и журналы, ходили трамваи, функционировало электроосвещение.

Процветающими населенными пунктами Донского края в начале ХХ века являлись армянские села, основанные в 1780-х годах пер­выми переселенцами: Чалтырь, Большие Салы, Султан-Салы, Крымна реке Темерник, Несветайна реке Тузлов. «Живут они богато, так как владеют достаточным (около 7 десятин на кажд. муж­скую душу) количеством земли с отличною почвою, но хозяйство ведут самыми первобытными способами, даже мало пользуются машинами. Исповедуют армяно-григо­рианское учение христианской веры; священники пользу­ются большим уважением. Грамотность мало распростра­нена. ...В селах своих женщины носят национальную одеж­ду, с ситцевыми или иной материи шароварами, серебря­ными браслетами и монистами, мужчины же приближа­ются по одежде к крестьянам, хотя предпочитают длинные шаровары (брюки) с туфлями, иногда особый полу­кафтан. На голове - черный картуз».

К 1917 году в Чалтыре проживало более 7000 человек, в Султан-Салах - 1500, в Больших Салах - более 4000, в Несвитае - 1500 человек.

Следует особо выделить и этап 1914 - 1915 годов, когда, в условиях Первой мировой войны начавшийся кровавый геноцид, осуществляемый официальными турецкими властями, привел к массовому исходу армянского населения с родных земель. Одним из пунктов назначения во время исхода беженцев стал населенный армянами Нахичеван-на-Дону с прилегающими к нему армянскими селами. Так, 25 января 1915 года в Нахичевани было зарегистрировано уже 137 семей армян-беженцев в числе 495 душ . В дальнейшем поток беженцев ещё более нарастал.

Спасая свои жизни, беженцы бросали все нажитое ими в течение всей своей жизни имущество и прибывали в Россию на Дон практически ни с чем. В этих условиях перед Магистратом и местной армянской общиной встала сложная задача приема, размещения, трудоустройства, обеспечения продовольствием и теплой одеждой прибывающих беженцев. В октябре 1914 года создается Нахичевано-Ростовский-на-Дону Армянский Комитет, благотворительная организация, главным направлением деятельности которой стал сбор средств и оказание материальной помощи беженцам (причем не только армянам, но даже и айсорам), снаряжение добровольцев. Под эгидой Армянского Комитета в Нахичевани–на–Дону работал местный «Комитет о беженцах армянах», которому только с октября 1914 по сентябрь 1915 года Армянским Комитетом было выдано 3000 руб.

Таким образом, прибывшие на Дон беженцы-армяне находили у своих соотечественников самый теплый прием, значительно пополнив и без того одно из самых крупных этнических образований на российской и донской земле .








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 994;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.