Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века.
Становление официальных вассально-служебных отношений с Российским государством и военной службы калмыков достаточно чётко зафиксировано в граматах и договорах калмыцких тайшей с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1618, 1623, 1630-1632г.г. В 40 - 50-х годах XVII столетия из монгольских степей в Поволжье и на левобережье Задонья перекочевали племена ойратов (монголов, не принявших ислам, а исповедовавших разновидность буддизма – ламаизм), получившие название калмыков. Первоначально они часто вступали в столкновения с ногайцами и донскими казаками из-за территории и скота, затем стали налаживать связи и дипломатические контакты. В 1648 году между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз против крымских татар. Уже в 1651г. отряд калмыков переправился через Дон, двинувшись в набег на владения крымского хана, упредив готовившийся татарами поход против донцов. В феврале 1661 года в донскую столицу Черкасск с дипломатической миссией от предводителя калмыков Дайчин-Тайши прибыл посол Баатыр Янгильдеев. Обменявшись подарками с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, послы провели переговоры по поводу совместных действий против крымских татар и ногайцев. Весной того же года с ответным визитом в кочевья Дайчин-Тайши отправилось донское посольство во главе с Федором Буданом и Степаном Разиным. Заключенный ими договор был выгоден не только донским казакам, но Российскогому государству, ибо отныне калмыки из силы враждебной превращались в союзников России. Царь Алексей Михайлович в 1663 году одобрил союз донцов с калмыками, разрешив последним кочевать в юго-восточных пределах казачьей земли: по рекам Маныч, Сал, Иловля, Бузулук и Хопер. Для дипломатических приемов калмыков правительство вместе с казачьим жалованьем стало ежегодно присылать по двести ведер водки.
Зимой 1663 года соединенный отряд донских казаков и калмыков совершил поход против татар, к Крымскому перешейку. Донских казаков возглавлял молодой Степан Разин, а калмыков — Шогаша Мерген и Шербет Бакши. В сражении у Молочных Вод они нанесли поражение сильному татарскому отряду во главе с Сафар Казы-агой.
Несмотря на то, что калмыки (в отличие от казаков) не являлись православными, а исповедовали ламаизм, разновидность буддизма (это учение проповедовало терпимость к другим религиям), они довольно быстро вписались в культурную донскую среду, став союзниками донских казаков в борьбе против Блистательной Порты и Крымского ханства.
С приходом к власти авторитетного степного политика Аюки-хана, число донских калмыков значительно увеличилось. Этот правитель вел двойственную политику по отношению к Дону и России. «Не распространяясь здесь о тонкой политике Аюки-хана, — писал дореволюционный донской историк И.И. Попов, — можно только заметить, что этот хан, ...несмотря на то, что считался русским подданным, был самым могущественным и самостоятельным из всех повелителей калмыков, так как во всех своих делах всегда поступал только по своей воле. Ловкими интригами и изворотливостью Аюка-хан сумел быть любезным и русским государям, несмотря на то, что грабил русские города и села, и крымскому хану, и Константинополю, и всем другим окружавшим его правителям, даже Богдо-хану китайскому и Далай-ламе тибетскому, от которого он, первый изо всех калмыцких повелителей, получил высокий титул хана. При всех своих сношениях с разными государями, Аюка-хан соблюдал только свои собственные выгоды».
Авторитарный способ правления этого хана приводил к тому, что многие калмыцкие родовые вожди уходили от него на Дон, к казакам. Так, в 1686 году 200 калмыцких семейств попросили убежища у донцов и были приняты ими «в казачье сословие». Четыре года спустя в Черкасск прибыло 600 калмыцких воинов во главе с Батур Черкесом, получив разрешение казачьего Круга кочевать между Доном и Донцом.
После смерти Аюки-хана в 1722 году, среди калмыцких вождей началась борьба за власть, на вершину которой поочередно входили Церен-Дондук, а затем Дондук-Омбо. С последним успешные дипломатические переговоры провел войсковой атаман Данила Ефремов. Это было время, когда Российская империя готовилась к решающим схваткам с Турцией и Крымом, когда фельдмаршал Миних сконцентрировал на Дону армию для похода под Азов, а затем и в Крым.
Русскому правительству необходимо было знать, чью сторону примет в предстоящей войне калмыцкий правитель Дондук-Омбо, несколько десятков тысяч конницы которого являлись грозной по тем временам силой. Проявив незаурядные дипломатические способности, Данила Ефремов сумел склонить калмыцкого правителя к союзу с Россией. За успешно проведенную миссию Данила Ефремов указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1738 года был назначен Донским Войсковым атаманом. И в последующее время дальновидный Ефремов поддерживал добрые отношения с калмыками, принимая их вождей-тайш у себя в Черкасском городке и в загородной даче на хуторе Красном.
После смерти Дондук-Омбо, его внук, Цэбэк-Дорджи, «откочевал с 33.000 дымовых отверстий(юрт-кибиток) народа из России в Китай». Оставшиеся в России калмыки, ввиду своей немногочисленности и слабости, подвергавшиеся нападениям воинственных соседей (киргизов, горских и других народов), обратились к имперскому правительству и донским казакам с просьбой о причислении их к казачьему сословию. В 1794 году на это было получено высочайшее разрешение, и калмыки поселились между Доном, Донцом и под Черкасском. Обладая всеми казачьими правами, они имели право свободно исповедовать буддизм — традиционную религию своих предков. Из сильных, годных к военной службе калмыков, формировались сотни, включаемые в состав донских полков. За службу калмыки получали хлебное и денежное жалованье. Калмыки, по физическим данным годные к военной службе, но желавшие работать скотоводами и табунщиками, могли откупиться от военной службы, внеся определенную сумму в Войсковое правление для снаряжения вместо них на службу казаков.
Неспособные по физическим данным к военной службе калмыки составляли команды таранников — рабочих на войсковых рыбоспетных заводах, где обрабатывалось большое количество рыбы-тарани.
Представители донских калмыков (а также татар) служили ординарцами у наследника престола великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла Первого. Так, в конце апреля 1777 года «по его светлости князя Григория Александровича Потемкина приказанию для бытия в «ординарстве при его высочестве великом князе Павле Петровиче, отправить с полковником Петром Яновым... двух татар и двух калмыков, каждого с парою лошадьми; калмыки татар с сагайдаками и дротиками, а находящемуся в Москве старшине Ивану Платову грамотою велеть на кошт войсковой справить калмыкамлубя и лабашки и по две пары сапог».
В 1798 году калмыки были подчинены Войсковому гражданскому правительству, а с 1803 года ими управляли специальные «приставы над калмыками», обязательно имевшие офицерские чины. Для большего контроля над неспокойным калмыцким воинством в начале правления атамана М.Платова их переселили на левобережье Дона, предписав «весной кочевать от реки Кагальника до Сала, летом по обеим Куберле и Гашуну, осенью в окрестностях Манычских соленых озер, а зимой по самой Манычи».
Наконец, в 1806 году все калмыцкие кочевья были разделены окончательно на три основных улуса: Верхний, Средний и Нижний, управлявшихся начальником — зайсангом, часто совмещавшим светскую и духовную власть. Калмыки Верхнего улуса кочевали по реке Сал и левым его притокам, границы Среднего улуса лежали по обеим сторонам Маныча, а Нижнего — по рекам Эльбузд (Ельбузд), Ея, и Кугей Ея. Определение за ними прав и обязанностей казачества и условий службы сами донские калмыки определили названием – «бузаав», в смысле, вручили ружьё (оружие)»
Улусы, в свою очередь, делились на 13 сотен-аймаков: Харьковскую, Беляевскую, Балдырскую, Эркетинскую, Чунусовскую, Бембекинскую, Гелингякинскую, Кювютскую, Бурульскую, Бакшинскую, Бултуковскую, Батлаевскую и Намвровскую. Сотни же делились на хотоны.
В начале 19 века большая часть дербентовских калмыков откочевала в астраханские степи. В Войске Донском остались только калмыки Нижнего улуса. В 1801 году их насчитывалось 2262 души мужского пола. В 1803 к ним присоединились около 400 чугуевских и доломановских калмыков, переселившихся в область Войска Донского.
В 1806 году был образован Калмыцкий округ из кочевавших в задонских степях калмыков. Земельная площадь, определенная под их станицы, была окружена с севера и запада казачьими и крестьянскими землями 1 и 2 Донских округов; с юга – землей, отведенной для частного конезаводства; с востока – землями калмыков Астраханской губернии. В этом же году им были дарованы все права и привелегииказачьего войскового сословия. Данные акты сами калмыки определили как обретение нового почётного статуса казачества – «бузаав» (вручили ружьё , определили на государственную военную службу)
Донские калмыки-бузаавы принимали активное участие в составе сотен-аймаков и казачьих полков войне 1812 года. В авангарде казачьих полков под командованием М.И. Платова в марте 1814 года они вошли в Париж, поразив французов своим экзотическим обликом.
Отбывая за пределами Донского края нелегкую службу наравне с казаками, донские калмыки сложили об этом цикл народных песен. Вот одна из них, записанная донским дореволюционным историком И. И. Поповым:
«Как переправишься через Гашун,
Вспоминается своя земля и ее воды.
Как едем верхом рядами,
Чернеется впереди деревянный лагерь,
Три выстроенные рядами лагеря
Чернеются в голубоватой дымке.
Как переедем Куберле,
Дадим отдых себе и коням.
Когда переправимся через Маныч,
Заструится пот со лба.
Нас родившие отцы и матери!
Живите счастливо по законам веры.
Город Новочеркасск
Хоть и красив, но очень труден.
Выступая из Новочеркасска,
Садимся на огневую машину.
На берегу Черного моря
Стоял я на карауле;
На берегу Белого моря.
Стоял я на часах.
Долго длится зимняя ночь
И прохладна серая шинель».
Об эпохальных событиях борьбы сНаполеоном у калмыковтак же сохранилось несколько песен.
«На трех Манычских курганах
Собирал войско генерал Матвей,
А собранных генералом Матвеем
Инспектировал Андрей Митрич,
Отправлял на службу сотник Аля.
Как отправил нас на службу сотник Аля,
Мы ехали, печалясь о домашних.
- Воду Старого Дона переехали мы с помощью наших верных коней,
А через воду Молодого Дона переправились
мы силой молитвы.
Может ли вода глубочайшей реки
Иссякнуть, входя в сыпучие пески?
Сияние восходящего солнца
Можно ли затмить ладонью руки?
Точно так же и услышав тот прекрасный приказ (о походе),
Наши сердца исполнились удовлетворением».
По «Положению об управлении Войском Донским» 1835 года,официально подтверждалось, что калмыки, наравне с казаками, теперь несли воинскую повинность. В 1859 году калмыков насчитывалось уже 21 090 душ обоего пола.
В 1882 году общее число калмыков, по отчёту органов внутренних дел ОВД, достигло 28 659 человек. Калмыки, после создания Сальского округа в 1884г. и перехода на осёдлый образ ведения хозяйства и быта, проживали компактно в 13 станицах на территории Сальского округа, 1 и 2-го Донского. В составе казачьих полков они отлично служили весь XIX век и до начала XX века. Отличились донские калмыки и в других войнах, которые вела Российская империя в XIX - начале XX веков (до 1917 года).
Перед революцией 1917 года на территории Области Войска Донского проживало 30.200 душ калмыков. Казаки-калмыки приняли активное участие в событиях революции и гражданской войны 1917 -1920г.г. В основном калмыцкие сотни служили в составе контрреволюционной Донской армии, отдельных карательных подразделениях, поэтому большая часть их эмигрировала из Крыма вместе с казаками в 1920году.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 807;