ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА ДОНСКИХ АРМЯН.
Получив право на жительство, армянские поселенцы уже с 80-х годов 18 века стали активно осваивать предоставленную им для города и пяти селений территорию.
Нахичевань, построенная армянами в кратчайший срок – пример градостроительства в XVIII в. на юге России, заслуживающий особого внимания. Как справедливо отметил О.Х. Халпахчьян, автор единственной монографии о строительной деятельности донских армян, «в отличие от других поселений Новороссийского края, город в результате энергичной деятельности армян – переселенцев в первые же годы своего существования приобрел благоустроенный вид». Вплоть до начала ХХ в. планировка, застройка и благоустройство Нахичевани непрерывно улучшалось. В отличие от многих стихийно возникших поселений, Нахичевань со дня своего основания получила четко выраженную планировку в виде сетки пересекающихся под прямым углом улиц, полностью сохранившуюся до наших дней.
Выбор места для города оказался довольно удачным. Местоположение на берегу судоходной, обильной рыбой реки, наличие строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш), близость лесных массивов и свободная для застройки ровная территория благоприятствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию. Относительно ровная городская территория имеет небольшой уклон в сторону Дона. Значительное, около 40 м., возвышение над уровнем реки, гарантировало городу защиту от затопления весенними паводками. Характерная особенность планировки Нахичевани - это наличие единого городского административного центра, отделённого от торговой площади сквером и храмом.
Главным сооружением городской усадьбы был жилой дом, вокруг которого или в отдалении от него, располагались подсобные строения. Подавляющее большинство усадеб имело фруктовый сад, а на окраинах, иногда, и огород. Состоятельные горожане свои первые временные жилища возводили по аналогии с оставленными в Крыму сооружениями. Однако для большинства горожан строились небольшие деревянные и турлучные строения, рассчитанные на семью в 4-5 человек, доступные по своей стоимости для малоимущих переселенцев, строительный лес для которых отпускался бесплатно. Активным организатором строительства типовых домов выступал «Подрядчик Ростовской крепости купец Михайло Наумов», которым в 1780 году в Нахичевани было построено 535 домов стоимостью по 45 руб. каждый. Несомненно, ранние городские жилища не были достаточно благоустроенными и архитектурно выразительными. Это дало основание академику С. Палласу, посетившему Нахичевань в 1793 году, т.е. спустя 13 лет после ее основания, отметить, что виденные в нем некоторые первоначальные жилища были наскоро сколочены и представляли собой жалкие хижины. Судя по косвенным данным, эти жалкие хижины просуществовали недолго. Побывавшие в городе и окрестных селениях видные русские деятели – И. А. Безбородько, Н. Н. Раевский, А.Н. Демидов и др., отмечали привлекательный вид чистых благоустроенных жилищ. По сведениям С. Палласа, деревянные и турлучные здания стояли в удалении друг от друга, и, будучи обмазанными глиной и покрытыми черепицей, были в определенной степени гарантированы от пожара . В большинстве своем первоначальные жилища состояли из просторной передней с печью и очагом, и очень чистеньких комнат, оборудованных по восточному лежанками.
С середины XIX в. городские жилые дома, квадратные и прямоугольные в плане, имели несколько комнат, сгруппированных вокруг коридора или холла, нередко служившего в зимнее время также и кухней. С увеличением состава семьи, ее материальных возможностей и повышением культурных запросов, постепенно пристраивались новые жилые комнаты, а также гостиная, столовая, кабинет, позднее кухня, ванная, туалет. Жилые помещения, в основном, ориентировались на южную сторону, что обуславливалось холодными северо-восточными ветрами и суровыми снежными зимами. В двухэтажных домах верхние этажи были большей частью парадными покоями, а обыденная жизнь проходила в нижнем, более теплом, цокольном этаже. С южной стороны дома пристраивался балкон или крытая терраса. Некоторые дома имели подвалы под всем зданием или некоторой его частью.
Сельские жилища были более простыми, чем городские. Первоначально это были типовые деревянные дома и землянки, построенные в 1780 – 1882 годах. Главным сооружением усадьбы был, как и в городе, жилой дом, вокруг которого располагались вплотную или в удалении подсобные и хозяйственные строения: конюшни, коровники, птичники, сараи, навесы для орудий производства и инвентаря, зернохранилища в виде хорошо высушенных и обмазанных глиной ям глубиной 3 - 4 метра. Проезжавший в 1793 г. Чалтырь С. Паллас отмечал, что большая часть имевшихся в селе 30 домов была построена из чисто тесаных камней и глины и по композиции приближалась к жилищам, которые армяне строили в Крыму. В основном они состояли из трех помещений: прихожей с печью и двух чистых комнат с чистыми лежанками. Пол был глиняным. Высота помещения составляла 2,2 метра. Дом для защиты от холодных ветров снабжался наружными ставнями. Со временем распространение получил полутораэтажный дом, в котором вверху находилась гостиная и жилые комнаты, а внизу подсобные помещения и подвал для хранения продуктов. Особое внимание уделялось вентиляции, обеспечивающей поддержание необходимой для сохранности продуктов температуры подвала. Камышовые кровли со временем заменялись черепицей, а позднее и листовым железом. Обстановка в доме тоже зависела от достатка хозяина. Интересное описание обстановки сельского дома оставил выдающийся живописец М. Сарьян в своих воспоминаниях: «Дом был хорошо обставлен и убран. Вдоль стен тянулись широкие скамьи, покрытые войлоком. В левом углу стоял буфет со стеклянными дверцами, за которыми виднелись аккуратно расставленные пестрые чашки, стаканы, чайники, глиняные графины и др. посуда. Со шкафа свисали вышитые полотняные полотенца. В правом углу располагалась огромная печь, она топилась из прихожей соломой и кизяком. Напротив, в углу, стояла широкая кровать, на которой высились кумачевые ситцевые подушки, уложенные пирамидой до потолка. На стене – икона Божьей матери с младенцем Иисусом на руках. Между окнами висело большое зеркало, а на нем расшитое полотенце. Пол был покрыт гладко утрамбованной желтой глиной. На полу лежал темно-коричневый войлочный ковер, на котором были разостланы простыни, лежали подушки и одеяла. В центре комнаты стоял низкий круглый стол, за которым сидели, поджав ноги. Украшением стола служил большой медный самовар»
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1136;